Планирование занятий по обучению чтению по методике Н.А.Зайцева Чтение без принуждения


Планирование занятий по программе«ЧТЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ»
(ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н.А.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из главных направлений в развитии старших дошкольников является подготовка детей к школьному обучению, в т.ч. к овладению грамотой. В современной российской педагогике стало традиционным использование аналитико-синтетического метода в обучении чтению. Однако это сопряжено со многими трудностями. Во-первых, это ошибки самих родителей: использование азбук, где образ буквы четко связан с картинкой, что вызывает путаницу у детей, неправильное называние букв алфавита (необходимо называть только звук, а не букву) и т.д. Во-вторых, это трудности в использовании самой методики: усвоив буквы, дети с трудом переходят к сливанию их в слоги, слова; преждевременный фонетический разбор слов, длительное сидение за столом, мелкие буквы и т.д. Частые неудачи приводят к возникновению у дошкольников негативной реакции на весь процесс обучения чтению. Обучение чтению по методике Зайцева позволяет в достаточно короткие сроки и без принуждения, длительного обездвиженного сидения за столом сформировать у детей навыки чтения. Программа занятий способствует также освоению образности русского языка, развитию речи ребенка в целом.
ЦЕЛЬ: Формирование у дошкольников навыков чтения, развитие речи детей.
АДРЕСАТ: дети 4-6 лет.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
Организация занятий в режиме свободных динамических поз.
Использование только укрупненных дидактических единиц.
Складовой метод обучения чтению.
Обязательное включение пения.
Опора на разные анализаторы.
Обучение чтению через письмо.
Обучение от наглядно-практического через наглядно-образное к словесно-логическому.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 40-45 минут.
КУРС: в течение учебного года (октябрь - май).
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУППЫ: 5 – 6 детей
Сравнительный анализ традиционной методики обучения чтению и методики Зайцева Н.А.
Фонемный метод (Эльконин Д.Б., Цукерман) Методика Зайцева Н.А. (+ Е. Данилова )
Основная единица – буква и звук.
Основная единица – склад, т.е. одно речевое усилие, чаще пара из согласной с гласной, или из согласной с твёрдым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.
Алфавитный и фонемный принципы обучения.
Пишем так, как слышим и с использованием правил. В д\с учат: пишем «лев», а слышим « л’эф». В результате дети путаются. Складовой принцип обучения.
Перед ребенком нет неправильных образцов написания, поэтому грамматических ошибок в его самостоятельном письме будет меньше.
Для обучения необходим написанный алфавит, схемы слов. Кубики (различны по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими), таблица, множество складовых картинок, тексты на А1.
Принцип расположения букв в алфавите неясен детям. Таблица – матрица, система расположения складов: слева – золотые (гласные), вверху – железные (звонкие согласные), строго под ними – деревянные (их глухая пара), сначала большие (твердые согласные), рядом маленькие (с мягкими).Опора на словесно-логическое абстрактное мышление (которые еще недостаточно сформированы в дошкольном возрасте), фонематический слух. В обучении идем от наглядно-действенного (действия с кубиками, письмо по таблице) к наглядно-образному (работа с картинками) и только потом к словесно-логическому.
Дети пассивны. Работа в основном слухового и зрительного восприятия. Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность (можем не только смотреть и слушать, а воспринимать в движении, щупая, нюхая, - ни одного канала восприятия не бывает лишним).
Задействована в основном зрительно-слуховая память. Опираемся на все виды памяти: звуковой, цветовой, объёмной, моторной, кинестетической.
Большую часть занятия дошкольники сидят за столами. На протяжении всего занятия дети двигательно активны: стоят, лежат, бегают.
Только говорение и слушание. Активно подключается пение по таблицам и кубикам.
Наблюдаются трудности при чтении прямых слогов. Прямые склады даются сразу, на кубиках.
Неясна роль ударения при чтении. Понятие ударение вводится сразу. Оно материально в виде отдельного кубика. Ударный склад на картинках выделен контрастным цветом.
Ввод букв растягивается на год. Кубики даются все сразу, нет отдельного изучения каждой буквы.
Вводятся схемы слов, терминология (звук, буква, слог, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные). Т.е. обучение идет от абстрактного к конкретному, чем нарушается основной принцип дидактики.
Обучение идет от конкретного (размер, разное звучание) к абстрактному (терминам).
