Доклад на тему «Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»


Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы» «Школа-интернат №9»

ДОКЛАД
«Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Учитель начальных классов: 
Ушакова Р.Н.
 
п. Переяславка
2016-2017 уч. г.
Доклад на тему: «Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»
Цель: Раскрыть роль инновационных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме.
Задачи:
раскрыть сущность образовательной парадигмы
рассмотреть сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики
раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии»
познакомить с классификацией современных педагогических технологий.
 «Общеизвестно, что нельзя
двигаться вперед с головой, повернутой назад,
а потому недопустимо в школе XXI века
использовать неэффективные,
устаревшие педагогические технологии,
изматывающие и ученика, и учителя,
требующие больших временных затрат
и не гарантирующие качество образования...» 
(М.М. Поташник)
Запросы времени и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, отражающий эти запросы, ставят педагога в ситуацию профессионального поиска и профессионального роста. После знакомства с материалами ФГОС часто можно слышать от коллег: «Всё это нам знакомо! Мы и так все это всегда развивали!» Да, конечно, все понятия, ценности и задачи нам знакомы, никто их для образования «чужеродными» не считает. Только условия изменились, время другое, поэтому акцент сделан на воспитание личности, компетентного деятеля, человека, открытого к новому опыту, готового учиться и развиваться всю свою жизнь. То есть мы учим ради воспитания личности. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте обучающихся с ОВЗ речь идет о новых формах организации обучения, современных образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде (ИОС), далеко выходящей за границы школы.
Д.А. Медведев в своём выступлении отметил, что «модернизация процесса образования неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета». 
В Стандартах указана и стратегия достижения этой цели: учим с использованием технологий, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность на доступном нашим детям уровне.
Для нас эта ситуация отражает суть деятельностного подхода, так как в ней ребенок учится понимать мотивацию и цели своей деятельности, способ достижения цели, может сказать, как проверить и оценить работу. Другими словами можно сказать, что школьники овладевают практическими инструментами.
В Концепции модернизации российского образования говорится, что «обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью».
Современный человек (в том числе и обучающийся с ОВЗ), чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой.
Использование инновационных технологий очень перспективно.Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
1.Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
2.Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Перед педагогическим коллективом встаёт вопрос, как сделать так, чтобы наши ученики с желанием могли постигать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  достойные результаты? Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или на любом другом внеклассном  мероприятии? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока или мероприятия, чтобы добиться максимального результата? В отношении умственно-отсталых детей это личностные и предметные результаты. Причём ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение обучающимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным “педагогическим производством”, ставил проблемы разработки “педагогической техники”. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Выделяют следующие признаки технологии обучения:
совместная деятельность преподавателя и обучающихся
совокупность приемов, методов;
проектирование и организация процесса обучения;
наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала обучающихся.
Нам, педагогам, необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности:
Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту
Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов, отношений и др).
Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)
Мастер создает особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме. В таком пространстве нет:
скуки, принуждения и лени,
пассивности и страха
Здесь:
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило или - выведенное самостоятельно понятие.
Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.
Педагог ведет обучающегося по пути субъективного открытия, управляет его деятельностью.
Давайте сравним особенности традиционной и инновационной педагогики. Обратите внимание на последнюю колонку: инновационная «способностная» педагогика отвечает всем требованиям, которые предъявляет ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Характеристики образовательных моделей
№ Особенности Традиционная
«знаниевая»
педагогика Инновационная «способностная»
педагогика
1 Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития»
2 Цель Формирование знаний, умений и навыков
Развитие личности
3 Преобладающий тип взаимоотношенийСубъект - объектный
это тип отношений, когда обучающийся -объект воздействия. Он подчинен воле педагога и выполняет его требования.
Субъект-субъектный
тип отношений, при котором осуществляется совместная деятельность обучающихся и обучающих. Это те отношения, которые формируют так называемые «педагогику сотрудничества», «педагогику ненасилия». Это то, что мы называем «диалоговым обучением».
4 Девиз педагога «Делай как я»
«Не навреди»
5 Характер и стиль действий педагога Авторитарность
МонологичностьЗакрытость Демократичность
Диалогичность
Открытость
Рефлексивность6 Формы организации Фронтальные,
индивидуальные
Групповые,
коллективные
7 Методы обучения
Иллюстративно-объяснительные,
информационные
Проблемные
8 Ведущий принцип
«продавливания»
«выращивания»
9 Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный
10 Формула обучения Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания
11 Способы усвоения
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая, мыслительная деятельность, рефлексия
12 Функции учителя
Носитель информации, хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества, управляющий поисковой работой учащихся, консультант.
13 Позиция ученика
Пассивность, отсутствие интереса, мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, интереса к деятельности
Теперь давайте подведём итог выше просмотренной таблицы.
В чём отличие «школы памяти» от «школы развития»?
Обучение в школе "памяти" строится на традиционных основах:
классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.
Обучение в школе "развития" ориентируется на личность обучаемого.
Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.
Существенным становится появление у обучающихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.
Целевой установкой в школе памяти является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим.
В школе развития критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве.
О результатах работы: в школе памяти в наилучшем варианте происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».
В школе развития критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.
