Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности по обучению грамоте «АБВГДЕйка»


Департамент образования
Администрации города Ноябрьска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крепыш»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета _____________________
Протокол № ________________
от «___» __________ 20___года
Председатель педагогического совета: _____________________
«Согласовано»:
Заместитель заведующей по ВМР
_____________Е.Г.Старцеваот «____» __________ 20___г
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ «Крепыш»
__________________ Л.В. Цэруш от «__» __________ 20___ года
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
по обучению грамоте
«АБВГДЕйка»
для детей подготовительной группы

Срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель-логопед
МБДОУ «Крепыш»
Зайнулина И.В.
.

г. Ноябрьск
Программа дополнительного образования содержит следующие разделы:
Пояснительная записка
Требования к уровню речевого развития воспитанников.
Тематический план
Перспективно-календарное планирование.
Способ проверки речевого развития воспитанников
Перечень литературы.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «АБВГДЕйка» является программой социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательной учреждении и направлена на обеспечение доступности качественного дошкольного образования, создание условий для успешной адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного возраста при его подготовке к школьному обучению.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы в воспитательно-образовательный процесс заключается в разработке и применении современных традиционных и инновационных методик по обучению грамоте старших дошкольников в соответствии с логикой психического развития детей, исходя их принципа развивающего обучения.
Новизна разработанной программы дополнительного образования определяется идеей разработки и подбора учебного материала исходя из потенциальных возможностей ребенка. Оригинальность программы состоит в использовании современных инновационных технологий – использование компьютерных, здоровьесберегающей технологий.
Содержание дополнительной образовательной программы «АБВГДЕйка» представляет развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического слуха и восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.
Программа:
обеспечивает единство развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;
обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух направлениях: диагностико - консультативное, развивающее.
Целью Программы является:
подготовка детей к школе, формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукобуквенного анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков.
Программа способствует решению следующих задач:
Образовательные 
Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на слоги.
Ознакомление с гласными и согласными  звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука. 
Развивающие
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Формирование операций: звукового и слогового анализа и синтеза;
Ознакомление детей с буквами;
Формирование навыков: звуко-буквенного анализа и синтеза, чтение слитным послоговым методом;
Развитие графомоторных навыков;
Развитие оптико-пространственных ориентировок;
Развитие произвольного внимания, памяти, мышления, слуховой памяти.
Воспитательные
Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка;
Воспитание  бережного отношения к книге, дидактическим материалам.
Программа предназначена для детей 6-7 лет.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Форма обучения:
1) индивидуальная;
2) подгрупповая, наполняемость групп - 8 человек.
занятие количество занятий в неделю длительность занятия объем нагрузки в неделю всего занятий в год
Обучение грамоте
2 30 мин 60 мин 72
(2160 мин)
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (первых две недели сентября и последняя неделя мая) в форме проведения речевой диагностики и фиксации результатов в речевых картах (Приложение № 1). С итоги диагностики знакомят родителей.
Формы, методы образовательной деятельности с детьми.
игры (дидактические, развивающие, словесные).
использование компьютерных технологий.
использование рассказов, стихов, загадок, скороговорок.
решение кроссвордов.
упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика), дыханию.
задания для развития мелкой моторики.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательная гимнастика. На каждое занятие включается упражнение.
2. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Проводятся в течение 1 минуты в середине занятия (точка на окне, восьмёрки, тренажер «Краски-глазки»).
3. Развитие общей моторики.
Комплексы физминуток. Проводятся в игровой форме в середине занятия.
4. Аурикулотерапия.
Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.
5. Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
6. Система работы по развитию мелкой моторики рук.
- пальчиковые игры;
- обводка шаблонов и штриховка изображений;
7. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.
Структура занятия
Артикуляционная гимнастика или разминка.
Формирование фонематического слуха и восприятия.
Физкультминутка.
Звуко-слоговой анализ слов. Работа детей с разрезными азбуками
Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.
Итоги.
Примечания:
1. Структуру занятий можно изменять в зависимости от материала.
2. Подводя итоги, спрашиваем: «Что мы сегодня изучили? Что понравилось в занятии больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны. Можно сказать, чем будем заниматься на следующем занятии.
 Условия реализации программы:  
          I. Систематическое проведение занятий.
 Необходимость проведения занятий определяется следующим:
- Создаются условия для усвоения программных задач (ознакомление со словом и звуком, ударением, буквенной системой языка, овладение первоначальными навыками чтения и т.д.).
- Компенсируется дефицит речевого общения.
- Внимание ребёнка целенаправленно фиксируется на грамматических понятиях и представлениях о словах, звуках, ударении, букве, предложении и т.д.
- Формируются учебные умения (понимание учебной задачи, её самостоятельное решение, самоконтроль и самооценка).
- Создаются условия, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями  и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения, в результате чего у дошкольников развивается мышление, память, воображение. 
          II. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Очень важно не только дать дошкольникам определённую сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности ребёнка.
Для этого необходимо иметь достаточное количество настольных игр, пособий.
          III. Сотрудничество  педагога с  семьёй.
Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
Познакомить родителей с программой через родительское собрание, в индивидуальной беседе, через информационный стенд группы, где необходимо отразить, чем ребёнок занимается, предложить материал для домашних занятий.
Предложить список рекомендуемой литературы для дошкольников.
Целесообразно в конце учебного года проводить открытое занятие, с тем, чтобы родители могли увидеть приобретенные умения и навыки своего ребёнка на занятиях. 
Ожидаемые результаты
          Ребёнок к концу года должен уметь.
Фонематические процессы:
- выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка; в конце слова;
- анализировать ряд, состоящий из двух-трех гласных (аиу – здесь три звука);
- анализировать и синтезировать слоги обратного типа ГС.
- овладеть умением выделять последний и первый (из слов типа СГС) согласный из слов (без призвука гласного);
- выполнять анализ и синтез прямых слогов типа СГ;
- анализировать и синтезировать односложные слова со стечением согласных в середине слова, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, трехсложных слов;
- выделять ударный звук;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и твердые согласные;
Звуковой анализ и синтез:
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
- дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов.
- определять место звука в слове.
- преобразовывать слоги и слова путем изменения одного звука (от – ут, лак – бак).
- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова;
- рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Агранович З.Е., Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонетической стороны речи у старших дошкольников, - «Детство-пресс», 2004.
Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой стрктуры слов у детей. – СПб., 2000.
Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры, 4 части, М. «Айрис-пресс», 2008.
Верясова Т.В., Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. Екатеринбург-2000.
Володина В.С. Альбом по развитию речи, М., «Росмэн», 2006.
Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Папка дошкольника. Игра «Поиграем со словами», КОГУП «Кировская областная типография», 2005г.
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Альбом № 1, 2 упражнения по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы - М.: Издательство ГНОМиД, 2007г.
Дурова Н.В. Фонематика, М. «Мозаика-Синтез»
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда, М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998.
Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2002.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР (1, 2, 3 периоды). – М., 2000.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1999.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно, С.-П., 2005.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры, С.-П., 2005.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., «Ступеньки к школе»,М., 1999
Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Репина З. А., Буйко В.И. Уроки логопедии, Екатеринбург «Литур», 1999.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, Альбом 1-3, ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006
Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи, «Детство-пресс», 2006.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - С-Пб., 1998.
Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи, Екатеринбург, 2000.
Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007
Работа с родителями по обучению детей грамоте.
организация практикума;
оснащение родительского уголка;
открытые занятия.
Оборудование:
Подвижная азбука или наборное полотно с ячейками для тридцати трех букв (по 10—12 карточек с каждой буквой, высота букв — 6 см); используется для составления слогов, слов, слоговых таблиц на магнитной доске.
Фишки для звукового анализа слов.
Индивидуальные разрезные азбуки. Можно использовать готовые «Кассы букв, слогов и счета» Заполняются постепенно по мере прохождения букв. Такие кассы удобны в работе, поскольку буквы и слоги не высыпаются из ячеек.
Экран и проектор.
Презентации.
Предметные картинки на каждый звук.
Таблицы, игрушки, дидактические игры и пр. наглядность
Тематический план
1 год обучения
2 занятия в неделю, всего 72 занятия в год.
Неделя № Тема занятия Кол-во занятий/кол-во теоретической/ практической длительности Рекомендуемая дата проведения Дата
проведения
1 1 1-2 неделя педагогический мониторинг знаний и умений детей
01.09.2014г- 12.09.2014г
2 2 3 4 3 5 Различение слухового восприятия на неречевых звуках. 1/15/15 16.09.2014г. 6 Развитие слухового восприятия на речевых звуках. 1/15/15 17.09.2014г 4 7 Понятие о предложение. Понятие о слове. 1/15/15 23.09.2014г 8 Слова, называющие предметы. 1/15/15 24.09.2014г 5 9 Слова, называющие действия. 1/15/15 30.09.2014г 10 Слова, называющие признаки предмета. 1/15/15 01.10.2014г 6
11 Понятие о звуке. Звуки речи. 1/15/15 07.10.2014г 12 Звук и буква А. 1/15/15 08.10.2014г 7 13 Звук и буква У. 1/15/15 14.10.2014г 14 Звуки А, У. 1/15/15 15.10.2014г 8 15 Звук и буква И. 1/15/15 21.10.2014г 16 Звуки А, У, И 1/15/15 22.10.2014г 9 17 Звук П 1/15/15 28.10.2014г 18 Звуки П-Пь. Буква П. 1/15/15 29.10.2015г. 10 19 Звук Т1/15/15 04.11.2014г. 20 Звук Т-Ть. Буква Т. 1/15/15 05.11.2014г. 11
21 Звуки П— Т 1/15/15 11.11.2014г. 22 Звук К1/15/15 12.11.2014г. 12
23 Звук К-Кь. Буква К. 1/15/15 18.11.2014г. 24 Звуки К— Т 1/15/15 19.11.2014г. 13 25 Звуки П—Т—К. 1/15/15 25.11.2014г. 26 Звук и буква О. 1/15/15 26.11.2014г. 14 27 Гласные звуки и буквы
А, У, И, О 1/15/15 02.12.2014г. 28 Звук X –Хь. Буква Х. 1/15/15 03.12.2014г. 15 29 Звуки К— X 1/15/15 09.12.2014г. 30 Звук и буква Ы. 1/15/15 10.12.2014г. 16 31 Звуки Ы— И 1/15/15 16.12.2014г. 32 Звук М –Мь. Буква М. 1/15/15 17.12.2014г. 17 33 Звук С1/15/15 23.12.2014г. 34 Звук Сь1/15/15 24.12.2014г. 18
35 Звуки С-Сь. Буква С. 1/15/15 13.01.2015г. 36 Звуки Н-Нь. Буква Н. 1/15/15 14.01.2015г. 19 37 Звук З. 1/15/15 20.01.2015г. 38 Звуки З-Зь. Буква З. 1/15/15 21.01.2015г 20
39 Дифференциация звуков С-З 27.01.2015г 40 Звуки Б- Бь Буква Б.. 1/15/15 28.01.2015г. 21 41 Дифференциация звуков П-Б1/15/15 03.02.2015г 42 Звуки В-Вь. Буква В. 1/15/15 04.02.2015г 22 43 Звуки Д – Дь. Буква Д. 1/15/15 10.02.2015г 44 Дифференциация звуков Т-Д 1/15/15 11.02.2015г 23
45 Звуки Г-Гь. Буква Г. 1/15/15 17.02.2015г. 46 Дифференциация звуков
Г – К 1/15/15 18.02.2015г 24
47 Звук и буква Э. 1/15/15 24. 02.2015г 48 Звук Ш (1-е занятие) 1/15/15 25. 02.2015г 25 49 Звук Ш. Буква Ш.
