Урок литературного чтения Тема: Николай Сладков «Снег и Ветер

Учебно-методическая разработка урока Эзериной Светланы Ивановны, учителя МБОУ «Крутинская сош №2»

Пояснительная записка
Урок литературного чтения по программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение (УМК «Начальная школа 21 века»), 2 класс из раздела «Весна, весна красная» (в разделе находится 27 произведений о весне)
Тема: Николай Сладков «Снег и Ветер»
Применяемые на уроке технологи: продуктивного чтения, технология проектов
На период изучения данного раздела был запланирован и уже находился в стадии реализации творческий проект. Тема проекта «Весна, весна красная». Цель проекта: создание одноимённого сборника формата А-3 произведений о весне, оформленного учащимися 2 класса со страницами в виде коллажей к каждому произведению.
В основе такого проектирования лежит развитие познавательных творческих, художественных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления.
Задачи проекта:
Формировать начальные навыки исследовательской деятельности, умение работать самостоятельно, в сотрудничестве;
Развивать творческие способности, эстетический вкус, речь.
Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, трудолюбие, взаимопомощь.
Время работы над проектом: 6 недель.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
Литературное чтение. Учебник для 2 кл., ч. 2.
Листы формата А-3, оформленные учащимися в сборник
Мультимедийное сопровождение для презентации готового проекта.

К уроку имеется презентация (см. приложение 1)

Список используемых для подготовки данного урока источников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Краткие сведения о классе, в котором проведен урок
В классе 24 учащихся. Дети на момент проведения имели возраст 8-9 лет. Интересы их разносторонни: любят рисовать, танцевать, петь, мастерить, весело проводить время, работать над коллективными проектами. С первого класса ребята вовлечены в проектную деятельность, были победителями международного конкурса проектов «Мой класс – моей школе», участниками муниципальных конкурсов школьных проектов.



Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Николай Сладков « Снег и Ветер»
Класс: 2
УМК «Начальная школа 21 века»
Тип урока: комбинированный урок
Технология: продуктивного чтения, технология проектов.
Цели:
Формировать более полное и глубокое восприятие художественных произведений, развитие творческого воображения, эстетической, эмоциональной отзывчивости к искусству.
Способствовать развитию связной речи, творческого воображения, наглядно-образного мышления, прививать интерес к чтению;
Воспитывать бережное отношение к природе, взаимопомощь.
Личностные результаты
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции героев, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с ключевыми словами;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подробно пересказывать и инсценировать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
выполнять различные роли;
договариваться о совместной работе с одноклассниками во время работы в группе.
Предметные результаты
воспринимать на слух художественный текст в исполнении учащихся;
относить произведение к одному из жанров;
осмысленно, правильно читать;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Этапы урока
Цель этапа и его результат
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты

I.Само
определение к деятельности
Ц: создание ситуации готовности к уроку.
Р: мотивационная готовность к уроку.
Слайд 2.
Прозвенел звонок. Я прошу вас проверить готовность к уроку.
-Все готовы к практической работе?
-Присаживайтесь на свои места.
-Ребята, вы предполагаете, чему будет посвящён наш урок?






-Весне
Л: понимать речь других людей;
Р: учиться работать по предложенному учителем плану;
К: слушать и понимать речь других.

II этап.
Проверка домашнего задания с последующим выполнением практической части проекта
Ц: 1. в группах проверить домашнее задание и выставить оценки в оценочные листы №1
Ц: 2. выполнить практическую часть проекта на основе результатов выполнения д/з и дать оценку своей деятельности.
1.Проверка домашнего задания.
Образуем 4 группы:
1 .Ответственный Маша
2. Ответственный Ангелина
3. Ответственный Франжета
4. Ответственный Настя
Цель деятельности вам известна?

2. Выполнение практической части проекта
( заполнение листов-коллажей книги «Весна, весна красная»
1. 1 и 2 группа образуют команду «Флора», 2 и 3 «Фауна».
2. Какое задание нужно выполнить вам в командах?


3.Работа с оценочным листом №2.

Рассаживаются по группам с оценочными листами




-Краткий пересказ текста предыдущего урока.





-Заполнить деталями страницы книги.

Заполняют лист самооценки.
Л: понимать речь других людей;
Р: давать оценку деятельности товарища.



Р: уметь работать в сотрудничестве, давать оценку своей деятельности.
К: договариваться и высказывать свои предположения во время работы в команде.


III этап. Работа с текстом до чтения

Ц: развитие умения предполагать содержание текста по ключевым словам, заглавию, имени автора, иллюстрации.
Р: учащиеся замотивированы на чтение.

Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения.
Работа с ключевыми словами.
- Прочитайте слова и попробуйте догадаться, о чём будет текст:
Слайд 3.
Дружище
На тебе лица нет
Испаряюсь
Слякоть развёл
Всем хоть бы что!
К морским курортам отдыхать да сил набираться

2. Работа с автором и названием произведения.
Слайд 4.
- А теперь прочитайте имя и фамилию автора. Знаком ли он вам?
-Чем увлекался автор в молодости?



-С каким известным писателем работал Н. Сладков?

