Статья «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»


СШ№ 8 с ДМЦ

Тема: «Развитие мелкой моторики –
путь к успешному овладению речью».

Учитель предшкольного
класса Гонохова Ю А
2015 – 2016 уч. год
Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью
В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. У нас с раннего возраста учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую».
«Рука это инструмент всех инструментов», - сказал еще Аристотель.
«Рука - это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: « ... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук ... »
«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Сухомлинскиий В.А.
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Речь формируется под действием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику, то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы, выше способности, он будет хорошо выполнять самую тонкую работу, а рука его будет готова к письму.
Мелкая моторика развивает: практические навыки; внимание; подготовка к письму; память; мышление; речь.
Если у ребёнка с раннего детства развивать мелкую моторику, то у него развиваются память, внимание, речь, активнее мыслительные процессы, выше способности, он будет хорошо выполнять самую тонкую работу, а рука его будет готова к письму.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА: РЕЧЬ; ПАМЯТЬ; ВНИМАНИЕ;МЫШЛЕНИЕ; ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ; ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.
Задачи: Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал;Спланировать работу с детьми по развитию мелкой моторики;Разучить с детьми пальчиковые игры;Знакомить родителей с работой, которая проводится в классе по данной теме и её значении, привлекать их к совместной деятельности;Приобретение детьми практических умений и навыков;
Развитие мелкой моторики: Рисование. Аппликация. Лепка. Пальчиковая гимнастика. Конструирование. Настольные развивающие игры. Практическая деятельность
Упражнения для развития мелкой моторики.
Настольные, развивающие игры: развивают логическое мышление, пространственное воображение ребёнка, творческие способности, фантазию, внимание, усидчивость.
Упражнения для развития мелкой моторики. Все действия с небольшими предметами развивают мелкую моторику, ловкость, силу, являются естественным массажем для пальцев и кистей рук ребёнка. Например, найти мелкие предметы в сухих бассейнах, перебрать шишки и жёлуди, нанизывание бус, выложить из ниток различные фигуры и т.д.
Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка.
Рабата с бумагой помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Нетрадиционные методы изобразительной деятельности влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности.
Работа с конструктором развивает познавательную активность , воображение, фантазию и творческую инициативу, мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас. Совершенствует коммуникативные навыки детей при работе в паре.
Практическая деятельность. Дети любят выполнять задания, связанные с практикой, они рады помочь взрослым, учатся самостоятельности, приобретают практические навыки, необходимые в жизни.
Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры небольшие стихи, сопровождаемые движением пальцев рук, такие игры хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Пальчиковая гимнастика проводится каждый день .
Вывод: Работа по развитию мелкой моторики должна проводится систематически воспитателями и родителями. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес к играм и приведёт к положительному результату в развитии мелкой моторики.
Рекомендации педагогам
используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению ;в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.