Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью по математике (2 класс)


1) Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью МОБУ СОШ с. Языково.
Цель программы – развивать познавательную деятельность младшего школьника с нарушением интеллекта на основе формирования доступных математических представлений, знаний, умений, необходимых им в повседневной жизни и при изучении других предметов.
2) Общая характеристика учебного предмета
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка учащихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
формирование доступных умственно учащимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
3) Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану обучающегося по АООП для детей с умственной отсталостью ( вариант 1) МОБУ СОШ с. Языково на изучение математики во 2 классе 2 часа в неделю. ( 68 ч в учебный год)
4) Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты учащихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе учащегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты: у обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами прядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
5) Содержание учебного предмета
Пропедевтика.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
6) Тематическое планирование
№ Тематическое планирование Основные виды учебной деятельности обучающихся Планируемая дата Фактическая дата
1 Инструктаж по ТБ и ПБ. Понятие: выше-ниже, толстый-тонкий. Коррекция памяти, мышления зрительного восприятия. Познакомить с понятием: выше-ниже, толстый-тонкий. Уметь классифицировать объекты 02.09 2 Счёт предметов в пределах 10. Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. Практический навык счета предметов. Счёт до десяти и обратно. 07.09 3 Порядковый счёт. Коррекция развитие мелкой моторики посредством упражнений. Последовательность чисел в прямом и обратном порядке. 09.09 4 Прямой и обратный счёт в пределах 10. Коррекция соответствия свойствам воспринимаемого, поставленной задаче. Последовательность чисел в прямом и обратном порядке. 14.09 5 Предыдущее и последующее число. Коррекция соответствия свойствам воспринимаемого, поставленной задаче. Состав чисел в пределах 10. Решать примеры на основании знаний о составе числа. 16.09 6 Состав чисел в пределах 10. Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. Называть последующее и предыдущее число. Находить «соседей» числа. 21.09 7 Отрезок. Сравнение по длине. Коррекция памяти, мышления зрительного восприятия Коррекция формирования эталонов цвета, формы, размера в процессе восприятия контурных геометрических фигур. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки. 23.09 8 Сравнение чисел Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. Сравнение чисел, запись неравенства и равенства используя знаки: =, .28.09 9 Самостоятельная работа Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля). Черчение и измерение отрезков. Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Навык ориентирования в пространстве (на листе). 30.09 10 Числа 11,12, 13.
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. Понятие «десяток», «единица».
Алгоритм счёта в пределах 20. 05.10 11 Счёт в пределах11,12,13 Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. Понятие «десяток», «единица». Алгоритм счёта в пределах 20 07.10 12 Предшествующее и последующее число. Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. Однозначные, двузначные числа. Состав числа. Следующее, предыдущее число. 12.10 13 Числа 14,15, 16. Коррекция и развитие памяти. устойчивого внимания. Разряд числа. Отрабатывать вычислительные навыки. 14.10 14 Счёт в пределах 14,15, 16. Коррекция соответствия свойствам воспринимаемого, поставленной задаче. Однозначные, двузначные числа. Состав числа. Следующее, предыдущее число. 19.10 15 Предшествующее и последующее число. Коррекция развитие мелкой моторики посредством упражнений. Разряд числа. Отрабатывать вычислительные навыки 21.10 16 Числа 17,18,19 Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. Разряд числа. Отрабатывать вычислительные навыки 26.10 17 Счёт пределах 10,20. Предшествующее и последующее число. Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. использование при сравнении чисел знаки «», решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа 28.10 18
19 Мера длины: дм. Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. Знакомство с мерами длины дециметр, сантиметр. Соотношение этих мер.
