Конспект к уроку русского языка в 4 классе по теме Местоимение. Обобщение


Урок русского языка в 4 классе
Бобла Юлия Александровна,
учитель начальных классов высшей категории
ГУО "Гимназия №1 г. Горки"
Тема урока: Обобщение по теме "Местоимение" Цель урока: обобщение знаний о местоимении как части речи; совершенствование навыков правописания личных местоимений и правильного употребления их в речи.
Задачи урока:
Образовательные:
развивать умения находить в тексте личные местоимения, определять грамматические значения числа, лица, рода и падежа личных местоимений;
формировать навыки правильного употребления в речи местоимений 3 лица;
совершенствовать навыки правописания местоимений с предлогами;
Развивающие:
развивать умение работать в парах и группах;
развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;
Воспитательные:
формировать положительную мотивацию к обучению.
Оборудование: интерактивная доска, сопровождение урока в программе Notebook, карточки с заданиями для работы в парах и группах, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Слайд 2
Слайд 3
-4381542545
Слайд 3

Слайд 4Слайд 5Слайд 6
Слайд 7Слайд 8
Слайд 11

Слайд 13

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27

Слайд 28
1.Организационный момент.
Учитель читает стихотворение
А. Плещеева.
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною...Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало,Пора метелей злых и бурьОпять надолго миновала.
Учитель:  Я недаром начала урок русского языка со стихотворения Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать? 
2. Сообщение темы урока. 
– Пожалуйста, определите тему нашего урока, разгадав ребус «ме100 усадьба».
Если не получается, я могу подсказать вам слова синонимы к слову усадьба: вилла, имение, дача.
– Сегодня мы обобщим знания по теме “Местоимение”.
3. Постановка целей, определение задач урока
Ученики совместно с учителем дополняют фразы:
Повторить знания о…
Совершенствовать умения определять…
Формировать навыки правописания…
Подсказки: значение местоимений, вопросы личных местоимений, роль в предложении, местоимения с предлогами, буква н после предлогов в местоимениях 3 лица.
4. «Мозговой штурм»
Ответьте на вопросы:
1.Что такое местоимение?
2.На какие вопросы отвечают местоимения?
3.Как изменяются местоимения?
4.Чем являются местоимения в предложении?
5.Как пишутся местоимения с предлогами? На протяжении урока мы с вами повторим основные правила правописания личных местоимений и постараемся применить ваши знания и умения, выполняя различные задания.
При ответах на вопросы идет переход по ссылкам к слайдам подсказкам.
4.Минутка чистописания. Развитие речи.
Мы начали свой урок со стихов о весне и в чистописании используем первую букву этого слова.
Какие звуки она обозначает?
Запись в тетради:
Вв Весна весенний веснянка
-Разберите слова по составу.
-Объясните значение слова веснянка.
1. Веснянки - птица проточных водоемов, взрослые особи которых появляются ранней весной.2. Веснянки (заклички) - обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение.
Распространите предложение:
Весна пришла.
Запишите и разберите предложения:
1в.- по членам предложения;
2в. - по частям речи.
Взаимопроверка в парах. Фронтальная проверка.
А с чем ассоциируется у вас слово весна?
У меня появились такие ассоциации: весна: свет, тепло, гроза, дождь, солнце, радость, счастье.
Замените эти существительные местоимениями, запишите.
Проверка. (По слайду 13)
Что общего у этих местоимений? (Формы 3 лица, ед. числа).
Чем они отличаются?
(Разные формы рода).
5.Повторение (лицо местоимения).
Выборочный диктант
- Как определить лицо местоимения,
если оно в форме, к примеру, дательного падежа?
Выпишите из стихотворения местоимения, распределяя их в таблице. Учитель читает стихотворение.
Весна в нашем селе
Юрий Саакян
— Весна, ты где зимой была?
— Я в речке зиму проспала,
Мы с речкою проснулисьИ к вам в село вернулись.
