Аналитический отчет учителя — логопеда за год


ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
работы учителя-логопеда
Корженюк Татьяны Викторовны
за 2015 – 2016 уч. год
Учитель – логопед: Корженюк Татьяна Викторовна
1. Образование: высшее
учебное заведение, Тюменский государственный университет
год окончания 10.06.2007
специальность по диплому: «Логопедия»
квалификация по диплому: учитель - логопед
2. Стаж:
педагогический: 17 лет
специальный: 1,5 года
работы в образовательномучреждении (год начала работы) 03.06.1996
3. Квалификационная категория:
(дата аттестации)
4. Награды, звания:
5. Курсы повышения квалификации:

Аналитический отчет о работе учителя-логопеда детского сада «Чебурашка»
Корженюк Татьяны Викторовны за 2015 – 2016 учебный год
Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Задачи:
1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
2. Осуществление коррекционного процесса в соответствии с индивидуальными программами коррекции речевого нарушения.
3. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.
4. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.
5. Повышение профессионального уровня.
6. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.
Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.

Анализ деятельности по направлениям:
I. Диагностическое:
Проведено логопедическое обследование детей с речевой патологией в начале года с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, заполнены речевые карты.
Составлены индивидуальные и подгрупповые планы коррекционно – развивающей работы по результатам логопедического заключения.
Сформированы подгруппы детей для коррекции нарушения речи с учётом возраста и речевого дефекта.
Составлена циклограмма логопедических занятий и согласована с администрацией детского сада.
Проведено логопедическое обследование детей в середине и в конце года с целью выявления динамики в коррекционно – образовательном процессе (отражение его результатов отмечалось в речевых картах, при необходимости корректировались планы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми).
II. Коррекционно – развивающее:
По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей,проводились с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия:
а) по формированию правильного звукопроизношения;
б) по формированию фонематических процессов;
в) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;
г) по формированию навыка звукового анализа и синтеза.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.
Индивидуальные занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Подгрупповые занятия для детей с ФФНР и ОНР проводились один раз в неделю.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 учебный год и осуществлялась с использованием специальных программ.
В феврале был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающегося в логопедической группе. В результате 5 детей было выпущено с чистой речью и 4 ребенка с улучшением речи. Остальные дети были оставлены для продолжения логопедической работы.
Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:
Количественные показатели логопедической работы с детьми
С начала учебного года было обследовано 117 детей, из них подготовительного возраста – 34 ребенка, старшего возраста – 32 ребенка, среднего возраста – 50 детей, младшего возраста – 1 ребенок:
ФНР
дислалияФФНР
сложная дислалия,
стертая форма дизартрии ОНР
дизартрия Прочие
ЗРР,
ринолалия,
алалия… Всего
Всего выявлено детей с нарушением речи 8 32 40 5 85
Зачислено на логопедические занятия 6 19 29 5 59
Выпущено с чистой речью 5 5 4 - 14
Выпущено с улучшением речи - 8 7 - 15
Выбыло по прочим причинам 1 1 - - 2
Оставлено для продолжения коррекционной работы в учебном году - 5 18 5 28
III. Консультативное направление:
1. Работа с педагогическим коллективом.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
- информация о задачах обучения;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;
- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
В соответствии с годовым планом работы детского сада проводились:
Консультации для воспитателей: «Повышение познавательной и речевой активности у детей с ОНР» (ноябрь), «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» (январь), «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (март), «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» (май);
Консультации для специалистов (музыкальный работник): «Использование на занятиях логоритмических приемов» (ноябрь), «Развитие речевого дыхания у детей на музыкальных занятиях» (февраль).
Семинар – практикум: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и коррекции речевых нарушений» (ноябрь)
Мастер – класс: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по сюжетным картинам или сериям картинок» (март)
Так же в течение учебного года:
- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель) по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития.
- Велись тетради взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями длякоррекции речи детей.
- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.
- Посещались педсоветы в ДОУ.
- Предоставлялись отчеты о результатах обследования устной речи детей и о результатах
коррекционной работы, проводимой в течение учебного года.
- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой
работы по развитию речи;
- Участие в ПМПк.
2. Работа с родителями и другими представителями детей:
Консультации для родителей:
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» (сентябрь 2015) «Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями» (ноябрь 2015)
«Роль мелкой моторики в развитии речи детей» (январь 2016)
«Взаимосвязь семьи и логопеда в коррекционной работе» (март 2016)
Мастер - классы для родителей:
«Сказки о веселом язычке» (октябрь 2015)
«Пальцы помогают говорить» (декабрь 2015)
«Игровые приемы по развитию связной речи детей» (апрель 2016)
Участие в собраниях:
«Развитие речи – один из показателей готовности ребенка к школе» (сентябрь 2015)
«Развитие связной речи детей старшего возраста» (март 2016)
«Особенности развития речи детей 2-3 лет. Задержка речевого развития, причины» (март 2016)
Участие в форуме «Большая перемена»:
«Музыкотерапия – как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста»
(март 2016)
Выпущены методички и памятки по темам консультаций и практикумов.
Размещена информация для родителей на сайте детского садапо темам:
«Развитие речи детей раннего возраста, «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная
гимнастика», «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».
На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала.Предоставлялись задания по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (в рамках тематической недели).
Размещалась информация в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем. Смена информации осуществлялась 1 раз в месяц.
IV. Методическая работа:
1. Участие в педагогических советах, мастер – классах, семинарах, консультациях внутри ДОУ:
- Семинар - практикум для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и коррекции речевых нарушений» 11.11.15
- Выступление на педсовете «Учитель-логопед, воспитатели и родители – как три стороны устойчивого треугольника, внутри которого уютно устроился детсадовский малыш». Презентация игр на педсовете «Игры, игровые пособия по развитию речи детей» 28.01.16
- Мастер – класс для воспитателей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по сюжетным картинам или сериям картинок» 31.03.16
2. Посещение творческих групп, методических объединений:
- Творческая группа: «Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых приемов и методов» (семинар – практикум)
Детский сад «Березка» 15.10.15
- «Особенности воспитания и педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии». С учетом опыта Центра лечебной педагогики
г. Пскова» (семинар) Детский сад «Березка» 24.11.15
- Творческая группа: «Организация коррекционной работы и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста» (семинар – практикум)
Детский сад «Светлячок» 25.11.15
- Творческая группа: «Презентация игр, игровых пособий по речевому развитию детей» (аукцион педагогических идей) Детский сад «Березка» 09.12.15
- Творческая группа: «Опыт работы детского сада «Светлячок» по реализации коррекционной работы с воспитанниками» (семинар – практикум)
Детский сад «Светлячок» 20.01.16
- Организация психолого – педагогической помощи детям с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями в условиях интеграции КМП» (семинар – практикум)
с. Новая ЗаимкаДетский сад «Родничок» 25.02.16
- РМО учителей – логопедов «Коррекционно – логопедическая работа с неговорящими детьми» (семинар – практикум) СОШ №2 29.03.16
- Творческая группа: «Организация психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста через реализацию детско – родительских проектов» (презентация проектов) Детский сад «Светлячок» 21.04.16
3. Участие в районных конкурсах:
- «Использование ИКТ в образовательном процессе» (ноябрь 2015)
- Печатная продукция: «Опыт работы по развитию и коррекции речи» (декабрь 2015). Призовое место.

