Конспект урока русского языка Обобщение по теме Местоимение


Тема: Обобщение знаний о местоимении
Предметные результаты обучения: закрепить умение распознавать личные местоимения; определять их грамматические признаки; склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; раздельно писать местоимения с предлогами; умение работать в паре.
Метапредметные:
регулятивные: постановка учебной задачи; выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,   умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как   индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Методы: словесные, наглядные, практические, социальные.
Формы роботы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Ход урока:
Организационный момент
Психологический настрой. - Сначала предлагаю вам настроиться на работу.
1 вариант хором:
Я смогу выполнить все задания
2 вариант хором:
У меня все получится
Все вместе:
Желаю успехов себе и друзьям
- Сегодня мы отправимся в гости. . Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих знаниях?
(Учитель читает стихотворение.)
Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него как не крутись,
В речи нам не обойтись!
.

- Как вы думаете, о каких словах пойдёт сегодня речь?
Тогда внимание – первое задание.
2.        Чистописание.
На доске записаны слова: меня, земляника, милый
Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она повторяется в каждом из этих слов.
На доске:
Мм
Мм  мм  Мм  мм
Какие звуки на письме обозначает данная буква?
Дайте характеристику звукам.
Прочитайте пословицу:
Люби дело - мастером будешь.
Кого можно назвать мастером?
Как можно применить данную пословицу к уроку русского языка?
- Какое слово здесь словарное и почему?
Травянистое растение со сладкими красными ягодами.
Во многих языках название этой ягоды звучит по- разному, но непременно связано с понятием «земля». У поляков эта ягода именуется «поземка». У немцев- «эрдбэрэ»(земляная ягода). И вы, конечно , догадались почему. Ягоды земляники нередко лежат прямо на земле, коротенький стебелек не поднимает ягоду от почвы.
- С какими словами у вас ассоциируется слово? ( лето, земля)
-Подберите однокоренные слова (земляничка, земляничное)
- Придумайте предложения.
-Запишите
Мы собрали полное ведёрко спелой земляники.
- Подпишите части речи, подчеркните грамматическую основу. Дайте характеристику предложению.
- Назовите местоимение
Тема урока
- Назовите тему урока.
- Давайте сформулируем тему урока. Выберите цели урока:
1. Познакомиться с новой частью речи местоимением.
2. Распознавать местоимения среди других частей речи.
3. Осознанно употреблять местоимения в тексте.
4. Склонять личные местоимения.
5. Познакомиться с грамматическими признаками местоимений.
Учитель: - Вот мы и в гостях. Впустили нас местоимения. А у них для нас приготовлено много заданий.

А вот и одно из них. Послушайте внимательно одно стихотворение.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
Дети: - Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет.
- что такое местоимение?
Игра « Вставь местоимение»
Вставьте нужные
местоимения.
... нарисую ёлочку.
А ... что будешь рисовать?
Когда ... приедет?
Завтра ... пойдем на речку.
Кого ... ждете?
Почему ... улетают?
- Какие местоимения вставили?
Д: Это личные местоимения
Учитель: А теперь вас ждёт следующее испытание.
Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.
Учитель: - Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.
-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.
-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?
Дети: - Местоимения третьего лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.
Фронтальная работа у доски
* Раскрой скобки и поставь местоимение в нужном падеже.
всегда с (она) …заботился обо (я) …
плыл от ( они) …отвечаю за ( вы) …
подошёл к (он) …спросил про (мы) …
- Как пишутся местоимения с предлогами? (Предлог с местоимением пишется отдельно Местоимения не имеют приставок..)- где здесь орфограмма?
-Как можно определить падеж местоимений?
ФизминуткаНужно присесть, если услышите личное местоимение.
Цветы. Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если он, и я, и ты - если мы сорвём цветы, то окажутся пусты и деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, если только я и ты - если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
- Почему нельзя рвать цветы?
Игра «Исправь ошибки» работа в парах. Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.
 Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.
- Морфологический разбор у неё. 1 ученик у доски.
Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
1 уровень.
Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и спокойно. Спасибо маме за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Пусть маме будет хорошо. Мама заслужила это.
2 уровень.
Вставь подходящие по смыслу местоимения. Определи падеж местоимений.
Летом __ жила в деревне. Там у___ было много подруг. ____ жилось очень хорошо. Подружки ____любили. Только один раз со __ поссорилась Лена Огонькова.
3 уровень.
Составить и записать небольшой рассказ (3 - 4 предложения о своем друге или подруге), используя местоимения.
Итог урока.
Тест.
Закончи предложения:
местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________
к 1-му лицу относятся местоимения________________
ко 2-му лицу относятся местоимения__________________
к 3-му лицу относятся местоимения______________________
по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа
предлоги с местоимениями пишутся _____________________ .Рефлексия:
Оцените свою работу на уроке по плану:
Сегодня на уроке я научился …
У меня хорошо получилось …
…. задание вызвало затруднение, потому что …
Мне нужно ещё …