Гляди, набухли почки,
Проклюнулись листочки,
Пичуги прилетелиИ на ветвях запели,
И долгожданное теплоК тебе, к нему, ко всем пришло!
Взаимопроверка в парах, и один человек работает на доске (слайд 13): находит ошибки в таблице.
6.Определение падежа местоимения. (Слайды 16)
Нажимаем на кубик, появляется местоимение, перетягиваем его в таблицу и проверяем.
Повторяем алгоритм определения падежа личного местоимения. Чтобы определить падеж местоимения, надо:
поставить к этому местоимению вопрос;
обратить внимание на предлог.
Один человек у доски, остальные по индивидуальным карточкам выполняют задание.
7.Физкультминутка.
8.Правила написания местоимений.
Разгадайте ребусы (Слайды 16-21).
- Подумайте, как пишутся предлоги с местоимениями.
Ответы:
с тобой,
на тебя,
у нас,
за вами,
ящик,
ябеда.
9. Исправление ошибок в тексте.
А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, исправьте ошибки.
(Тексты напечатаны на листочках разного цвета).
1 вариант.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед им сидела большая лягушка. Ана только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так ани добрались до лужи.
2 вариант.
Однажды я шёл по лугу. Комне пристала ласточка. Ана кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у её птенца, и ана просила отдать него обратно. Я не понимал, что ней нужно. Я рассказал об этом деду, а он посмеялся надо мной и всё объяснил.
3 вариант.
Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.
4 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Неё зовут Надя. У её не было красок. Ани дали девочке краски. Ребята стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
5 вариант
Живёт в хвойном лесу птица с большим носом. Пёрышки у её тёмные с пестринками. Зовут неё кедровка. С осени ана прячет шишки. Зимой достаёт изних орехи. Запасы кедровка делает в разных местах и легко них находит.
Проверка в группах.
2150110672464002283460701040Соберитесь в группы и сверьте свою работу с образцом. Если вы допустили ошибки, исправьте их. Оцените свою работу с помощью шкалы.
21659851600200010.Хитрые вопросы
1.Какое местоимение состоит из двух предлогов? (Она)
2.Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его справа налево? (Он)
3.Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы)
4.Сколько личных местоимений в слове “семья”? (Семь)
5.Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква)
6.Какие местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)
Проверка теста по слайдам: эффект «Цветной фильтр», вытягивание.
11. Тест
1.Обведи кружочком правильный ответ:
а) местоимение обозначает предмет;б) местоимение указывает на предмет;в) местоимение называет предмет.
2.Прочитай предложения. Вставь вместо выделенных существительных местоимения.Отпустил (старик)______ рыбку золотую и сказал (рыбке)_____ ласковое слово. На (старика)_____старуха не взглянула, лишь с очей прогнать (старика) ____ велела.
3.Поставь местоимения в нужном падеже. Определи падеж и лицо.
разговаривал с (ты) – ______
подошел к (мы) – _____
рассказал о (они) – ______
4.Выбери строку, где все местоимения написаны правильно:
а) подошел к ей, вышел за ним, рассказал про их
б) подошел к ней, вышел за им, рассказал про их
в) подошел к ней, вышел за ним, рассказал про них
5.Подчеркни слова, которые нужно писать раздельно:(по)ехал (по)ней
(От)ъехал (от)него
(За)вами (за)ехал
Проверка по слайдам 23-27.
Самооценка по ключу.
Количество правильных ответов отметка
11 10
10 9
9 8
8 7
7 6
6 5
5 4
4 3
3 2
2 1
1 -
11.Итог, рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока.
Выполнили ли мы поставленные задачи?
Завтра мы будем проводить проверочную работу по теме «Местоимение». Как вы думаете, справитесь?
Перетяните весенние цветы в ту корзинку, которая подходит для вас.
Примечание: слева в таблице выложены слайды к программе Notebook, сам же урок сопровожден презентацией в программе PowerPoint