Урок обучения грамоте в 1 классе (из цикла занятий по правильному питанию)

ГБОУ СОШ пос.Прогресс
М.р.Хворостянский Самарской области







Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: Чтение слов с буквой х
( из цикла занятий по правильному питанию)

















Разработала
Астапова М.В.
учитель начальных классов









2009 год
Тип урока: урок- закрепление
Форма урока: сказка с элементами творческих заданий.
Цели:
Образовательные:
- продолжить работу над постановкой логического ударения в предложении
- формировать навыки правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения
2) Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать
- обогащать словарный запас
3) воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к хлебу
-уважительное отношение к труду земледельцев
- формировать дружеские отношения в коллективе, чувства взаимопомощи.
Задачи: 1) закрепить знания о глухих согласных звуках [х], [х], букве Х,х; учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания.
Оборудование: “Азбука” В. Г. Горецкого; слайды; серия рисунков о том, как выращивают хлеб; корзинка с “баранками” ( вырезаны из картона, на обратной стороне стихи, загадки , пословицы и тексты о хлебе), плакат для физминутки для глаз, магнитная доска, диск с записью детских песен.
Ход урока
I. Организационный момент
-Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства - желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошее настроение заиграет в душе каждого из нас.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат на столе. Красная фишка - настроение отличное, жёлтая - хорошее, синяя – не очень.
- Ребята, я вижу не у всех настроение в начале урока отличное, но я думаю, что в конце урока у всех ребят настроение будет прекрасное.
II. Работа над новым материалом
1) Мотивация
- Наш урок будет необычным, сказочным.
-О чём наша сказка, вы узнаете, когда соберёте слово. На доске буквы БЕЛХ (хлеб).
Какое значение может иметь слово хлеб? (продукт питания, выпекаемый из муки и злаковое растение). Сказка начинается.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд 1.
Жила-была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила.(показ рисунка). И больше всего она любила ... А что любила прочитайте (запись на доске):
ГРУША
АПЕЛЬСИН
ЛИМОН
ЯБЛОКО

- Назовите одним словом. (Фрукты.)
Назовите первые буквы и вы получите имя девочки. (Галя.)

Слайд 2.
- Однажды мама посадила ее обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу не ходила): "Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!" И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Узнаем, как его зовут. Для этого соберём слово из слогов. На доске слоги: КА, ВАЙ, РА. Дети составляют и читают слово КАРАВАЙ.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 3.
- Рассердился Каравай на Галю и сказал: "Не отпущу тебя, пока не вы- полнишь все мои задания!" Поможем Гале вернуться домой? Тогда настрой- тесь на серьезную работу.
- Каравай предлагает первое задание.
2) Речевая разминка
1)Дыхательная гимнастика: нюхаем цветы, дуем на пушинку.
2)Звуковая разминка.
а) Упражняем силу голоса: произносим гласные, начиная шёпотом и постепенно усиливаем силу голоса, произносим гласные громко и постепенно заканчиваем произносить шёпотом
б) Прочитайте короткие предложения с нужной интонацией и ударением:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 4.
Физминутка для глаз
-Зажмурьте глаза, откройте. Посмотрите вдаль.
в) Работа над чёткостью и быстротой произнесения звуков. Скороговорка.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 5.
3) Актуализация знаний
-Каравай предлагает повторить о звуках и буквах.
-Какие звуки повторяются в словах?
-Какой буквой обозначена твёрдость этого звука? (о, а)
-Какими ещё буквами может обозначаться твёрдость предыдущих согласных?
- А какими буквами обозначена мягкость согласного звука?
- Какой буквой на письме обозначены [х], [х] ? (х).
- Почему на карточке 4 буквы Х?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 6.
- По какому признаку их разделили? (Письменные и печатные; заглавные
и строчные).
- Когда на письме используем заглавную букву?
Речевая физкультминутка
Помним, пишутся всегда
С большой буквы города,