(2-е занятие) 1/15/15 03. 03.2015г 50 Дифференциация звуков
С— Ш 1/15/15 04. 03.2015г 26 51 Звук Л 1/15/15 10. 03.2015г 52 Звуки Л, Л'. Буква Л. 1/15/15 11. 03.2015г 27 53 Звук Ж1/15/15 17.03.2015г 54 Звук Ж. Буква Ж. 1/15/15 18.03.2015г 28 55 Дифференциация звуков
З— Ж 1/15/15 24.03.2015г 56 Дифференциация звуков
Ж — Ш1/15/15 25.03.2015г 29 57 Звук Р1/15/15 31.03.2015г 58 Звук Р’. Буква Р. 1/15/15 01.04.2014г 30 59 Дифференциация звуков
Р - Рь07.04.2015г 60 Дифференциация звуков
Р — Л 1/15/15 08.04.2015г 31
61 Звук Й. 1/15/15 14.04.2015г 62 Дифференциация звуков
Й - Ль 1/15/15 15.04.2015г 32
63 Звук и буква Ц. 1/15/15 21.04.2015г 64 Дифференциация звуков
Ц — С 1/15/15 22.04.2015г 33
65 Звук и буква Ч. 1/15/15 28.05.2015г 66 Дифференциация звуков
Ч – Т’ 1/15/15 29.05.2015г 34 67 Звук и буква Щ. 1/15/15 05.05.2015г 68 Дифференциация звуков Щ — С — С' 1/15/15 06.05.2015г 35
69 Звуки Ф и Ф'. Буква Ф. 1/15/15 12.05.2015г 70 Звуки Ф – В1/15/15 13.05.2015г 36 71 1-2 неделя мая педагогический мониторинг знаний и умений детей
18.05.2015г -29.05.2015г
72 36 ч (2160 мин)
Приложение № 1
Способы проверки умений и навыков по фонематическим представлениям
для детей подготовительной группы
Методики обследования фонематического восприятия и слуха, звукопроизношения детей.
Повтори правильно. Задание направлено на проверку звукопроизношения. Оборудование: картинки.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие предложения:
У сома усы.
У Зины зонт.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка - вот вам и мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбил ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юля поют.
Будь внимательным. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть "Я буду называть слова, а ты называть первый (последний) звук в словах". Затем ребенку поочередно предлагают назвать первый гласный (согласный) звук в словах, а так же последний согласный звук в словах. Фиксируется: слуховое внимание ребенка: его умения правильно выделять указанные звуки.
Игра "ЭХО. Задания направлены на проверку слухового внимания, восприятия и умения повторять слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру "Эхо" - взрослый произносит следующие слоговые ряды: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба. Фиксируется: выполнения задания в соответствии с инструкцией.
Повтори. Задание направлено на проверку внимания, восприятия и умения повторять слова в заданной последовательности.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов: кот-год-кот, том-дом-ком, удочка-уточка
Фиксируется: выполнения задания в соответствии с инструкцией.
Отбор картинок со звуком М: мак, лампа, носки, морковь, дом, ком.Отбор картинок со звуками С – З: коляска, автобус, ваза, сосиски, смородина, зуб, суп, зайка, коса.
Придумывание слов с заданным звуком.
Результаты подробно фиксируются в речевой карте.
Речевая карта
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Где ты живешь?
Где работает мама?
Какие дома есть игрушки?
Какая у тебя любимая сказка? О чем она?
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1/ Составление рассказа по сюжетной картинке «Зайка и снеговик»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2/ Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик»:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3/Пересказ рассказа (6 год – 50 % текста, 7 год – 70 % текста)
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ:
Название предметов и их частей по картинкам или по представлению:
человек (шея, брови, лоб, ресницы, щеки , ладонь, локоть, плечи, колени)
птица (клюв, крыло, перья, когти, лапы, хвост)
стул (ножки, сиденье, спинка)
чайник (крышка, носик, донышко, ручка)

2. Обобщения: “ Назови одним словом»
Платье, юбка, брюки, рубашка –
Яболоко, груша, лимон, апельсин –
Огурец, морковь, свекла, помидор –
Шкаф, стол, диван, кровать –
Сапоги, ботинки, туфли, валенки –
Лиса, ёж, медведь, заяц –
Кошка, корова, коза, свинья –
Самолет, автобус, корабль, грузовик –

Детеныши животных: «У кого кто?»
- у козы -… - у волка -… - у собаки -… - у зайца -…
- у кошки -… - у медведя -… - у коровы -… - у свиньи -…
- у лисы -… - у курицы -… - у лошади -… - у овцы -…
Профессии:
Кто водит машину?
Кто разносит письма?
Кто продает продукты?
Кто стрижет волосы?
Кто шьет одежду?
Кто управляет самолётом?
Кто готовит пищу?
Кто рисует картины?
ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ:
Подбор прилагательных к существительным:
Цыпленок какой?
Матрешка какая?
Яблоко какое?
Цветы какие?
Прилагательные, образованные от существительных:
Чемодан из кожи. Он какой?
Варежки из шерсти. Они какие?
Конверт из бумаги. Она какая?
Ваза из стекла. Она какая?
Суп из курицы.Он какой?
Сок из моркови. Он какой?
Употребление антонимов:
Веселый …….…
Сухой ……….…
Светлый ……….
Длинный………
Широкий………
Высокий ………
Говорить………
Ссориться………
Радоваться……
Хвалить………...
ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ: «Что делает?»
рыба птица водитель конь собака
бабочка змея почтальон продавец швея
парикмахер летчик повар художник
ВЫВОД: по состоянию активного словаря:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах:Стол – столы – столов Перо –… –…Стул –… –… Лев –… –…
Глаз – … –… Рот –… –…
Ведро –… –… Ухо –… –…
Окно –.. –… Дерево – … – …
2. Согласование имен числительных с существительными в роде и числе:

1 мяч 1 яблоко 1 елка
2________________ 2________________ 2________________
5________________ 5________________ 5________________

3. Употребление простых и сложных предлогов ( в, на, под, со, с , из, из-за, из-под, между).
Падежные конструкции:
Родительный падеж:
Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
Дательный падеж:
Кого ты видел в зоопарке? В цирке?
Творительный падеж:
Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь?
Предложный падеж:
На чем катаются дети зимой?
ВЫВОД:_____________________________________________________________________________
7. СОСТОЯНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ:
1 Двусложные из двух открытых слогов:
ноты, муха, дети, вата
2. Трехсложные из открытых слогов:
малина, голова, молоко, бананы
3. Односложные:
кот, дом, мак, дым
Двусложные:
4. с одним закрытым слогом:
петух, хобот, диван, веник;
5. со стечением согласных в середине слова:
ветка, кофта, сумка, туфли;
6. с закрытым слогом и стечением согласных:
альбом, тюльпан, индюк, фонтан.
Трехсложные:
7. с закрытым слогом:
бегемот, телефон, попугай, молоток;
8. со стечением согласных:
улитка, ботинки, калитка, девочка
9. закрытым слогом и стечением согласных:
будильник, кофейник, Айболит, охотник;
10. с двумя стечениями согласных:
клубника, ласточка, футболист, хоккеист
11. Односложные со стечением согласных:
винт, гном, бант, танк
12. Двусложные с двумя стечениями согласных:
клубки, клюква, клумба, гнездо
13. Четырехсложные из открытых слогов:
паутина, гусеница, пианино, чемоданы
14. Со сложной слоговой структурой:
сковорода, милиционер, остановка, аквариум,
велосипед, космонавт, ткачиха водопроводчик
парикмахерская библиотекарь
Предложения:
Дети слепили снеговика
Милиционер стоит на перекрестке.