Перевод сантиметров в дециметры и обратно 09.11
11.11 20
21 Увеличение числа на несколько единиц. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. уменьшение числа на несколько единиц в пределах второго десятка. 16.11
18.11 22 Контрольная работа Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля) 23.11 23 Повторение Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. Решение простых текстовых задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах второго десятка. 25.11 24 Луч Коррекция мышления, воображения, памяти при проверке домашнего задания. Уметь строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника. 30.11 25
26
27
28 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Коррекция мышления, памяти. Знакомство со счётом по единице и равными числовыми группами (по 2, 5, 3, 4) в прямом и обратном порядке в пределах второго десятка. 02.12
07.12
09.12
14.12 29
30
31 Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Коррекция развитие мелкой моторики посредством упражнений. Сравнение знаков «», решение простых текстовых задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах второго десятка. 16.12
21.12
23.12 32 Углы. Прямой, тупой, острый угол. Коррекция соответствия свойствам воспринимаемого, поставленной задаче. Ознакомление с понятием угла. Введение терминов «прямой угол», «непрямой угол». 28.12 33 Сложение и вычитание при измерении длины Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. Практический способ определения и построения прямого угла 30.12
34 Самостоятельная работа Коррекция и развитиеличностных качеств (навыков самоконтроля) 18.01 35
36 Сложение и вычитание при измерении длины Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (см, дм,) 20.01
25.01 37
38 Меры времени Коррекция соответствия свойствам воспринимаемого, поставленной задаче. Познакомиться с мерами времени: час, сутки и неделя. Часы, циферблат, определять время до часа. 27.01
01.02 39
40 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. Табличные случаи сложения. Приёмы вычислений: называние одного, двух, трёх следующих за данным числом 03.02
08.02 41 Углы. Прямой, тупой, острый угол. Коррекция развитие мелкой моторики посредством упражнений. Ознакомление с понятием угла. Введение терминов «прямой угол», «непрямой угол». 10.02 42
43 Решение арифметических задач. Коррекция мышления, памяти при проверке домашнего задания. Чтение условия задачи по краткой записи. Составление краткой записи к составной задаче.
Решение задач в два действия. 15.02
17.02 44
45 Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Коррекция и развитие памяти. устойчивого внимания.
Приёмы вычислений: называние
одного, двух, трёх следующих за данным числом 22.02
01.03 46
47 Прибавление 6 Коррекция и развитие памяти. устойчивого внимания.
Приёмы вычислений: называние одного, двух, трёх следующих за данным числом 03.03
10.03 48
49 Прибавление 7 Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. сложение и вычитание с помощью шкалы линейки; 15.03
17.03 50
51 Прибавление 8 Коррекция мышления, памяти при проверке домашнего задания. прибавление и вычитание числа 22.03
24.03 52
53 Прибавление 9 Коррекция и развитие памяти. устойчивого внимания.
сложение и вычитание с помощью шкалы линейки; 05.04
07.04 54 Контрольная работа Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля) 12.04 55 Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник. Коррекция формирования эталонов цвета, формы, размера в процессе восприятия контурных геометрических фигур. Ознакомление с понятием четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник. 14.04
56 Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Коррекция соответствия свойствам воспринимаемого, поставленной задаче. Образование, чтение, запись чисел, счёт по единице и равными числовыми группами (по 2, 5, 3, 4) в прямом и обратном порядке в пределах второго десятка. 19.04
57
58 Вычитание 5 Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении. Табличные случаи вычитания. 221.04
26.04
59
60 Вычитание 6 Коррекция мышления, памяти. Сложение и вычитание с помощью шкалы линейки; 08.04
03.05
61
62 Вычитание 7 Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. прибавление и вычитание числа. 15.05
10.05
63 Вычитание 8 Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. прибавление и вычитание числа. 12.05 64 Вычитание 9 Коррекция развития зрительного внимания и кратковременной памяти. прибавление и вычитание числа. 17.05 65 Контрольная работа.
Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля) 19.05 66 Работа над ошибками
Треугольники формирования эталонов цвета, формы, размера в процессе восприятия контурных геометрических фигур. 24.05 67
68 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Коррекция мышления, памяти. Табличные случаи сложения. Приёмы вычислений: называние одного, двух, трёх следующих за данным числом 26.05
31.05 7) Описание материально-техническое обеспечения образовательной деятельности Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., 2001.
Демидова М.Е. Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида // Дефектология. – 2002. – № 1.
 Иченская М.А.  Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа.- Волгоград, 2008.
 Cтепурина С. Е. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. Математика. 5-9 классы.-Волгоград,2009.
 Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. – М., 1992.
Шуба М.Ю.  Занимательные задания в обучении  математике. – М., 1994.
 Залялетдинова Ф. Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М., 2007.        
Степурина С. Е. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. (Коррекционное обучение)- Волгоград, 2007.
Т. Н. Гордеюк  «Психолого – педагогические инновации в коррекционных классах» Волгоград «Учитель» 2009 г.
  ЭОР. 1С:Школа. Игры и задачи, 1 – 4 классы
  Сайт ОС «Школа 2100»  http://www.school2100.ru/uroki/elementary/         Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов    http://school-collection.edu.ru/