·Реки, страны , имена
И фамилия моя.
4) Чтение, наблюдение над словами. Дифференцированная работа по уровню сложности.
-Чтобы хорошо читать, нужно много упражняться в чтении. Поэтому Каравай предлагает необычную работу.
Вместе со мной начнут читать слова те ребята, у которых на столе лежат колоски. Чтение слов с пометами (на доске): целыми словами, выделяя ударный слог.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 7.
- Ребята, у которых на столе солнышки, самостоятельно читают текст и подбирают к нему заголовок. Текст на карточках.
Наступила осень. Надо убирать хлебные культуры. На поля вышли комбайны. Дружно работают хлеборобы. До зимних холодов надо убрать хлеб.
Словарная работа: что обозначают слова?
-Сколько значений у слова ХЛЕБ? (продукт, выпекаемый из муки, и злаковое растение)
Выяснение значения непонятных слов.
- Сравним слова в столбиках. Что в них общего? (Часть слова хлеб.)
- А что их объединяет? (Общее значение).
- Слова, имеющие общее значение и общую часть называют родственными.
Прочитайте односложные слова. (Хлеб).
-Прочитайте слова с ударением на втором слоге . (Нахлебник).
- Прочитайте слова с первым ударным слогом. (Хлебный, хлебушек, хлебница).
- Прочитайте слова с третьим ударным слогом. ( Хлебороб).
5) Физкультминутка.
- Представьте себе, что вы Дети приседают,
маленькие зёрнышки и вас посеяли в землю. Вытягиваются вверх.
- Из зёрнышка вырастает колосок. Показывают руками.
- Чтобы вырос колосок, землю боронуют.
- Самолёты удобряют землю и защищают Изображают самолёт.
её от вредителей.
- Хлеб созрел, его убирает комбайн.
-Зерно везут на мукомольный завод и обмолачивают.
- Из муки замешивают тесто. Имитация всех движений.
-Хлеб в печке становится пышным и румяным.
(Физминутка сопровождается показом серии рисунков, иллюстрирующих
выращивание хлеба).
6) Работа по “Азбуке”
- Просит Каравай рассказать о том, как хлеб на стол пришёл.
Составление коллективного рассказа по рисунку в учебнике.
- Что делают косари на хлебном поле?
- Почему нет комбайнов?
- Чем косят колосья? (Серпами).
- Что делают с колосьями? (Собирают в снопы.)
- Для чего это делают и что происходит дальше, вы узнаете, прослушав рассказ.(Подготовленный ученик).
Хлеб на нашем столе
Люди сеют пшеницу, рожь и овёс. Когда зёрна в колосьях поспевают, косари их скашивают. Колосья собирают в снопы и просушивают. Зёрна хранят в зернохранилищах. Из зернохранилища зёрна везут на мельницу. Здесь их перемалывают в муку. Муку привозят на хлебозаводы. Пекари пекут хлеб.
Так хлеб оказывается на столе.
- Вот какой долгий путь проделал хлеб.
Но сейчас на помощь человеку пришли машины.
- Какие машины нужны, чтоб вырастить хлеб? Прочитаем:
ТРАКТОР
ГРУЗОВИК
КОМБАЙН
САМОЛЁТ
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 8.
- Кто работает на этих машинах? Назовите профессии этих людей.
(Тракторист, шофёр, комбайнер, лётчик).
- Все профессии важны и почётны. Чтобы стать настоящим мастером своего дела, надо хорошо учиться и заниматься спортом.
III. Итог урока.
- Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю. Но напоследок сказал ей ... Как вы думаете, что? (Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.)
- Прочитаем текст ”Хлеб” на странице 166. (Жужжащее и индивидуальное чтение).
- Как понимаете эти слова?
- Какую задачу ставили в начале урока? ( Диалог учителя и учащихся)
- Кто считает. Что он научился читать слова и тексты с буквой Х, поместите колоски и солнышки в наш классный сундучок. Назовём его сундучком нашего успеха.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 9.
IV. Релаксация
- Вот и подошёл к концу урок.
- Покажем наше настроение снова? Молодцы!
V. Домашнее задание
- На прощание Каравай подарил корзину с баранками, но не простые баранки, а с заданиями. На красных баранках - задания труднее, на желтых - легче. Выберите себе любое и дома подготовьтесь к выразительному чтению стихов, загадок и пословиц о хлебе. Большое спасибо за хорошую, серьезную работу.
15