Названия букв не учатся, не употребляются никакие термины. Всякий термин – условность, абстракция, обобщение; термином обобщают, заканчивают, а не с него начинают. Термины даются ребёнку позже, оформив словесно-логически то, что хорошо показано цветом, формой, объёмом, компоновкой, представлено как система.
Путь развития чтения: звук – слог – слово – предложение.
Часто встречаются трудности слияния знакомых букв в слоги и слова. Ребенок долго читает: «м,а – ма, м,а – ма» и пока доходит до конца слова, теряет его начало. Путь развития чтения: склад-слово-предложение-текст. Исчезают «муки слияния». Склады даются в определённой последовательности, которая легко запоминается, чему помогает их пропевание, многократная повторяемость и встречаемость.
Идем от чтения к письму. Путь к чтению лежит через письмо (кубиками, по таблице).
Долгий этап подготовки руки к письму (бесконечное рисование элементов букв) без формирования зрительно-моторной координации.
Письмо в прописях, ручкой, утомительное прописывание целых строчек букв. Печатание слов только из пройденных букв.
Написание одного слова протяженно во времени.
Поза статична, напряжены шейный отдел, мышцы живота, спины, руки. Отрицательное влияние на физ. развитие и здоровье детей.
Часто вызывает отрицательные эмоции, т.к. буквы не получаются красивыми сразу. За одно занятие успеваем написать десятки слов без принуждения, ошибок, неправильной осанки, напряжения кисти.
Все дети успешны, нет корявых букв.
Движения рук и тела крупные, размашистые, ритмичные – по таблице.
Использование специальных прописей и пособий, где ребенок пишет карандашом, или светлым карандашом на темном фоне – тогда всегда можно исправить и не будет грязи, слез.
Письмо по таблице (с горизонтальными, вертикальными рядами) с указкой способствует формированию зрительно-моторной координации.
Обучение строится в игре, в которой есть игровая ситуация: условный воображаемый мир, в котором действуют герои игры, и игровое действие этих героев. Игра только тогда и там, где есть ТВОЙ ВЫБОР, ТВОЙ ПОИСК, ТВОЯ БОРЬБА. Без выбора, поиска, борьбы нет игры. Пишем и читаем слова, значимые и выбираемые самим ребенком.
Игровые упражнения в звуковом анализе потребуют от малыша напряжений, усилий, труда. Дети испытывают радость познания, самоутверждения, получают положительный эмоциональный заряд, которые дарит увлекательная игра.
Успешны дети сильные, с развитым фонематич.слухом, устойчивым вниманием. Остальные испытывают трудности. Методика успешна при обучении любых детей, в т.ч. с ЗПР, ММД, умственной отсталостью.
Планирование занятий по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева
ЦЕЛЬ: Формирование у дошкольников навыков чтения
НАПРАВЛЕНИЯ:
Формирование у дошкольников навыков чтения.
Формирование у дошкольников навыков письма.
Решение коррекционно-развивающих задач.
Этап Основные задачи Приемы Материал Длительность
Подготовительный Познакомить детей с кубиками, таблицей.
Сформировать интерес к занятиям по обучению чтению.
Развивать слуховое внимание. Письмо по таблице
Пропевание кубиков
Действия с кубиками
Группировка кубиков Таблицы
Кубики
Листы (формат А1)
Маркеры (с,г,з) 2 – 3 занятия
Основной
Формировать навыки чтения складов, слов.
Учить складывать из кубиков слова по зрительному и слуховому образцу.
Развивать зрительную и слухо-речевую память.
Подготовить руку к письму. Письмо по таблице
Письмо кубиками
Пропевание кубиков
Чтение складов, слов по таблице и из кубиков
Чтение карточек
Обводка, написание слов
Работа с абаком Таблицы
Кубики
Картинки предметные («240»)
Листы (формат А1, А4) + маркеры 15 – 20 занятий
Заключительный Закрепить и сов-ть навыки чтения слов.
Упражнять детей в совместном, отраженном, самостоятельном чтении предложений, текстов.
Воспитывать выразительность чтения.
Совершенствовать лексико-грамм. строй.
Развивать фонематический слух.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
Упражнять в прописывании слов и предложений по таблице, кубикам.
Развивать графомоторные навыки.
Продолжать развивать зрительную и слуховую память через работу с текстами-плакатами, картинками. Письмо по таблице
Письмо кубиками
Чтение карточек, текстов
Составление схемы слова
Работа с кассами
Эхо-чтение
Работа с прописями Таблицы
Кубики
Кассы, символы
Картинки предметные
Скороговорки
Тексты-плакаты (формат А3, А2, А1)
«Читай и пой»
Книжки-выставки
Прописи
«Наши марки»
6-12 занятий
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (октябрь: занятия № 1-3)
Основные задачи:
Познакомить детей с кубиками, таблицей.