4. Проведение работы по повышению квалификации:
- изучение новинок методической литературы,
- ознакомление с инновационными технологиями,
-ведение работы по индивидуальному образовательному маршруту «Артикуляционнаягимнастика – эффективное средство в преодолении нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»,
- участие в работе ПМПконсилиумах ДОУ;
5. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
- Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР для фронтальных и индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического строя речи и фразовой речи.
- Оформлена картотека артикуляционных гимнастик по лексическим темам.
- Пополнена картотека методических рекомендаций для родителей.
5. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий в помощь воспитателям, родителям и детям.
V. Документация:В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности была оформлена следующая документация:
- График работы и циклограмма рабочей недели;
- Список детей, имеющих нарушения в развитии устной речи и зачисленных на логопедические занятия.
- Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;
- Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка;
- Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2015-2016уч.год;
- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;
- Журнал посещаемости детей;
- Журнал движения детей;
- Журнал обследования и динамики развития компонентов речевой системы детей,занимающихся в логопедической группе.
Задачи на 2016-2017 учебный год:
Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
Повышение своего профессионального уровня.
Пополнение кабинета играми и пособиями.
Вывод:
Работу логопедической службы в детском саду «Чебурашка» за прошедший учебный год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями.Поставленные задачи в начале учебного года решены, намеченные цели достигнуты.