Каково стартовое состояние школы перед началом преобразований практики С чего должна начать моя школа


Каково стартовое состояние школы перед началом преобразований практики? С чего должна начать моя школа?Нужны ли преобразования в школе? Это вопрос, вызывающий большие споры вокруг современной системы образования. Спорят все. Родители, чьи дети являются заложниками постоянных школьных реформ совершенствующейся системы образования, утверждая, что программа перегружена, и у детей отсутствует мотивация и желание учиться, жалуются на несовершенные учебники и загруженность уроками. И с ними трудно не согласится. Стойко переносят трудности учителя, как никто испытывающие на себе все сложности трансформирования образования, потому что именно им приходится находить компромиссы, выходы из ситуации, исследовать, анализировать, находить время для самообразования и выполнять свою главную миссию - учить и воспитывать детей, наше будущее.И стремиться делать это качественно, ведь время, в котором мы живем, заставляет нас двигаться быстрее, чтобы не отстать от прогресса. А для этого, по моему мнению, надо меняться, надо искать новые пути совершенствования. И в этом убеждены многие учителя нашей школы. Перемены нужны, но проверенные практикой и очень осторожные, ведь наша творческая лаборатория - это школа, дети.
Пройдя первый этап обучения по программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, в рамках уровневых программ, разработанных ЦПМ АО НИШ совместно с Факультетом образования Кембриджского университета, с точки зрения практикующего учителя, работающего в школе уже 24 года, могу с уверенностью сказать, что те инновации, которые предлагает данная программа не имели аналогов ранее. Все многочисленные курсы повышения были направлены на изучение различных методик, усовершенствований, касающихся только отдельно одного учителя, повышения его педагогического мастерства. И видение главной цели – ученика, его подготовленность к будущей жизни, выстраивалась чаще всего в абстрактную идеальную модель, с перечислением высоких, идеальных характеристик.
Первый этап обучения «Лицом к лицу», изменил мое понимание и видение на обучение, и систему образования в целом. «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернётся в прежние» - замечательные слова физика-теоретика Альберта Энштейна, которые дают наиболее точную характеристику моего состояния. Это абсолютно новое для меня чувство, которое помогло посмотреть на нашу школу, с другой стороны. И это замечательно, если каждый учитель соединит в себе два очень важных качества: профессионального учителя-практика и пытливого учителя-исследователя, ориентированного на обучение ученика, имеющего не только глубокие знания по предмету, но самое главное: готовность к их практическому применению в жизни.
Моё обучение на курсах началось с выполнения первого предкурсового задания, которое заключалось в сборе исходной объективной информации о стартовом состоянии школы перед началом преобразований на практике. Чтобы ответить на вопрос: «С чего должна начать моя школа?», необходимо выяснить условия функционирования школы, администрации, культуры взаимоотношений между сотрудниками. Для выяснения ситуации по данным вопросам, я использовала различные инструменты аудита, включая анкетирование, интервьюирование и изучение основных документов школы. На первом этапе изучения стартовых возможностей школы я использовала анкету, разработанную и предложенную в помощь школьным лидерам для сбора исходной информации о состоянии школы. (Приложение1). В анкете были обозначены направления, имеющие непосредственное влияние на развитие школы и результаты обучения. В анкетировании приняли участие учителя и администрация школы. Перед проведением анкетирования с участниками была проведена беседа о важности честных ответов респондентов на поставленные вопросы.В ходе анализа полученных данных были определены следующие результаты исследования, которые выявили уровень состояния школы, определили ключевые проблемы, которые требуют более тщательного анализа и изучения.
Изучая и анализируя результаты анкеты по направлениям можно сделать следующие выводы. (Приложение 2). Высоким показателем можно считать результаты по направлению «Исследование и рефлексия».Положительные ответы часто и почти всегда составили соответственно 32% и 47%, что свидетельствует о том, что большая часть учителей, учитывая важность непрерывного анализа своей деятельности, обобщает опыт работы с целью дальнейшего применения его в своей практической деятельности. Соответственно практика постоянного анализа, оценивания результатов и внесения изменений определяет направления и возможности повышения качества обучения.20 % процентов учителей посчитали, что не всегда уделяют достаточное внимание рефлексии и 1 % -редко. Несмотря на то, что данное направление в сводной ведомости показывает неплохие результаты, следует отметить, что учителям необходимо уделять внимание этому вопросу, так как рефлексия является основой педагогического проектирования в работе с учащимися. (Приложение 3).
