Урок русского языка в 6 классе по теме «Местоимение»


Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Местоимение»
Учитель русского языка и литературы
Мартюкова Ирина Леонидовна
Тема: «Местоимение как часть речи».
Цели:
- повторить теоретический материал по теме «Местоимение»;
- воспитывать стремление строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений;
- развивать способность грамотно использовать местоимения в речи.
Ход урока:
Мобилизующий этап.
- С какими частями речи вы познакомились в этом году?
--О какой части речи говорится в стихотворении?
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы (местоимение).
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- Цель? (вспомнить изученное ранее)
План:
Значение, вопрос
Морфологические признаки
Синтаксическая роль
Функция в тексте
2. новая тема. Морфологические признаки, синтаксическая роль.
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.
- понятен ли смысл предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода установится? Через сколько дней?
- изменим предложение так, чтобы смысл стал понятен.
Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.
- вместо каких слов употребляются местоимения?
Части речи Вопрос Примеры
Имя существительное Кто? Что? Он, от них
Имя прилагательное Какой? Такая
Имя числительное Сколько? несколько
- Почему местоимение так называется?
-Вспомните, как изменяются именные части речи. Как может изменяться местоимение? Определим морфологические признаки.
- Определите синтаксическую роль местоимений в таблице и в тексте.
Сравнить с правилом в учебнике.
Вывод: местоимения заменяют именные части речи, изменяются как они, в предложении являются всеми членами, кроме сказуемого.
Употребление местоимений в речи.
В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
- Подчеркните местоимения и существительные, вместо которых они употребляются.
- Какую роль играют местоимения в тексте?
-- упр. 390
- какое задание вы можете предложить к данному тексту?
Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.
(отредактировать текст).
- текст о М.Пришвине.
Много в своей жизни я бродяжничал, но в какое бы новое место ни приходил, везде мне хотелось построить себе дом и долго жить долго. Так я обыкновенно и приступал к изучению любого края, будто бы я избираю себе место, где бы мне поставить свой дом. (М.Пришвин)
Можно ли произвести замену в данном тексте? Представьте, что это вы рассказываете о писателе. (замена 1 лица на третье с помощью местоимений)
Вывод: местоимения помогают избежать повторов, с их помощью можно произвести замену лица рассказчика
- прослушайте текст. Можно ли определить, о ком идет речь?
Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила.
- какой вывод можно сделать? (нельзя начинать текст с местоимения 3 лица)
Речь идет о собаке Каштанке.
- местоимение – это такая часть речи, с которой нужно обращаться очень осторожно. Часто встречаются ошибки в употреблении местоимений.
Упр. 393
Анализ предложений.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. (Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать со зверя шкуру).
Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу. (Я вытащил из корзины рыбу и передал ее отцу)
Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх. (Мальчик снял с головы шапку и подбросил ее вверх)
Рефлексия. Тест.
4. Итог.
- обратимся к плану. Со всеми пунктами разобрались? Повторим.
- сложности на уроке возникли?
- какие задания показались интересными?
-как поработали на уроке, какие оценки себе поставите?
Домашнее задание.
Упр. 392
2) составить текст о любимом домашнем животном с использованием местоимений.
Часть речи Вопрос Примеры
В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к
спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в
соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату
Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с
завистью: Сереже хочется быть вратарем.
Много в жизни своей я бродяжничал, но в какое бы новое место ни
приходил, везде мне хотелось построить себе дом и долго жить долго. Так я
обыкновенно и приступал к изучению любого края, будто бы я избираю себе
место, где бы мне поставить свой дом. (М.Пришвин)
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх.