Методический материал на тему требования к реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью


Требования к реализации
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Слайд 1
Слайд 2
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) был принят приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. под номером 1599 и утвержден 13 февраля 2015 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит 4 раздела:
Слайд 3
I. Общие положения
II. Требования к структуре адаптированной основной общеобразовательной программе
III. Требования к условиям реализации АООП
IV. Требования к результатам освоения АООП
Раздел 1. Общие положения
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
Слайд 4
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью, которые обозначены как варианты:
Вариант 1: с легкой умственной отсталостью;
Вариант 2: с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом индивидуальной программы реабилитации и мнения родителей (законных представителей).
Стандарт предъявляет требования к разработке адаптированной основной общеобразовательной программе.
Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью 9 - 13 лет.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей (законных представителей).
Стандарт является основой для разработки и реализации организацией АООП, определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана, проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью.
Слайд 5
Стандарт включает в себя требования к:
1) структуре АООП;
2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП.
Слайд 6
Раздел 2. Требования к структуре АООП
В Стандарте раскрыты требования к структуре АООП.
Требования:
- АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью;
- АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования;
- АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП;
- на основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
Слайд 7
- для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся;
- АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений
- реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Слайд 8
АООП содержит три раздела:
1. Целевой
2. Содержательный
3. Организационный
Слайд 9
1. целевой определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. В него входит пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП.
Слайд 10
2 раздел – содержательный. Определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В него входят программы отдельных учебных предметов, курсов; программа формирования базовых учебных действий; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа нравственного развития; программа внеурочной деятельности; программа коррекционной работы ( только для 1 варианта); программа сотрудничества с семьей обучающегося (только для 2 варианта).
Слайд 11
3. организационный (определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП). В него входит учебный план и система условий реализации АООП.
Слайд 12
Раздел 3. Требования к условиям реализации АООП
Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с умственной отсталостью.
Кадровое обеспечение организации, реализующей АООП и, или СИПР предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.
В процессе реализации АООП в рамках сетевого взаимодействия при необходимости должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, психиатр, невролог, офтальмолог, ортопед и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции. При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся.
Определены требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.
Слайд 13
Раздел 4. Требования к результатам освоения АООП
Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью двух вариантов АООП.
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью.
В настоящее время примерные АООП находятся в состоянии проектов и не утверждены приказами Министерства образования и науки РФ.
Проекты АООП в редакции на 30 марта 2015 г. можно посмотреть на сайте института им. Герцена, Санкт-Петербург.
Слайд 14