Водопроводчик чинит водопровод.
Фотограф фотографирует детей.
Саша сушила мокрое белье на веревочке.
ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРОИЗНОШЕНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ:
С: сад, коляска, глобус. Л: лампа, волк, стол
Сь: беседка, василек, такси Ль: лейка, плита, соль
З: замок, зонт, Незнайка Р: рука, пряники, фонарь
Зь: земляника, обезьяна, зима Рь: река, пряники, фонарь
Ц: цапля, кольцо, индеец Й: ЯБЛОКО, ЕЖ, КРЫЛЬЯ
Ш: шашки, ошейник, карандаш К: куртка, скрипка, шкаф
Ж: живот,, жук, лыжи Г: грядка,, грелка, виноград
Щ: щука, щенок, щетка Х: хлеб, ткачиха, петух
Ч: чайник, печенье, мяч
Повторить предложения:
У сома усы. У ежа ежата.
У Зины зонт. Дятел долбил ель.
Кузнец кует цепь. К нам во двор забрался крот.
Шапка да шубка - вот вам и мишутка. Майя и Юля поют.
ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (фонематический слух и восприятие):
1. Выделение первого ударного гласного в словах: Утка, Оля, Аня.
Выделение первого согласного в словах: палка, танк, мак.
Выделение последнего согласного в словах: суп, мак, кот, сом.
Отбор картинок со звуком М: мак, лампа, носки, морковь, дом, ком.Отбор картинок со звуками С – З: коляска, автобус, ваза, сосиски, смородина, зуб, суп, зайка, коса.
Придумывание слов с заданным звуком.
Повторить слоги и слова за взрослым:
та – да – та кот – год – кот бочка — почка
ка – га – га Том – дом – ком мышка — мишка
па – па – ба удочка – уточка коза — коса
ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:
Губы, зубы, небо, язык( объем и качество движений языка), уздечка ( норма, укороченная)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ
( контактность, внимание, память, усидчивость, работоспособность):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
« ____» _________20__г. Подпись____________________________________
«Ознакомлен(а)» « ____» _________20__г. Подпись родителей__________________________
Литература
Агранович З.Е., Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонетической стороны речи у старших дошкольников, - «Детство-пресс», 2004.
Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой стрктуры слов у детей. – СПб., 2000.
Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры, 4 части, М. «Айрис-пресс», 2008.
Верясова Т.В., Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. Екатеринбург-2000.
Володина В.С. Альбом по развитию речи, М., «Росмэн», 2006.
Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. Папка дошкольника. Игра «Поиграем со словами», КОГУП «Кировская областная типография», 2005г.
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Альбом № 1, 2 упражнения по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы - М.: Издательство ГНОМиД, 2007г.
Дурова Н.В. Фонематика, М. «Мозаика-Синтез»
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда, М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998.
Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2002.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР (1, 2, 3 периоды). – М., 2000.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1999.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно, С.-П., 2005.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры, С.-П., 2005.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., «Ступеньки к школе», М., 1999
Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Репина З. А., Буйко В.И. Уроки логопедии, Екатеринбург «Литур», 1999.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, Альбом 1-3, ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006
Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи, «Детство-пресс», 2006.
Ткаченко Т.А.. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - С-Пб., 1998.
Ткаченко Т.А. Логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (планы и конспекты занятий).- М., 1996г.
Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи, Екатеринбург, 2000.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи», М. «Просвещение», 2010.
Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007
Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.
Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16
Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.
Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.
Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 -287.
Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44
Хватцев М. С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. ,1996.