ИННОВАЦИОННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности по духовно-нравственному и творческому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья «Моя мастерская»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
ИННОВАЦИОННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
по духовно-нравственному и творческому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья
«Моя мастерская»
Возраст учащихся: 6-7 л.
Срок реализации:1г.
Автор - составитель:
Стурова Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования

г. Сосновый Бор
2014-2015г.

АННОТАЦИЯ
к инновационной общеразвивающей программе
«Моя мастерская»
Направленность: социально-педагогическая
Направление: духовно-нравственное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность.
Вид: модифицированный
Уровень освоения: ознакомительный
Целевое назначение программы: формирование познавательных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста через различные виды деятельности
Задачи программы: Обучающие:
способствовать формированию первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье и обществе;
познакомить детей младшего школьного возраста с основами этики (нормами поведения) в общественных местах;
Развивающие:
способствовать развитию личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления), творческих способностей, развитие мелкой моторики рук; Воспитательные:
научить приемам и правилам ведения диалога, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника,
содействовать закреплению коммуникативных навыков и умений;
помочь в формировании эмоционально-положительного отношения к школе, к творческим занятиям.
Возраст: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Объем программы: 99 часов.
Ожидаемый результат: приобретенные знания и умения помогут учащимся ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации,
Особенности реализации программы: применение различных форм и методов обучения с учетом возрастных и специфических особенностей детей(беседы, ролевые игры, лепка, бумагопластика.)
Содержание
страницы
Пояснительная записка 4-9 Учебно – тематический план 1 г.о 10 Программное содержание 1 г.о 11-15 Информационно-методическое обеспечение 16-17 программы Учебно-материальная база 18 Список литературы для педагога 19 Список литературы для обучающихся 20 Приложение 21-25 1. Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Любая из форм внеурочной деятельности обладает большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Программа разработана в 2014 году согласно Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и Письмом Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 19-1932/14/0/0 от 09.04.2014 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ». Программа «Моя мастерская» составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И. С. Хомяковой, В. И. Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Работа с детьми по программе «Моя мастерская» предоставляет возможность планомерно достигать определенных воспитательных и образовательных результатов разного уровня познавательной деятельности, постепенно переходить от простых результатов к более сложным. Программа способствует развитию познавательных процессов личности, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности), этическому воспитанию младших школьников, направлена на формирование понятий и овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместного общения и проживания людей, передаваясь из поколения к поколению.


Программа «Моя мастерская» является:
интегрированной - основой интеграции являются сферы совместной деятельности общего и дополнительного образования: образовательная (развитие речи), творческая (развитие воображения, фантазии) и воспитательная (толерантность, );модульной – состоящей из 2-х автономных модулей, каждый из которых имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие качеств личности как познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Изучение программного материала должно обеспечивать не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении.
Педагогическая целесообразность: связана с реализацией следующих возможностей для развития ребенка: создание максимального количества ситуаций успеха; обеспечивает овладение учащимися этическими нормами поведения в цивилизованном обществе, способствует формированию мировоззрения, приобщения к здоровому образу жизни выявление и стимулирование положительных личностных качеств ребенка; практическая значимость (расширение кругозора, использование приобретаемых качеств и знаний в повседневной жизни; осознание взаимосвязей в окружающем мире).
Актуальность программы: обусловлена целью современного образования и пониманием ситуации внеурочной занятости детей (Практическая реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта) Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе формирования компетентности и «умения учиться».
Цель программы: формирование познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста через различные виды деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
способствовать формированию первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье и обществе;
познакомить детей младшего школьного возраста с основами этики (нормами поведения) в общественных местах;

Развивающие:
способствовать развитию фонетического слуха, совершенствованию речевой деятельности;
способствовать развитию личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления), творческих способностей, развитие мелкой моторики рук; Воспитательные:
научить приемам и правилам ведения диалога, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника,
содействовать закреплению коммуникативных навыков и умений;
помочь в формировании эмоционально-положительного отношения к школе, к творческим занятиям.
В процессе знакомства с программой первокласснику даётся возможность самостоятельно открыть для себя мир творчества.
Модуль 1 - «Бумагопластика», способствует развитию внимания, мелкой моторики, улучшению памяти, активизации творческого воображения, формированию трудовых навыков, исполнительского мастерства, аккуратности.
Модуль 2- «Этика: азбука добра» - направлен на поддержку и развитие нравственногосознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор и применять его в обществе.
Отличительные особенности программы: программа состоит из 2 модулей, в которых комплекс развивающих игр и заданий способствует ненавязчивой учебной мотивации, развитию познавательной активности; содействует развитию моторики; голосовые разминки, входящие в занятие - способствуют развитию голосовых связок и тем самым укрепляют здоровье; формирование культуры отношений в коллективе - способствует укреплению психики ребенка; занятия по самопознанию – помогают обрести здоровую жизненную позицию, что так необходимо детям с ограниченными возможностями.
Возраст учащихся: программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована с отдельно взятым классом. Количество детей в группе, для достижения более качественного обучения, не должно превышать 10 - 12 человек. Набор в группы свободный. Состав групп постоянный.
Срок реализации программы: 1 год.
Объем программы и режим занятий: 99 часов. Занятия для учащихся проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (2 ч. - «Бумагопластика» и 1ч. «Этика: азбука добра»)Форма обучения: очная, язык – русский.
Форма проведения занятий: (заполняем самостоятельно, исходя из собственной программы)
аудиторные:
консультация,
практические занятия,
беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала,
практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся,
игра
интерактивные формы: интерактивные экскурсии в мир сказок
внеаудиторные (на выходе)
участие в конкурсных мероприятиях
разработка мини - проектов,
экскурсии
Методы обучения:
словесные (рассказ, диалог, беседа)
наглядные (показ, демонстрация действия)
практические (речевой тренинг, работа с текстом ,работа по схеме и образцу)
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). . В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Учащиеся должны знать: виды материалов, обозначенные в программе их свойства, название, назначение и способы обработки; приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями; последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, оформление; способы соединения деталей: клеем, шурупами, гвоздями, подвижным соединением; способы контроля по шаблону; словарь терминов.Учащиеся должны уметь: организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; изготавливать изделия по образцу, рисунку, работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе; использовать различные материалы в изготовлении одной поделки; планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку; работать индивидуально и группами.
Методы, используемые на занятиях: словесно-наглядные, практические.
Формы промежуточной аттестации:
календарь успеха (Приложение 1)
Фомы итоговой аттестации (варианты):
выставка, выполнение итоговых заданий, мини – проекта, участие в конкурсных мероприятиях;
итоговое занятие - праздник
Форма работы с родителями:
встречи с родителями;
индивидуальные беседы;
помощь в обеспечении практических заданий (проектов, творческих работ).

Подведение итогов реализации программы.
В процессе обучения по курсу общеразвивающей программы проводится систематическая диагностика.
Начальный (входной) контроль:
1.Диагностика знаний по теме бумажная пластика , лепка , оригами.
2. Диагностика раздела : Этика «Азбука добра»
Промежуточная аттестация проводится с целью оценки качества освоения учащимисяпрограммы по итогам учебного периода (раздела программы) в виде …
1.однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; 2.постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
3.тематические - по итогом изучения разделов, тем; 4.итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Итоговая аттестация проводится с целью оценки качества освоения уровня достижений учащихся по завершении всего курса общеразвивающей программы, как выявление творческого роста и интереса к занятиям, определение степени достижения результатов обучения. Аттестация проводится в форме итогового занятия, где дети заполняют «Календарь успеха».
2. Учебно – тематический план
№ Разделы программы Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 1 - 1
2 Бумагопластика10 56 66
2.1. Аппликация 2 15 17
2.2. Объемная аппликация 2 14 16
2.3. Оригами 4 15 17
2.4. Лепка 2 14 16
3 «Азбука добра» 8 20 28
3.1. Правила поведения в общественных местах 2 5 7
3.2. О добром отношении к людям Что такое «добро и зло» 2 5 7
3.3. Как стать трудолюбивым «Ученье-Свет, а не ученье - тьма». 2 5 7
3.4. Правила опрятности и аккуратности. Культура внешнего вида 2 5 7
4 Оргмассовая работа 3 3
5 Итоговое занятие - 1 1
Итого 19 80 99

3. Программное содержание и учебно-методическое сопровождение программы 1 г.о.
№ п/пРазделы программы Содержание Форма
занятия
Приёмы и
методы Методическое и
техническое
оснащение
Формы подведения
итогов
1 2 3 4 5 6 7
1 Вводное занятие
Знакомство с программой обучения, с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности учебное занятие объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения фотоматериалы, инструкции по ТБ и ПБ, анкеты, тесты опрос
2 БумагопластикаИстория возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях. Способы декоративного оформления готовых работ. 2.1.Аппликация Последовательность изготовления работы с использованием шаблонов.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием шаблонов
учебное занятие объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения инструкции по ТБ выполнение творческой работы
2.2.Объемная аппликация Технология изготовления поделок на основе использования цветной бумаги,
Благоприятные цветовые сочетания.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием техники объёмной аппликации
Техника гофрирования.
Основные способы гофрирования бумаги. Пространственные представления. Композиционные навыки.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием техники гофрирования
История возникновения символов. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги учебное занятие объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения инструкции по ТБ выполнение творческой работы
2.3. Оригами Оригами история появления. Виды и приемы складывания бумаги.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ. учебное занятие объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения работа с технологическими картами инструкции по ТБ выполнение творческой работы
2.4. Лепка Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов.
Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. учебное занятие объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения инструкции по ТБ выполнение творческой работы

3. «Азбука добра» 3.1.Правила поведения в общественных местах Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,театре и т.д.) не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и
громко высказывать обращение, просьбу учебное занятие частично-поисковые, исследовательские методы обучения анкета( алгоритм правил по теме) Беседа
Инсценирование
правила поведения
3.2. О добром отношении к людям Что такое «добро и зло» Чтение и обсуждение книг. Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев. Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Просмотр фрагментов видеофильмов и их обсуждение. учебное занятие частично-поисковые, исследовательские методы обучения анкета( алгоритм правил по теме) Беседа
3.3 Как стать трудолюбивым «Ученье-свет, а не ученье - тьма». Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.
Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду.
Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавлениеот неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда и дежурства учебное занятие частично-поисковые, исследовательские методы обучения анкета( алгоритм правил по теме) Беседа
3.4. Правила опрятности и аккуратности. Культура внешнего вида Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»
Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.
Просмотр фрагментов видеофильмов и их обсуждение учебное занятие частично-поисковые, исследовательские методы обучения анкета( алгоритм правил по теме) Беседа
4. Оргмассовая работа Посещение выставки в рамках фестиваля «Сосновоборская мозаика»
Праздник для мам.
Праздник для пап. Экскурсия
Игровая программа
Сценарии праздника
Наглядные
Исследователь-ские  5 Итоговое занятие Проведение и организация итогового мероприятия «Чему я научился за этот год» учебное занятие частично-поисковые тест( алгоритм правил по теме) Диагностика
освоения общеразвивающей программы

5. Информационно - методическое обеспечение программы

п/пРазделы программы Методическая литература Методические разработки Методические папки и пособия
1 БумагопластикаАпликация Обьёмная аппликация
Оригами
Лепка
Аппликация и бумагопластика . М.: Просвещение, 2010г., 108
Давыдова Г.Н. Бумагопластика М.: Просвещение, 2010. 68 с
Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина, Москва, 2013г., 200с
.
.
Рабочая программа «ИННОВАЦИОННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
по духовно-нравственному и творческому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья
«Моя мастерская»

Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина, Москва, 2013
Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2012
  компьютер для показа презентации, готовые шаблоны из белой бумаги
компьютер для показа презентации, готовые шаблоны из желтой бумаги - круг, из зеленой - полоса. Круг - лицо солнышка
«Этика: азбука добра»
Правила поведения в общественных местах
О добром отношении к людям
Что такое «Добро и зло»
. Как стать трудолюбивым «Ученье-свет, а неученье –тьма»
Правила опрятности и аккуратностиюКультура внешнего вида Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как
субъекта учебной деятельности и нравственного
поведения», М.: Просвещение, 2012. 106 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические
задания . М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Презентации по темам «Этика: азбука добра»
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы.
Тесты и практические
задания . М.: Просвещение, 2010. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008г Мультимедийный проектор и презентации
Оргмассовая работа Посещение выставки в рамках фестиваля «Сосновоборская мозаика»
Праздник для мам.
Праздник для пап. Итоговое занятие

6. Учебно- материальная база
МАТЕРИАЛЫ:
-бумага офисная цветная марки «Color», -бумага офисная белая, -бумага цветная, - гофробумага, -картон цветной, -гофрокартон, -картон белый большой, -бумага для акварели, -цветные блоки для записей (форма квадрат), -альбомы для эскизов, -пастель сухая, карандаши, -клей ПВА, -клей-карандаш,   -английские булавки, -ножницы,
ОБОРУДОВАНИЕ:
-мультимедийный проектор для просмотра презентаций.
-столы
-стулья
-стенды


Список литературы для педагога
1.Аппликация и бумагопластика . М.: Просвещение, 2010г., 108 с.
2.Давыдова Г.Н. Бумагопластика М.: Просвещение, 2010. 68 с.
3.Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина, Москва, 2013г., 200с 4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности нравственного поведения», М.: Просвещение, 2012. 106
5.Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2012
6.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические
задания . М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008г
8.«Уроки труда в специальной (коррекционной) школе VI вида. 1-4 классы. Издательство: Владос, Москва 2006г.
Интернет –ресурсы.
stranamasterov.ru
.
8. Список литературы для учащихся
Аппликация и бумагопластика . М.: Просвещение, 2010г., 108 с.
2.Давыдова Г.Н. Бумагопластика М.: Просвещение, 2010. 68 с.
3.Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина, Москва, 2013г., 200с 4.Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности нравственного поведения», М.: Просвещение, 2012. 106
5.Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2012
6.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические
задания . М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008г
8.«Уроки труда в специальной (коррекционной) школе VI вида. 1-4 классы. Издательство: Владос, Москва 2006г.
Интернет –ресурсы.
stranamasterov.ru

Приложение
Тест на знание правил поведения в общественных местах  
Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?
1) следует, если их принимают в гардероб
2) не следует, если они тебе не мешают
3) следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
2) нежелательно
3) нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
1) допустимо
2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
3) шумное поведение допустимо везде
4.Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
1) нужно
2) не нужно
3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен
5.Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
1) не нужно
2) нужно
3) желательно, но не обязательно
6.В какой одежде ходят в кино?
1) в нарядной
2) в спортивной
3) в будничной
7.Что лучше надеть, собираясь в театр?
1) свитер и джинсы
2) легкую декольтированную одежду
3) нарядную одежду по сезону
4) желательно брючный костюм
8.Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
1) да
2) нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте
9.Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
1) и юноше, и девушке обязательно
2) на усмотрение юноши и девушки
3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)
4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)
10.Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
1) нет
2) сколько угодно
3) в любом, кроме меховой шапки
4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма
11.Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену
лицом к сидящим
2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену
12.Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?
1) следует
2) не следует
3) желательно
13.Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?
1) обязательно
2) желательно
3) не следует
14.Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?
1) можно, если успеешь это сделать первым
2) желательно
3) нежелательно
15.Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?
1) можно — ничего в этом особенного нет
2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам
3) на ваше усмотрение
16.Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
1) можно
2) нельзя
3) нежелательно
17.Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
1) нельзя
2) нежелательно
3) можно — в знак одобрения декораций
18.Можно ли вслух комментировать спектакль?
1) можно, если это интересно вашим соседям
2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей
3) нельзя — подождите антракта
19.Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
1) можно, если у вас хорошие слух и голос
2) желательно — чтобы подбодрить артистов
3) нельзя
20.Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
1) можно
2) нежелательно
3) нельзя
21.Как выразить свой восторг от концерта?
1) громким свистом и топаньем ног
2) криками «браво» и вставанием
22. Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
1) свистеть и топать ногами
2) немедленно встать и покинуть зал
3) молчать и не аплодировать
23. Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?
1) можно
2) нельзя
3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус
4) на ваше усмотрение
Задания по разделу «О добром отношении к людям».
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы.        
1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1 2 3 4 5
Слова на карточках
Спасибо Пожалуйста Благодарю Здравствуйте
Добрый день Извините Будьте добры До свидания
Простите Добрый вечер Будьте любезны Жаль
Очень признателен Доброе утро До встречи Если Вас не затруднит
Не могли бы Вы мне помочь Я рад Вас видеть Мне очень жаль Прощайте
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;папа _____________________________________ ;бабушка __________________________________ ;дедушка __________________________________ .3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1.  Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6.  Вычеркни лишнее:
•  желать добра
•  сочувствовать
•  сопереживать
•  воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9.  Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». ( 1 класс)
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2.  Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать). 
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5.  Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Диагностика нравственной воспитанности
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1 Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми 4 3 2 2 Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду 4 3 2 3 Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми 4 3 2 4 Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку 4 3 2 5 Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей 4 3 2 6 Я  думаю,   что  можно   выругаться   на  несправедливое замечание в мой адрес 4 3 2 7 Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню 4 3 2 8 Мне приятно доставлять людям радость 4 3 2 9 Мне   кажется,   что   нужно   уметь   прощать  людям   их отрицательные поступки 4 3 2 10 Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы 4 3 2 Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

п/пСписок желаний №
ответов
1. Быть человеком, которого любят. 2. Иметь много денег. 3. Иметь самый современный компьютер. 4. Иметь верного друга. 5. Мне важно здоровье родителей. 6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 8. Иметь доброе сердце. 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 10. Иметь то, чего у других никогда не будет. Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;в) не обращаю внимания.
2. Я   с   другом   играю   в   бадминтон,   к   нам   подходит   мальчик   лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу,     чтобы     он     попросил    родителей    купить     ему     такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если    кто-то    в   компании   расстроился    из-за   того,    что    проигралв игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете   о   его   чувствах   и   о   том,   что   можете   сделать   в   этойситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее    педагог   подсчитывает    сумму    положительных    ответов,    данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.

Календарь успеха.
Диагностическая карта качества освоения общеразвивающей программы «Моя мастерская»
№ группы_____, год обучения_____, 20___-20___ учебный год

п/пСписок детей БумагопластикаАзбука добра % качества освоения ДОПЗаполните таблицу «свойства бумаги» Назовите вид оригами и приёмы складывания Назовите виды лепки Какие виды имеет объёмная аппликация Умение извлекать явную информацию
Умение интерпретировать и обобщать информацию Умение формулировать выводы Умение анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста Умение преобразовать информацию 25.12 30.05 25.12. 30.05 25.12 30.05 25.12 30.05 25.12 30.05 25.12 30.05 25.12 30.05 25.12 30.05 25.12 30.05 год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Таблица «Свойства бумаги»
Вид бумаги Плотность Фактура Режется Сгибается
Держит форму Скручивается Клеится Не рвется
Салфетка Цветная бумага Цветная офисная бумага Цветной картон Гофрированный картон Вывод: Будучи сама человеком инициативным и творческим , главным в своей работе выбрала духовно-нравственное направлением через творческую деятельность детей . Это направление работы было выбрано с учётом особенностей детей. Работа в этом направлении позволила прививать навыки общения в обществе и более сознательному выбору поведения. В процессе творческой деятельности развивается память, речь, мышление и навыки умственного труда. Особый акцент был сделан на коллективные творческие дела- участие во всех школьных мероприятиях, рисование стенгазет на такие темы как: вспомним солнечное лето, день учителя , день России, блокада Ленинграда ,23 февраля, 9 мая. Участие во всероссийских и международных олимпиадах по разным предметам где мы изучали окружающий мир и говорили о том , что животные- это наши младшие друзья, которым нужно помогать .Говорили о нужных и необходимых предметах, таких как, русский язык , математика и литературное чтение . Изучали Этику «Азбуку добра» и вывели «Алгоритмы поведения в общественных местах», «Алгоритмы добра и зла», «Алгоритмы правил опрятности и аккуратности.» Работа с бумагопластикой где ставились такие задачи: способствовать совершенствованию речевой деятельности; способствовать развитию личностных качеств: активности, инициативности, воли , любознательности, интеллекта , внимания, памяти, восприятия, образного , образно-логического мышления; творческих способностей, развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера; совершенствовать трудовые умения ребёнка; формировать культуру труда позволила добиться желаемых результатов. Где мы с ребятами сделали творческую выставку работ и я смогла поделиться на научно-практической конференции своим опытом работы в этом направлении. Экскурсионные походы в цирк , в Центр развития творчества на выставку «Зимние фантазии» , в Дом культуры «Строитель» на программу посвящённую «Дню победы» позволили нам обсудить наше поведение в обществе, увидеть своё отношение к старшим. Заглянуть в странички нашей истории. Работая с детьми ограниченными возможностями здоровья я учитываю поведенческие особенности детей: агрессивность , скованность , гиперактивность . Чтобы добиться положительной динамики и более значительных результатов , использую системный подход ,продумав спектр мероприятий и их регулярность.