Урок русского языка в 7 классе по теме «Местоимение»


ОТКРЫТЫЙ УРОК «МЕСТОИМЕНИЕ»
Тема урока: повторение по теме «Местоимение» в 7 классе
Ссылки: календарный план, учебник, текст, таблица
Цели:систематизировать знания учащихся о местоимении как части речи, разрядах и правописании местоимений; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, речевую грамотность учащихся
Результаты обучения: умение определять местоимения в речи и на письме; сформированность пунктуационных и орфографических навыков; пополнение словарного запаса.
Ключевые идеи: развивать и активизировать познавательную деятельность, критическое мышление, совершенствование навыков сравнения,синтеза, анализа, дедукции.
Ресурсы: слайды,таблица, интерактивная доска, иллюстрации, видеоролик.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой на урок. - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, дети! - Ребята, предлагаю вам провести небольшой тренинг, чтобы настроиться на плодотворную работу. Прошу вас встать в круг. Я в школе на уроке Я сейчас начну учиться Я хочу учиться и радуюсь этому Внимание мое растет Голова мыслит ясно Я начинаю учиться!
2. Вызов - Речь грамотного человека отличается красотой и лаконичностью. Чтобы грамотно говорить и писать, необходимо не только расширять свой словарный запас, знать правописание и пунктуацию, но и правильно строить предложения и фразы. Скажите, можно следующий рассказ назвать грамотным и красивым? (Слайд 1)
Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.
- Почему? - Правильно многие слова часто повторяются. - Какие? - А как можно исправить положение, чтобы рассказ стал более корректным? - Попробуйте (Ученики над повторяющимися словами пишут местоимения). - Значит, благодаря таким словам, речь становится более грамотной и лаконичной. Как называются такие слова? - Правильно местоимения. Таким образом, вы назвали тему нашего урока. - Познакомьтесь с целями урока (Слайд 2). Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем наши знания. А теперь запишите в тетрадях дату и тему нашего урока. - Теперь посмотрите на экран (Слайд 3). Вот как о себе говорит местоимение:
Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена. (Дети читают по цепочке)
3. Осмысление. - Как вы понимаете это стихотворение? Назовите ключевое значение этой части речи (Заменяет другие части речи) - Правильно. Местоимение не зря гордится. Оно стоит на третьем месте по частоте употребления после существительных и глаголов. Предлагаю поработать со следующим предложением.
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.
- Понятен вам смысл этого предложения? А что именно непонятно? (Кто он? От кого узнал? Какая погода?) - А если мы с вами внесем изменения в предложение? Какие изменения, по-вашему, нужно внести в предложение? - Правильно, давайте заменим подходящими по смыслу словами.
Арман узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через пять дней.
- Ответим на те же вопросы. Кто он? (Арман). От кого узнал? (От синоптиков). Какая погода? (Солнечная). Когда установится? (Через пять дней).
- Посмотрите, вместо каких слов употреблены местоимения ОН, НИХ, ТАКАЯ, НЕСКОЛЬКО. Какими частями речи они являются?
- Арман, синоптики – существительные, обозначают предмет, солнечная – прилагательное, обозначает признак предмета. Пять – числительное, обозначает количество.
- Каким одним словом в морфологии называют существительные, прилагательные, числительные?
- Имена
- Наши местоимения употреблены вместо имени. Обратите внимание на это сочетание «вместо имени» - в нем этимологические корни местоимения. Но почему же нам неясен смысл предложения в первом варианте?
- В отличие от существительных, прилагательных, числительных местоимение не называет предмет, признак или количество.
- Правильно. А сейчас посмотрим, как могут изменяться местоимения.
Задания группам. (Слайд 4) 1 группа: просклоняйте в тетрадях и на доске местоимение ОН. 2 группа: определите род и число местоимения в словосочетания: такая погода, такой берег, такое озеро, такие дни. 3 группа: подумайте, какой можно сделать вывод.
- Вывод: местоимения изменяются по родам, числам и падежам.
- Все правильно. Остался еще один признак местоимения. Какой?
- Разряды местоимений.
– Все верно. У вас на партах карточки с предложениями. Нужно заполнить таблицу. Например, личные местоимения (Слайд 5). 1 группа заполняет графу 2 и так далее.
Разряды Местоимения Примеры
1.Личные Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они Я, ты, он, она – вместе дружная страна!
2.Вопросительные Кто, что, сколько, какой, чей, который Что происходит на свете? – А просто весна.
3.Указательные Этот, тот, такой Тот куст, да не та ягодка
4.Определительные Каждый, всякий, любой, сам, самый, весь Всякому зерну своя борозда
- Молодцы, вы справились с заданием. А теперь подытожим нашу работу, сформировав правило.
- Ученики обсуждают, затем рассказывают правило.
- Ребята, вы очень хорошо потрудились, можно и отдохнуть. Я предлагаю вашему вниманию видеоресурс «Моя планета» (Видеофильм)
- Понравилось? Отдохнули? Замечательно. Ребята, этот фильм предварил лексическую тему нашего урока о природе.
- Ребята, у вас было домашнее задание: прочитать текст, озаглавить его. Выполнили задание?
- Да
- О чем рассказ?
- О хорошей девочке Даше, о маленьком цветке, который вырос на пустыре среди камней, о добрых делах ребят.
- А как вы озаглавили рассказ?
- «Цветок-герой», «Цветок среди камней», «Даша и цветок», «Добрые дела»
- Замечательные названия. Ребята, на ваших столах постеры, маркеры. Предлагаю вам завести «двойной дневник». Выпишите из текста ключевые слова и фразы, которые вам особенно понравились.
- Презентации групп.
- Ребята, а как бы поступили вы?
- Собрали бы семена и развели много таких цветов
- Занесли бы в Красную книгу, чтобы никто не рвал.
- Заботились бы, поливали, удобряли землю.
- Прекрасно, я вижу, что вы любите природу и никогда не навредите ей.
- А теперь вспомним местоимения. Отгадайте загадки про местоимения.
Будьте внимательны. 1) В каком местоимении два звука, но одна буква?2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?3) Сколько личных местоимений в слове семья? 4) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе - овощ.5) Когда руки бывают тремя местоимениями?6) Какое местоимение требует чистоты?Ответы:1) В местоимении «я» - [йа];2) Я-мы;3) Семь «я»;4) Ты-ква;5) Когда руки вы-мы-ты;6) Мой.
Рефлексия.
- Вы справились и с этим заданием. Вам придется поработать с цветными фишками. Красная – урок понравился, все понятно. Зеленая – встретились трудности, но я их преодолел. Желтая – я работал, поглядывая на часы.
- Домашняя работа. Написать мини-сочинение о природе.
- Ребята, большое вам спасибо за урок, за сотрудничество!