Развивать умение манипулировать кубиками.
Сформировать интерес к занятиям по обучению чтению.
Развивать слуховое внимание.
Учить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции.
Этап № занОсновные задачи Виды работ Игры, приемы Материал
Подготовительный 1
Познакомить детей с кубиками, таблицей.
Учить совместно с педагогом прописывать по таблице и кубикам свое имя, имена близких людей, слова.
Учить узнавать написанные имена детей группы, знакомые слова.
Формировать понятие о заглавной букве и ее роли в обозначении имен собственных.
Учить находить кубики с заданными буквами, обозначающими пары гласных.
Упражнять в совместном с педагогом прочитывании складов.
Учить попевку № 1 по таблице.
Учить узнавать на слух вид кубика.
Развивать фонематический слух через попевки и прочитывание пар звонких-глухих и твердых-мягких согласных. Письмо по таблице совместно с педагогом
Действия с кубиками
Чтение за педагогом рядов по кубикам
Пропевание кубиков, попевокКлассификация кубиков «Как тебя зовут»
«Любимое блюдо»
«Спою тебе кубик»
«Напишем наши имена»
«Принеси кубик с А»
Таблицы
Таблицы
Кубики
Листы (А1), маркеры
Кубики
2 «Найди Олю»
«Как тебя зовут»
«Принеси кубик с А, Я»
«Сардельки и сосиски»
«Братишки и сестренки»
«Какую песенку тебе спеть» Доска
Таблица
Кубики
Кубики
Кубики
Таблица
3 «Здравствуй, друг»
«Как тебя зовут»
«Сядь-встань»
«Имена близких»
«Какой кубик звучит» Таблица
Таблица
Таблица, Попевка №1
Таблица
Кубики
ОСНОВНОЙ ЭТАП (октябрь – январь: занятия № 4-29)
Основные задачи:
Формировать навыки чтения складов, слов.
Упражнять в нахождении заданных складов и цепочек по таблице, кубикам.
Учить складывать из кубиков слова по зрительному и слуховому образцу.
Развивать зрительную и слухо-речевую память.
Подготовить руку к письму.
Срок / Этап Основные задачи по направлениям Виды работы Игры, приемы Материал
октябрь – ноябрь:
зан № 4-15
До прочитывания незнак. слова из 1-2 складов ЧТЕНИЕ
Формировать навыки сопряженно-отраженного чтения складов, слов из 2-4 складов по таблице и кубикам.
Упражнять в пропевании столбцов по таблице (попевка №1 – постоянно, пока дети не будут знать столбцы; + другие попевки).
Учить узнавать знакомые слова, охватывая взглядом все слово целиком и выделяя ударный склад.
Формировать понятие об ударении и его роли в узнавании слова.
Развивать навыки языкового синтеза – учить соединять названные склады в слова.
Воспитывать выразительность речи.
ПИСЬМО
Упражнять в совместном с педагогом прописывании слов по таблице.
Учить складывать из кубиков слова по зрительному (3-5 складов) и слуховому образу (из 2 складов).
Учить находить кубики с заданной буквой.
Учить обводить печатные слова на карточках.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
Развивать зрительную и слухо-речевую память через упражнения в запоминании слуховых и зрительных образов слов.
Учить различать на слух звонкие-глухие, твердые-мягкие звуки, гласные-согласные с опорой на кубики (зрительная, слуховая, тактильная опоры).
Упражнять в чтении пар кубиков с аккустически и артикуляторно близкими звуками.
Чтение складов, слов по таблице и из кубиков
Чтение карточек
Пропевание кубиков
Работа с абаком
Орг-я лекс. материала по темам (см. приложение) - 1-2 зан по теме
Эхо-чтение стихотв-й
Письмо по таблице
Письмо кубиками
Исправление ошибок в написании слов кубиками
Обводка, написание слов печатными буквами
Пропевание попевок по таблице
Пропевание пар кубиков «Найди кубик, песенку»
«Получи картинку»
«Братишки и сестренки»
«Спой кубик»
«Компьютер»
«Смешные слова»
«Самое длинное слово»
«Отгадайте слово»
«Лото»
«Загадка»
«Напиши слово»
«Зоопарк»
«Живое слово»
Слова с заданным кубиком
«Съедобное-несъедобное»
«Магазин»
«Новые слова»
«Обед», «Ресторан»
«Кто быстрее»
«Что изменилось»
«Поезд»
«Сломанные слова» Таблицы
Кубики
Картинки («Мир животных», «Продуктовый магазин», «Детский мир»,Что где растет» и т.д.)Листы (формат А1, А4) + маркеры
Абаки
декабрь – январь:
занятия
№ 16-29
Читают короткое слово То же +
Продолжать учить самостоятельно прочитывать слова из 2-4 складов.