Самый высокий результат, из показателей опроса учителей, определился в направлении «Планирование». Очевиден тот факт, что большая часть коллектива, а это 31% и 56 % (часто и почти всегда) согласились с тем, что наши долгосрочные цели отражаются в планах школы и процесс планирования рассматривается как более важный, нежели письменный.
Серьезные размышления вызывают результаты исследования в направлении «Вовлеченность». Голоса респондентов разделились: редко и иногда ответили 13% и 37%, часто и почти всегда соответственно 37% и 13 %, что в процентном отношении определилось как разделение голосов 50/50.Я больше чем уверенна, что это «болезнь» практически многих школ. Автономность всех участников образования затрудняет внедрение инноваций или развивает однобокие преобразования, не дающие положительных результатов. Современные подходы в образовании, направлены на преодоление ситуации, в которой школы принимают решения, не учитывая мнение учеников и их родителей, не сотрудничают с педагогическими институтами, советниками. Эффективной школой можно назвать ту школу, в которой все заинтересованные участники могут на равных решать и принимать решения, вносить изменения с учетом точки зрения всех заинтересованных лиц.
Высокий процент показали результаты анализа по направлению «Развитие сотрудников»: практически всегда, ответили 47%, часто – 28 %, иногда – 25%. Данные показатели свидетельствуют, что в школе делается акцент на профессиональное развитие сотрудников и уделяется время на развитие персонала. «Обучение учителя является необходимым условием для успешного обучения ученика». (Руководство для учителя первого уровня, третье издание 2015 г. стр. 197). Как показывает опыт, успехов добиваются те учителя, которые развивают свои профессиональные компетенции и умение оценивать свою деятельность.
По возрастающей распределились голоса участников анкетирования в направлении «Координирование», одной из главных функций управления, благодаря которой обеспечивается согласованная и бесперебойная работа во всех направлениях. Из них 33%частои 42 %почти всегда учителей считают, что координирование в нашей школе находится на достаточном уровне. Результаты, определяющих позиций, доказывают об организованной командной работе в школе, достаточной информированности персонала по ключевым решениям и обмене опытом по улучшению практики. При этом, персонал, выполняющий функции координаторов, обладает навыками работы с коллегами.
Основная часть анкетируемых согласна с утверждением, отмеченным первым пунктом в последнем разделе анкеты «Лидерство». Персонал школы имеет четкое представление о том, в каком направлении мы движемся, утверждает 37% опрашиваемых и 33%(почти всегда и часто). Решением сложных задач и руководством приоритетным развитием занимаются более опытные сотрудники, занимающие лидирующие позиции в школе.
С целью более подробного изучения стартового состояния школы, яобратилась с просьбой к администрации, познакомится с основными документами школы: Программой развития школы на 2013-2016 годы представляющий нормативно-управленческий документ, определяющий основные направления и содержание деятельности образовательного учреждения в условиях модернизации образовательной системы Республики и изучить анализ деятельности за 2014-2015 учебный год.
Обобщая результаты анализа анкеты и работы школы за прошлый год, я пришла к выводу, что в нашей школе большая часть учителей готова к конструктивному и профессиональному диалогу по внедрению педагогических инноваций и проведению исследований. Убедительным показателем рефлексивно-оценочной культуры учителей школы является участие в семинарах, научно-практических конференциях, публикаций тезисов и научных статей. Наблюдается рост и заинтересованность педагогов в саморазвитии (Приложение 5).
Совместную работу администрации и учителей на этапе планирования на протяжении всего года подтверждает тот факт, что учителя самостоятельно разрабатывают ученический (вариативный) компонент прикладных курсов и предметов по выбору, с индивидуальными и групповыми консультациями в целях углубления базового предметного образования, а также применения регионального компонента, формирования информационной компетентности. (Приложение 6).
