Выступление психолога на первом родительском собрании по теме: Адаптация учащихся первых классов к школе

Выступление психолога на первом родительском собрании по теме:
"Адаптация учащихся первых классов к школе"

План выступления
Вступительное слово.
Что такое адаптация к школе. Теория.
Совместная работа с родителями по оформлению рекомендаций.
Заключительное слово.

1. Вступительное слово
Вступительное слово включает в себя знакомство с родителями, представление психолога и объявление темы выступления.

2. Что такое адаптация
Начало школьного периода – это время вступления ребенка в так называемый кризис 7 лет. В связи с возникновением множества новых обязанностей у первоклассника возникает ряд психологических проблем и трудностей, бороться с которыми ему должны помочь взрослые- педагоги, психологи и родители. В последнее время возросло количество детей не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и  школьными проблемами заставляют педагогов и родителей искать варианты такой подготовки, которая максимально смогла бы обеспечить ребенку благополучную адаптацию  в школе.
Задача педагога-психолога и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Одним из ключевых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Школьная готовность подразумевает под собой три составляющие: личностная, эмоционально-волевая и интеллектуальная готовность. Наша программа направлена на развитие всех этих трех сфер у ребенка.                                

Цель нашей психологической развивающей программы:
Создание оптимальных условий для успешной адаптации первоклассников к условиям и учебному режиму среднего общеобразовательного учреждения и личностному развитию и самореализации учеников.

Основные методы обучения:
Игры на развитие познавательных процессов;
Подвижные игры;
Арттерапия;
Сказкатерапия;
Поведенческий тренинг.

3. Совместная работа с родителями по оформлению рекомендаций
На этом этапе ведётся фронтальная работа с родителями по “выработке” рекомендаций. Рекомендации записываются педагогом-психологом на доске и родителями в бланках ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Начать беседу можно так: “Что же вы можете сделать, чтобы наши дети лучше адаптировались к школе? Как вы думаете?”
В случае низкой активности родителей можно использовать подсказки. Ниже кратко приведены причины, по которым выделяются рекомендации. Эти причины родители говорят сами после наводящих вопросов педагога-психолога.
Из того, что в школе присутствует твёрдый режим: урок – перемена; выделяется рекомендация о соблюдении режима дня.
Так как в школе дети много сидят, озвучивается необходимость в прогулках и играх.
Поступление в 1-й класс – стресс, стоит ли ребёнка одновременно отдавать в какую-либо секцию?
Вместе с родителями выделяется следующая рекомендация:
Если дети не будут иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у них могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому не стоит отдавать ребенка в секцию или кружок одновременно с поступлением в школу.
Концентрация внимания у детей (10-15 минут). Каким образом надо делать домашнее задание?
В беседе обговаривается, что домашнее задание стоит делать с перерывами через 10-15 минут. Ребенок может просто попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. Необходим контроль со стороны родителей. 
Далее можно кратко отметить некоторые психологические особенности развития мышления, внимания, произвольной сферы и моторных навыков детей 7-8 лет.
На уроках идёт серьёзная нагрузка на глаза. Что мы можем сделать дома, чтобы снизить риск заболевания близорукостью? Родители сами приходят к тому, что надо меньше смотреть телевизор и меньше работать на компьютере. Записывается следующая рекомендация: 
“Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день”.
Также говорится о том, что больше всего на свете в течение первого года учебы дети нуждаются в поддержке. И если родители хотят, чтобы из ребенка вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно надо хвалить его, поддерживать, не ругать за двойки и грязь в тетради.

4. Заключительное слово.
В заключительном слове педагог-психолог в первую очередь сообщает о времени, отведенном для индивидуальной работы с родителями, о мероприятиях, запланированных в 1-м классе, а также настраивает родителей и педагогов на процесс успешного сотрудничества.


Бђ Заголовок 1Бђ Заголовок 2
ђ Заголовок 315