Учить складывать из данных кубиков знакомые слова из 2-4 складов.
Формировать умение самостоятельно отбирать необходимые для написания по слуховому образу слова кубики. Те же Те же
Основной упор на лото, абак, картинки Тот же
+
слова-карточки
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (март – май: занятия № 30 - 52)
Основные задачи:
Закрепить и совершенствовать навыки чтения слов.
Упражнять детей в совместном, отраженном, самостоятельном чтении предложений, текстов.
Воспитывать выразительность чтения.
Развивать фонематический слух.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
Упражнять в прописывании слов и предложений по таблице, кубикам.
Совершенствовать лексико-грамматический строй.
Развивать графомоторные навыки.
Продолжать развивать зрительную и слуховую память через работу с текстами-плакатами, картинками.
Срок / Основная яз.единицаОсновные задачи по направлениям Виды работ Игры, приемы Материал
март – нач. апреля
9-10 занятий:
занятия
№ 30-40
Слово, словосочет-е
ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ
Продолжать учить прочитывать новые и знакомые слова.
Закреплять понятие об ударении и его роли в узнавании и смысловом наполнении слова.
Обогащать словарь детей синонимами, антонимами, многозначными словами.
Упражнять детей в образовании однокоренных слов, грам.форм.
Развивать фонематический слух.
Формировать навыки звуко-букв ан-за.
Формировать навыки слогового анализа.
Закреплять зрительный образ букв.
ПИСЬМО
Упражнять в прописывании слов и предложений по таблице, кубикам.
Развивать графомоторные навыки.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
Продолжать развивать зрительную и слуховую память через работу с текстами-плакатами, картинками. Попевки по таблице, алфавиту
Работа с омонимами
Чтение карточек
Работа с синонимами, антонимами, многозн.сл.
Работа по словообразованию
Составление схемы слова
Работа с кассами
Письмо по таблице
Письмо кубиками
Работа с прописями
Эхо-чтение «Какое слово я задумал»
«Загадки»
«Читай и пой»
«Дорожные знаки»
«Загадай слово»
«Составь слово из складов, букв»
«Придумай слово на заданный звук, склад»
«Волшебник»
«Цепочка»
«Сломанные слова»
«Чудесный мешочек с буквами»
Таблицы
Кубики
Карточки с лекс.материаломКассы
Символы
Карточки-схемы
Картинки предметные
«Дорожные знаки»
Дерев. и пластм. буквы разного размера
Прописи с печатными и прописными буквами
Тексты-плакаты
апрель – май
12 занятий:
занятия
№ 41-52
Предложение текст
ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ
Совершенствовать навык чтения слов.
Упражнять детей в совместном, отраженном, самостоятельном чтении предложений, текстов.
Формировать понятие о знаках препинания и их роли в тексте.
Воспитывать выразительность чтения.
Продолжать обогащать словарь детей.
Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.
Формировать навыки анализа предложения.
Закреплять зрительный образ букв.
Учить алфавитные названия букв через пение алфавита.
ПИСЬМО
Упражнять в прописывании слов и предложений по таблице, кубикам.
Продолжать развивать графомоторные навыки.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
Продолжать развивать зрительную и слуховую память через работу с текстами-плакатами, картинками.
Попевки по таблице, алфавиту
Чтение карточек, текстов
Эхо-чтение
Эхо-чтение
Составление схемы слова
Работа с кассами
Анализ предложений
Работа с алфавитом, буквами
(блок 3-6)
Письмо по таблице
Письмо кубиками
Работа с прописями
Эхо-чтение
Командная работа по текстам
Те же + упор на «Загадки»
«Читай и пой»
«Дорожные знаки»
«Скороговорки»
Тот же +
Скороговорки
Тексты (формат А3, А2, А1 – стих-я, басни)
Песни-плакаты
Книжки-раскладушки
Прописи
«Наши марки»
Тексты-плакаты по теме «Времена года», «Басни Крылова»
Составила учитель-логопед Скулябина М.Н.