- Прочитайте название рассказа и предположите, о чем или о ком он? (Прогнозирование)






-Что означают эти слова?

-Почему слова «Снег» и «Ветер» с заглавной буквы напечатаны?


-А что может с ними произойти весной?
4. Этап завершается постановкой цели:
-Как вы думаете, какую цель мы с вами поставим перед собой?




Дети читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.








Николай Сладков
-Он был писателем, был на фронте ВОВ.
-Увлекался охотой, фотоохотой

-В.Бианки

«Снег и Ветер»
Дети анализируют гипотезы, соотносят содержание с заглавием произведения, ещё раз предполагают, о чём будет текст.

-Явления природы

-Автор относится к ним как к живым существам.




-Познакомимся с произведением. Узнаем, почему автор говорит о них, как о живых существах. Проведём диалог с автором, проверим наши предположения.

Название, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о Снеге и Ветре, о событиях, которые произошли с ними весной.
Л: высказывать своё отношение к героям, прочитанных произведений;
Р: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с ключевыми словами, иллюстрацией, автором;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
К: слушать и понимать речь других.
Пр: отвечать на вопросы.

IV этап. Знакомство и работа с текстом во время чтения

Ц: достижение понимания текста на уровне содержания.
Р: проверка своих предположений, наблюдений за характерами героев, языком, жанром.
Изучающее чтение: инсценирование текста подготовленными детьми в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)

1. Первичное знакомство с текстом: слушание инсценирования
Слайд 5.
-Сейчас мы с вами отправляемся в театр!
Слайд 6.
Первая группа вопросов:
- Подтвердились ли наши предположения?
-Какое время года описывается в произведении?
- Кто герои этого текста?
-Какое событие с ними произошло?

Динамическая пауза. Слайды 7,8.

2. Медленное «вдумчивое» повторное чтение текста
Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения
1-й абзац
-Почему Ветер называет Снег «Дружище»?

-Что означает «На тебе лица нет» в тексте?

2-й абзац
-Почему так плохи дела?
-Что значит «Раскис совсем»?

-А почему всем хоть бы что, когда снег умирает?

3-й абзац
-Для чего дают совет?
-Правильный совет дал Ветер?
-Сил наберётся, а потом куда и когда?




-Обрадовался Снег такому совету?

-Прочтите совет Ветра своему другу.





-Прочтите ещё раз слова Снега в начале разговора.


- А в конце текста.

-Отличается настроение?

-Как выдумаете, можно сказать, что Ветер – настоящий друг – дружище Снега?












-Весна.
-Снег и Ветер
-Началось таяние снега.







-Считает другом, они вместе провели зиму.
-Нездоров, болен.


-Не хочет таять снег.
-Растаял почти.

-Все рады весне, ждут, что снег растает.

-Когда хотят помочь.

-Под действием тепла поднимется с морей и океанов в облачка и зимой выпадет снегом.

-Да.

- Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к тёплым морским курортам отдыхать да сил набираться.

-Плохи дела, Ветер, - испаряюсь

-Ой – ё - ёй, заструился!

-Стало лучше!

-Да!

Л: оценивать поступки людей, жизненные ситуации; эмоционально «проживать» текст, выражать свои мысли;
Р: учиться работать по предложенному учителем плану;
П: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
К: выразительно читать текст.
Пр: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя.

V этап. Работа с текстом после чтения

Ц: достижение понимания текста на уровне смысла.
Р: понимание авторского замысла, углубленное понимание прочитанного произведения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
1. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией).
-Какой был Снег? (автор прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк»)
-А Ветер?

2. Повторное обращение к заглавию произведения. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

-Ребята, а как называлось произведение? Почему текст так назвали?
3. Вопросы по собственной выдуманной иллюстрации детей:
- Какой сюжет из текста вы завтра, как художник изобразили бы на страницах книги?
- Как бы вы поступили на месте Ветра? Почему?
- А если бы Снег не послушался
-О чём он думал, когда стал раскисать, испаряться?





-Напуганный, болезненный.

- Свежий, быстрый. Любящий своего друга, внимательный, способный помочь в беде.




-«Снег и Ветер»


Л: выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей;
П: ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
К: оформлять свои мысли в устной форме.
Пр: отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

VI.Рефлексия.
Ц: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Р: понимание главной мысли.
-Ребята, какое настроение было у вас в начале знакомства с произведением?
-Вам грустно было? Вы переживали за Снег?
-Назовите свое «первое» настроение. (из словаря настроений)
-А хорошо ли закончилась эта история? Какое теперь настроение?
-Вам хочется продолжить творческую работу на следующем уроке?
Слайд 9.
-Грустное.







Л: выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать.
П: понимание главной мысли;
К: оформлять свои мысли в устной форме.


VII.Оценка деятельности учащихся
Ц: умение объективно оценивать деятельность, используя критерии оценки.
Р: объективная оценка(выражение, полнота ответов)
-Кто оценит свою работу на уроке при помощи нашего помощника?

Р: объективно оценивать деятельность, используя критерии оценки и адекватно воспринимать оценку своей работы другими.











13PAGE 15


13PAGE 14115




15