Конспект урока по теме: В детском музыкальном театре. Опера


Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Орг.момент Песня «Спор Маши и Вити»
Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какая песня звучала сейчас?
Ребята, а о чём в ней поётся?
Правильно! А вы как думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?
А где же мы можем с ними встретиться?
Услышав нашу песню, в гости к нам пришел сказочный герой, узнаете его?
На презентации Незнайка
Ребята, когда Незнайка прогуливался по городу, на одном из зданий он увидел листок. Посмотрите что это?
Ой, а наш герой не знает что такое афиша. Подскажем ему?
Какую информацию мы можем узнать, прочитав афишу?
Скажите, вам знакомо название «Волк и семеро козлят»? 
Правильно в основе оперы лежит русская народная сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? 
 Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.
На экране появляются вопросы от незнайки:
Ребята, что такое опера? Что такое премьера?
Ребята а где проходит опера? А какой это театр?
Незнайка:
Вы такие молодцы! Я приглашаю вас в музыкальный театр на оперу «Волк и семеро козлят».
Ребята, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку, в которой и вам придется принять участие! Но сначала давайте вспомним как нужно вести себя в театре?
-Звучала песня «Спор Маши и Вити ».
- Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете.
Да, в нашей жизни есть чудеса.
Мы можем встретиться с чудесами в книге, фильме, сказке…
-Да, Незнайка
Афиша
Афиша – это красочное объявление о спектакле.
Название спектакля, автора и т. д
Да мы читали сказку
М. Коваль
Регулятивные: выполнять действия в устной форме;
Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
Коммуникативные: выполнять действия в устной формеИзучение нового учебного материала  Ребята, а какой волшебный предмет в русских народных сказках помогает героям найти верный путь, показывает дорогу?
Учитель: Вот он, у меня в руках. «Волшебный клубок – ниток моток, укажи нам путь-дорогу, в сказку приведи». (Учитель совершает какие-нибудь манипуляции с клубком – подкидывает, оборачивается кругом – открывается презентация, на которой размещены слова – детский музыкальный театр. опера 
Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
У: Итак, мы вспомнили главных героев сказки и теперь готовы смотреть оперу. Погас свет в зрительном зале, к дирижерскому пульту прошел какой-то человек. Подскажите Незнайке, кто это будет управлять оркестром?
Дети: Дирижер.
Учитель: Взмах дирижерской палочки – и в затихшем зале полились звуки. Угадайте и подскажите Незнайке, вслушиваясь в музыку, какой герой оперы “Волк и семеро козлят” появился на нашей воображаемой сцене? Определите характер героя.
(Прослушивание песни мамы-козы)
Ребята, что же это за герой сказки?
А какой характер у Мамы Козы?
Скажите, ребята, какую же песню пела Мама -Коза?
А как Вы узнали, что именно колыбельная песня?
Ребята, посмотрите Незнайка приготовил для вас карточки. Что это как вы думаете?
Правильно, это имена козлят. Давайте прочтем имена?
А почему мама дала им такие имена?
Незнайка нарисовал для вас по одной вещи каждого из козлят. Но запутался в рисунках, и не понимает какому козленку что принадлежит. Поможем нашему герою?
У: Молодцы, вы ответили правильно! Давайте посчитаем сколько имен на доске?
Ребята, мы с вами потеряли одного козленка, но у меня есть его веши. (кубики). Как думаете как звать 7-го козленка?
Прослушайте мелодию и ответьте на вопрос Каким вы себе представили малыша?
(Прослушивание темы Малыша и Военного марша).
Каким же перед нами предстаёт Малыш?
Ребята, скажите, а почему композитор включил в характеристику этого козлёнка марш?
У: А давайте представим себе, ребята, что мы вместе с Малышом оказались на параде. Я буду в роли малыша, а вы вместе с моими друзьями исполните роль козлят. И вместе промаршируем под эту музыку.
(Звучит тема Малыша и Военный марш).
Вызвать одного ученика в роли малыша.
Молодцы, очень хорошо получилось – мы с Вами вместе с героями этой сказки побывали на сказочном военном параде и помогли Малышу почувствовать себя настоящим командиром. А теперь, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
Ребята, а ответьте мне на такой вопрос –
как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?