Любое ли образовательное пространство можно назвать развивающим? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к его истории.
Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития.
Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому, являются – Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже. Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития". Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции.
Представителем второй научной школы является Вильям Джемс. Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает. Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился.
Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие.
Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Наталья Александровна Менчинская, Курт Коффка предполагали, что обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития".
Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития.
В отличие от взглядов других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим.
Образовательное пространство становится развивающим, если…
1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;
2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» обучающегося;
3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями,
4. строить обучение на применении в образовательном пространстве школы проблемных, рефлексивных методов;
5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых и коллективных форм организации учебного процесса;
6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности на занятиях;
Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для обучающихся.
Новые образовательные цели в школе развития ставят акценты в развитии потребностно -мотивационной сферы обучающегося
В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности.
Акценты ставятся на овладение учениками знаниями, которые позволяют находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.
В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом.
Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, консультация и помощь педагога.
В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно:
1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем.
Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников;
2. реализовать принцип относительной успешности.
При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности;
Современные педагогические технологии - это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
От традиционных методик современные технологии отличаются своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Технология проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. И, наконец, в отличие от методик, которые были направлены на решение задач: чему учить, зачем учить, как учить, технология отвечает на вопрос: как учить результативно.
Причины выбора инновационных технологий:Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы, позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету, обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода, обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Обеспечивают всестороннее развитие детей, их самостоятельность. Отличительной чертой большинства инновационных технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; также они ориентированы на развитие творческой деятельности. Использование педагогических технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Педагогические технологии ориентированы: на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору, охрану здоровья учащихся.
Существует множество современных пед. технологий, способствующих реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Личностно-ориентированные технологии: базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса на уроке.
  Ставится  в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.
Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях).
При этом перед учителем встают новые задачи:
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Педагогика сотрудничества
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в парах, группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Главная идея - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.
Это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.
Ученики должны:
работать в группе с любым партнером или партнерами;
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.
Преимущества такой технологии заключаются в следующем: развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти; актуализируются полученные опыт и знания; каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Исследовательские методы в обучении
Использование данной технологии даёт возможность обучающимся:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения;
осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены;
творчески мыслить, грамотно работать с информацией.
Также быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из конфликтных ситуаций;
работать над развитием собственной нравственности, культурного уровня.
Игровые технологии (Б.П. Никитин )В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
Имитационные игры – имитируется деятельность какой-нибудь организации. Имитируются события, обстановка, условия.
Операционные игры – моделируется рабочий процесс. Имитируются специфические операции.
Ролевые игры – отрабатывается тактика поведения, выполнение функций конкретного лица.
Деловой театр –инсценировка, в которой предписывается конкретная ситуация, функции действующих лиц.
Психодрама и социодрама –близки к исполнению ролей и деловому театру. Отрабатываются умения войти в контакт, чувствовать настроение партнера.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Технология игрового обучения способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков.
Проектное обучение
 Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;
5) усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, организовывать их активную самостоятельную деятельность.
Информационно – коммуникационные технологии в урочное и внеурочное время позволяют  реализовать личностно-ориентированное обучение, развивать исследовательские, информационные и коммуникативные способности, мышление обучающихся, формировать модельные представления.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка. Многие педагоги применяют ИКТ для диагностического тестирования качества усвоения материала; в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; в обучающем режиме, при работе с отстающими учениками, для которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения. 
Существует множество современных педагогических технологий, которые можно и нужно использовать в обучении и воспитании умственно-отсталых детей. Все их невозможно рассмотреть в рамках педсовета. Поэтому рекомендуем к самостоятельному изучению некоторые из них:
Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова)
Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Технология программированного обучения
Технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков )Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко )Групповые технологии
Технологии педагогических мастерских (П. Ланжевен, А. Валлон)
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, успешно адаптирующейся в жизни.
Закончить своё выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»