Конспект урока русского языка 6 класс по теме Местоимение. Обобщающий урок.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана
КОНСПЕКТ УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА:
Местоимение. Обобщающий урок
(6 класс)
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Пагина Елена Анатольевна
Неман,2014г.
Цели урока:
образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи;
развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;
воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
оборудование: презентация, сигнальные карты, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист.
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН
Вид работы: урок-практикум.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада, что сегодняшний урок мы проведет вместе, мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
- Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:... (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека. ( Слайд 1)
-Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помочь нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…
–Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.) ). Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.
-Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”.
2. Повторение изученного материала. Составление кластера.
-Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.
Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”.
Давайте составим схемы соотношения местоимений с другими частями речи.
(Слайд 3)
По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:
– местоимения-существительные;
– местоимения-прилагательные;
– местоимения-числительные;
3.Работа у доски
( Слайд 4)
Синтаксический разбор предложений.
Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.
Найдите в предложении местоимения, определите их синтаксическую роль.
Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово « в нем»? Для чего?
Поставьте местоимения в начальную форму. Какие они?
Какие еще личные местоимения вы знаете?
Вопрос-шутка. Какие личные местоимения мешают ездить подорогам? (Ямы) Какие местоимения самые чистые? (вымыты)
4. Слово учителя (лекция).
Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.
Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. 5. Опрос с помощью сигнальных карточек
(Слайд 5)
- Ребята у вас на партах лежат ваши оценочные листы, которые помогут нам с вами определить уровень ваших знаний. После каждого упражнения я попрошу вас оценить свою работу и поставить в соответствующую графу объективную оценку. В конце занятия мы подведем итоги.
Игра «Светофор»
Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их.
Местоимение у тебя – личное в род. падеже – зелёный
Мой, твой, наш, ваш – определительные местоимения - красный
Личное местоимение 1 лица, ед. ч. дательного падежа – мне
Местоимение себя – возвратное, не имеет формы имен. падежа – зелёный
Вопросительные местоимения по звучанию можно перепутать с относительными –
Приставки Не- и Ни- в отрицательных местоимениях всегда пишутся слитно
В предложениях местоимения являются определением, дополнением и подлежащим.
6. Работа с дидактическим материалом. Упражнение « Редактор»
( Слайд 6)

7. Составление диалога
-Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете местоимением.
Кто сегодня опоздал? Никто.
Какое задание тебя затруднило? Никакое.
Чей ответ был плохим? Ничей.
Кого винить, если сам виноват? Некого.
Что исправить, если нет ошибок? Нечего.

Какие местоимения вы употребили? Какова особенность последних двух? Какие приставки в первых трёх? Почему? ( Слайд 7)
Выполнение тренировочных упражнений с взаимопроверкой
Упражнение «ТУРНИР» (Слайд 8)
(1 вариант)
Какие личные местоимения имеют значение любого рода?
мы, вы
он, она
я, ты
Какие три местоимения не имеют именительного падежа?
собой, себя, никем
себя, некого, нечего
так, отсюда, сюда
К каким разрядам ты отнесешь выделенные местоимения?
Один сказочник рассказывает: «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто...»
А второй говорит: «Это не так было. Вот я сейчас расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то…»
Третий посмеялся и сказал: «Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому и ничего не обещал…»вопросительные и относительные
неопределенные и отрицательные
личные и указательные
Попробуй просклонять местоимения некто и нечто:
эти местоимения не склоняются
не о ком, не о чем
некого, нечего
(2 вариант)
1. От каких местоимений образованы: некем, неким, никем?
Некто, нечто, некоторый
Нечего, негде, никак
Некого, некий, никто
2. К какому разряду относятся выделенные местоимения?
Что-то будет? Что-то будет?- стучали от старости лет вагоны.
Неопределенные местоимения
Вопросительные с усилительной частицей – ТО
Относительные местоимения с усилительной частицей – ТО
3. Какими частями речи являются выделенные слова?
1) Он все еще сидит дома.
2) Он все рассказал мне.
3) Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц.
Это все местоимения
1 и 3 – усилительные частицы, 2 – существительное
Это все усилительные частицы
4. Какими частями речи являются выделенные слова?
1)Он собой ничего.
2)Она живет ничего.
3)«Полет в ничто » - так называлась эта книга.
Наречия
Это все местоимения
1 – прилагательное, 2 – наречие, 3 – существительное
Взаимопроверка. (Обменяйтесь своими листочками друг с другом, проверьте ответы)
( Слайд 9)
10 . Индивидуальная работа у доски
1. Синтаксический разбор предложения:
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Определить разряд местоимений, графически доказать свою точку зрения:
Его взгляд показался учителю грустным. – Его попросили прочитать стихотворение выразительно. ( Слайд 10)
11.Работа с презентацией
Задание по рядам, определить разряд.( далее слайд с ответами) ( Слайд 11)
Заполнение кроссорда.
12. Рефлексия: (использование сигнальных карточек), подведение итогов
( использование оценочных листов) (Слайд 12)
1.Понравился ли вам урок?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
2.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?