Обобщающий урок по теме Местоимение как часть речи


Обобщающий урок по теме "Местоимение как часть речи"
(7-й класс)

Я о себе такого мнения:Огромна роль местоимения!Я делу отдаюсь сполна,Я заменяю имена.
Цели урока:Образовательные:
обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»
контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
Развивающие:
активизация самостоятельной деятельности
развитие познавательной активности
Воспитательные:
воспитание коммуникативностипривитие культуры общения
воспитание интереса к предмету
Ожидаемые результаты
- показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках:
- находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки ;
- уметь правильно употреблять местоимения в речи.
Оборудование:
компьютер
мультимедийная приставка
экран
Форма проведения урока: урок-игра.Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой «Все в твоих руках»
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Подготовка к уроку. Слово учителя.Дорогие ребята, тема нашего урока - «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.Но урок у нас будет не совсем обычный. Урок – игра. Класс разделён на 2 команды, которые уже выбрали капитана и помощника-консультанта, к которому команда может обратиться за помощью. Команды не имеют названия. Они их получат только в конце урока, в зависимости от того, кто будет победителем, а кто побеждённым. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Победитель определяется по большему количеству жетонов. Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.
2. Повторение и обобщение. Выполнение заданий.(При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним).Учитель:–Почему местоимение имеет такое название?(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)–Чем отличается местоимение от этих частей речи?(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)
Конкурс 1 «Кто быстрее». (Слайд 2 «Разряды местоимений»)Задание: За минуту записать все разряды местоимений. Учитель:–С каким первым разрядом мы с вами познакомились?Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо: 1 - я, мы; 2 - ты, вы; 3 – он, она, оно)–Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? Ответ подтвердить примерами.(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).Конкурс 2 «Подумайте». (Слайд 3 «Подумайте». Личные местоимения)Задание:Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения, укажите их падеж.
Ты Пустое вы сердечным тыОна, обмолвясь, заменила,И все счастливые мечтыВ душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,Свести очей с неё нет силы;Я говорю ей: «Как вы милы!»И мыслю: «Как тебя люблю!»А.С.ПушкинОтвет:Ты – И.п.Вы – И.п.Она – И.п.
 
Пред ней – Т.п.С неё – Р.п.Я, вы – И.п.Ей – Д.п.Тебя – В.п.
Какими членами предложения они являются?
Конкурс 3 «Отгадай загадки». (Слайд 3)1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?(Вы-мы-ты)3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Учитель: –Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?(Возвратное местоимение себя)–Что вы знаете об этом местоимении?(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)Конкурс 4 «Корректор». (Слайд 4) Задание:Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.СЕБЕ – Д.п.2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.СЕБЯ – Р.п.3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»СЕБЕ – П.п.4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.СОБОЮ – Т.п.
Учитель: –Что вы знаете о притяжательных местоимениях?(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)– Перечислите притяжательные местоимения.(Мой, твой, наш, ваш, её, его, их) (слайд 5)
Конкурс 5 «Ошибкин». (Слайд 5)Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей мискиПять чумазых поросят кушали сосиски.Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:Детям надо наполнять ихние желудки».Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:«Слушать я уже устал ейные упрёки.Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,И такая дребедень происходит каждый день».А.Хайт(евонный – его, ихние – их, ейные – её)
Учитель: –Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)–С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.) (Слайд 7)
Конкурс 6 Задание «Задавака»Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)Например:Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)
Учитель:–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?(Неопределённые и отрицательные)–Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются? (Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)–Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются?(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-) (слайд 8)
Конкурс 7 «Подумайте». (Слайд 9)Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоегочеловека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?А второй и говорит:- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-тодороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?Третий посмеялся и сказал:- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)Учитель:–Объясните правописание данных местоимений. (Слайд 9)–Перечислите все определительные местоимения. (Слайд 10)(Сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый)
Конкурс 8 Задание
Определить значение фразеологизмов. (Слайд 10) Сам с усами (Нисколько не хуже других.)Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.) Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)
Учитель–Назовите указательные местоимения. (Слайд 11)(Тот, этот, такой, таков, этот)
Конкурс 9Задание: Прочитайте пословицы. Чему они учат?Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите падеж. Почему у местоимения ТАКОВЫ нет падежа? (Слайд 11) Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах?
Хорошо того учить, кто слушает. Кто много обещает, тот мало делает.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.Какова яблонька – таковы и плоды.Чего сам не любишь – того людям не желай того - Р.п. тот – И.п.тому – Д.п.таковы – не склоняетсятого – Р.п.кто, какова, чего – относительные местоимения; сам - определительное
Итог урокаУчитель:– Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. Ей присваивается название «Аборигены». Команде соперников – «Туристы». Как вы думаете, почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к Толковому словарю.)А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться сигнальными карточками.
5. Рефлексия «Все в твоих руках».
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
4. Домашнее задание: Подготовиться к контрольному диктанту по разделу: «Местоимение».