Правильно, козлята живы, радуются и поют финальную песню все вместе. А если они поют все вместе, как называется такое пение?
У: Правильно! Прослушайте финальную песню козлят и ответьте на вопрос какое настроение передает музыка?
(Прослушивание заключительного хора «Семеро козлят»).
У: Какое настроение у козлят в этом хоре?
Чтобы исполнить финальную песню нужно представить себя в роль главных героев – козлят и разучить заключительный хор.
(Разучивание хора «Семеро козлят»).
(Исполнение хора «Семеро козлят».)
Ребята посмотрите у Незнайка показывает нам какие-то слова. (Маршеобразная, песенная, танцевальная). Что это может быть?
Давайте внимательно вслушаемся в музыку и найдем где музыка похожа на марш, где на песню и где на танец.
Давайте покажем движеньями эти переходы.
- Марш- руками с мест.
- Песенная- хлопок
- музыкальная – плавное движение руки.
А теперь мы сыграем как настоящие артисты.
У доски 7 козлят. учащиеся поют и играют на инструментах.
У: Ребята, скажите мне, а в роли кого мы с Вами оказались , когда исполняли этот хор?
У: Правильно, мы оказались с вами в роли артистов музыкального театра и смогли сами исполнить хор из …
У:Ребята , а чем же отличается детская опера от оперы?
У: Правильно! Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали. Волшебный клубочек.
(Дети вспоминают героев русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).
Мама -Коза
Добрый
Мама Коза пела колыбельную песню.
Там были слова: «Спи…», мягкая, покачивающаяся мелодия, песня звучала тихо
Читают имена на доске
Мама Коза дала им такие имена, потому что имена козлят отражают их характер.
6
- Малыш
Бодрым, энергичным, заводилой, построил всех козлят и дал команду маршировать.
Потому что Малышу хочется поскорее вырасти и он представляет себя командиром на параде, и вместе с козлятами шагает под звуки военного марша.
Козлята живы, они радуются.
Когда много людей поют одну песню – это хоровое исполнение.
У козлят приподнятое, весёлое настроение, они рады тому , что остались живы.
Мы оказались в роли артистов музыкального театра.
детской оперы.
Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить.
Личностные: развивать воображение и фантазию
Регулятивные: сохранять цели и задачи урока
Познавательные: Опираться на ранее полученные знания
Личностные: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;Коммуникативные: логически выстраивать связанную речь
Познавательные: Опираться на жизненный опыт
Личностные : соотносить изображения со словами
Коммуникативные: выстраивать логически свою речь
- уметь выслушивать чужую точку зрения
Личностные: развивать логическое мышление
Личностные: восприятия нравственного содержания музыки сказочного содержания
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок
Коммуникативные: выражать свою точку зрения и принимать точку зрения своего товарища
Регулятивные: действовать согласно инстврукции учителя
Личностные: подстраиваться под музыку и передавать эмоции музыки
Познавательные: сравнивать разные части музыкального текста;
Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
Итог Итак, ребята! Где же мы сегодня побывали?
« Музыкальный театр»
А что же такое опера?
(На доску выносится понятие «Опера»).
Очень хорошо, правильно. А с какой оперой сегодня знакомились мы?
(На доску выносится понятие Детская опера «Волк и семеро козлят»)
Детская опера написана для детей и может исполняться детьми.
У: Молодцы, очень хорошо!
А что же объединяет все эти спектакли?
Ребята, вы большие молодцы. (Незнайка на презентации говорит спасибо ребятам за урок)
Сегодня мы побывали в музыкальном театре
Опера – это музыкальный спектакль, где все герои поют.
Сегодня мы познакомились детской оперой «Волк и семеро козлят».
Эти спектакли объединяет музыка. Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности
Тема урока: «В детском музыкальном театре. Опера»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок – путешествие с Незнайкой.
Предмет: музыка
Класс: 2
Цель урока: Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Задачи:
Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор, декорации;
Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.
Метапредметные УУД:
- личностные: участвовать в индивидуальном творческом процессе, выявлять актуальность идеи, смысл произведения, делать выводы о нравственных уроках жизни; учиться выражать свое мнение; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
- познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; знать названия видов музыкального театра, понимать особенности музыкального жанра оперы;
- коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.