Урок по русскому языку в 6 классе Местоимение. Обобщающий урок


1.Образовательные:
- повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Местоимение»,
- знать разряды местоимений, их лексические и грамматические особенности,
- синтаксическая роль местоимений, роль в речи.
2. Развивающие:
– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и  письменной речи;
– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
3.Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к родному слову, внимательное отношение к окружающему миру;
– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
Ход урока1. Организационный момент
Слово учителя. Добрый день! Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!» Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?
Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).Вы завершаете изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).
Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях.
Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.
2. Экспресс-ответ
Продолжить следующие фразы одним словом:
местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная )она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество )но … (?) (что не делает?) ( но не называет их )
в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)
3 . Орфографическая разминка
-А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм
Разминка «Лови ошибку» (найти ошибку в правописании местоимений, записанных на доске)
Ждать не кого, чтото обнаружил, с кем-то заговорил, коечто узнал, рассказать кому либо, некого не было, не скем поговорить, не которые личности, коекто из учеников, никому не сказал, ничего делать, отказать кому нибудь.
4. Редактирование текста.
-Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.
Найти и исправить речевую ошибку. Помните: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись в тетради)
5. Разминка. Структура КоннерсКаждый угол в классе подписан следующим образом:
1. Притяжательные
2. Неопределенные
3. Определительные
4. Указательные
Ребята, Вы заметили, что каждый угол в классе подписан? На столе у вас листочек с местоимениями. Подумайте и выберите соответствующий разряд и встаньте в выбранный угол.
Составьте с одним местоимением предложение.
Называют предложение те, у кого волосы длиннее.
Назовите одно лучшее предложение из группы вслух.
6. Цифровой диктант. 
1 – указательное2 – относительное3 – отрицательное4 – неопределенное
А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
Опять на то же место вышла.
В такую ночь невозможно уснуть.
Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
Если за день ничему не научился, зря прожил день.
Код: 3, 1, 1, 3, 4, 3
7. Работа в парах.
1.Поставить местоимение в начальной форме, определить разряд, падеж.Моего - (мой) кого-то - (кто-то) Никого - (никто)со мной - (я)Нашего - (наш) твоего - (ты)Ваши - (ваш) своему - (свой) Никакому - (никакой) ему - (он) 2.Напишите подходящее местоимение.
1)Личное местоимение, 1 л., ед.ч. Т.п. (со мной)
Неопределенное местоимение, Д.п. (чему-то?)
Указательное местоимение, П.п. (о той)
Возвратное местоимение, Р.п. с предлогом С (с себя)Личное местоимение, З л., ед.ч., ж.р., Т.п. с предлогом О (о ней)
Рефлексия
Я научился…Мне понравилось…Мне показалось сложным…Я поставил себе за урок…
Домашнее задание.Составить загадки, ребусы, кроссворды по теме «Местоимение»
МБОУ «Кошки-Теняковская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»
Открытый урок русского языка в 6 классе
Тема: «Обобщение по теме «МЕСТОИМЕНИЕ»


Учитель:
Иванова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы
Апрель, 2016 г.