Ед. ч.
Мн.ч .1 лицо
2 лицо
3 лицо

Ед. ч.
Мн.ч .1 лицо
2 лицо
3 лицо

Ед. ч.
Мн.ч .1 лицо
2 лицо
3 лицо

Ед. ч.
Мн.ч .1 лицо
2 лицо
3 лицо

Ед. ч.
Мн.ч .1 лицо
2 лицо
3 лицо
Игра «Исправь ошибки»
Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.
 Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.
Игра «Исправь ошибки»
Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.
 Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.
Игра «Исправь ошибки»
Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.
 Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.
Игра «Исправь ошибки»
Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.
 Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.
Игра «Исправь ошибки»
Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.
 Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.
1 уровень.
Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и спокойно. Спасибо маме за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Пусть маме будет хорошо. Мама заслужила это.
1 уровень.
Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и спокойно. Спасибо маме за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Пусть маме будет хорошо. Мама заслужила это.
1 уровень.
Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и спокойно. Спасибо маме за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Пусть маме будет хорошо. Мама заслужила это.
1 уровень.
Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и спокойно. Спасибо маме за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Пусть маме будет хорошо. Мама заслужила это.
1 уровень.
Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и спокойно. Спасибо маме за тепло и заботу. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Пусть маме будет хорошо. Мама заслужила это.
2 уровень.
Вставь подходящие по смыслу местоимения. Определи падеж местоимений.
Летом __ жила в деревне. Там у___ было много подруг. ____ жилось очень хорошо. Подружки ____любили. Только один раз со __ поссорилась Лена Огонькова.
2 уровень.
Вставь подходящие по смыслу местоимения. Определи падеж местоимений.
Летом __ жила в деревне. Там у___ было много подруг. ____ жилось очень хорошо. Подружки ____любили. Только один раз со __ поссорилась Лена Огонькова.
2 уровень.
Вставь подходящие по смыслу местоимения. Определи падеж местоимений.
Летом __ жила в деревне. Там у___ было много подруг. ____ жилось очень хорошо. Подружки ____любили. Только один раз со __ поссорилась Лена Огонькова.
2 уровень.
Вставь подходящие по смыслу местоимения. Определи падеж местоимений.
Летом __ жила в деревне. Там у___ было много подруг. ____ жилось очень хорошо. Подружки ____любили. Только один раз со __ поссорилась Лена Огонькова.
2 уровень.
Вставь подходящие по смыслу местоимения. Определи падеж местоимений.
Летом __ жила в деревне. Там у___ было много подруг. ____ жилось очень хорошо. Подружки ____любили. Только один раз со __ поссорилась Лена Огонькова.
2 уровень.
Вставь подходящие по смыслу местоимения. Определи падеж местоимений.
Летом __ жила в деревне. Там у___ было много подруг. ____ жилось очень хорошо. Подружки ____любили. Только один раз со __ поссорилась Лена Огонькова.
3 уровень.
Составить и записать небольшой рассказ (3 - 4 предложения о своем друге или подруге), используя местоимения.
3 уровень.
Составить и записать небольшой рассказ (3 - 4 предложения о своем друге или подруге), используя местоимения.
3 уровень.
Составить и записать небольшой рассказ (3 - 4 предложения о своем друге или подруге), используя местоимения.
3 уровень.
Составить и записать небольшой рассказ (3 - 4 предложения о своем друге или подруге), используя местоимения.
3 уровень.
Составить и записать небольшой рассказ (3 - 4 предложения о своем друге или подруге), используя местоимения.
3 уровень.
Составить и записать небольшой рассказ (3 - 4 предложения о своем друге или подруге), используя местоимения.
3 уровень.
Составить и записать небольшой рассказ (3 - 4 предложения о своем друге или подруге), используя местоимения.
3 уровень.
Составить и записать небольшой рассказ (3 - 4 предложения о своем друге или подруге), используя местоимения.
Тест.
Закончи предложения:
Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________.
К 1-му лицу относятся местоимения________________.
Ко 2-му лицу относятся местоимения__________________.
К 3-му лицу относятся местоимения______________________.
По родам изменяются только местоимения __________ лица ________________числа.
Предлоги с местоимениями пишутся _____________________ .Тест.
Закончи предложения:
Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________.
К 1-му лицу относятся местоимения________________.
Ко 2-му лицу относятся местоимения__________________.
К 3-му лицу относятся местоимения______________________.
По родам изменяются только местоимения __________ лица ________________числа.
Предлоги с местоимениями пишутся _____________________ .Тест.
Закончи предложения:
Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________.
К 1-му лицу относятся местоимения________________.
Ко 2-му лицу относятся местоимения__________________.
К 3-му лицу относятся местоимения______________________.
По родам изменяются только местоимения __________ лица ________________числа.
Предлоги с местоимениями пишутся _____________________ .Тест.
Закончи предложения:
Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________.
К 1-му лицу относятся местоимения________________.
Ко 2-му лицу относятся местоимения__________________.
К 3-му лицу относятся местоимения______________________.
По родам изменяются только местоимения __________ лица ________________числа.
Предлоги с местоимениями пишутся _____________________ .