Западающим звеном в этом направлении, как подтверждают результаты анкетирования и анализ работы школы, остаётся проблема вовлеченности учеников и родителей в развитие школы, являющихся равноправными участниками образовательного процесса, отсутствие поддержки из вне (пединституты, советники). Работа школы с родителями ограничивается стандартным набором мероприятий: общешкольными родительскими собраниями, классными часами и школьными праздниками. Чаще всего родители гости школы, а не заинтересованные участники и этот факт подтверждают результаты анкеты предкурсового задания в разделе «Вовлеченность».
Педагоги школы постоянно работают над повышением своего профессионального мастерства, отмечается в годовом анализе работы школы. За последние три года 38,8% педагогов прошли целевые курсы повышения квалификации, 34,7% - очередные, 22,4% - курсы по овладению новыми педагогическими технологиями и 6,1% - проблемные. Процентный показатель количества учителей с высшим образованием за последние три года увеличился с 83% – 85,2%, курсовую подготовку прошли 64 педагога, из них 11 учителей прошли республиканские курсы третьего базового уровня, 1 первого (продвинутого) уровня, 2 - второго (основного) уровня. С начала 2014-15 учебного года 15 учителей прошли курсы при АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» г.Костаная.
Управление школой, согласно анализа работы за предыдущий год, осуществляют квалифицированные кадры с соответствующей теоретической и методической подготовкой, соответствующей занимаемым должностям.
Органом внутришкольного управления и координатороми нноваций в учебно-методической работе в школе является методический совет, объединяющий 9 методических объединений. Каждое методическое объединение возглавляет опытный сотрудник, под руководством которого определяется методическая тема, тесно связанная с методической темой школы, определяющая развитие школы.
Программа школы на 2013-2016 учебный год, составлена и откорректирована на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Cцелью cсовершенствования профессиональной компетентности педагогов на основе использования личностно-ориентированного образования и внедрения идей, новых подходов к обучению в рамках программы Назарбаев интеллектуальной школы и Кембриджского университета и ознакомившись с программой развития школы, я обратила внимание на изменение политики школы по некоторым вопросам и могу с уверенностью сказать, что значительное влияние на этот процесс оказали учителя прошедшие трёхуровневые курсы. Это доказывает, что необходимые преобразования начинают работать, уже отражаюсь в перспективных планах школы. Об этом свидетельствуют и качественные показатели успеваемости, результаты ЕНТ по школе в сравнении с прошлым годом. Значительно повысились, и с каждым годом растёт результативность и процент участия в областных и республиканских дистанционных олимпиадах по предметам, улучшается и систематизируется работа с одарёнными. Но имея положительные тенденции в сторону повышения практически всех показателей, я обратила внимание на следующий факт: низкий процент участия в научно–исследовательской деятельности, в подготовке и выполнении научных работ. Эти показатели свидетельствую о низком уровне развития креативного мышления и как следствие низкой творческой деятельности учащихся. (Приложение 7). Этот вопрос заинтересовал меня как практикующего учителя, впервые организовывающего свою исследовательскую практику в школе. Я не случайно выбрала это направление. Обозначенная тема исследования в школе, обусловлена противоречивой ситуацией, сложившейся в современном обществе: с одной стороны, возрастает потребность в людях, умеющих творчески, креативно мыслить и решать существующие проблемы, с другой стороны недостаточно внимания уделяется этому аспекту в разрезе работы школы с одаренными детьми. Ведь ученными доказано, что развитие креативности и, следовательно, творчества, зависит от условий в которых развивается ребёнок. Значит наша задача создать условия, объедения профессионализм учителей, усилия родителей и желания детей. Эта тема оказалась для меня очень близка, потому что на протяжении многих лет я преподаю рисование, технологию и черчение. Последние годы я не работаю в начальном звене, поэтому эти предметы преподают учителя начальных классов. Принимая пятиклашек, я обратила внимание не только на то, что у них часто отсутствует художественная грамотность, но что ещё хуже отсутствует желание к творчеству, умение креативно мыслить.
Выясняя отношение к обозначенной проблеме в школе, я взяла интервью у администрации школы, в нем затронула тему преобразований практики в условиях современной школы, выяснила насколько остро стоит вопрос об использовании учителями школы современных методов повышения мотивации обучающихся. Как организовывается работа на уроке для того чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания и используется ли групповая работа на уроках. Существует ли связь между развитием креативного мышления на уроках с низкими результатами участия в исследовательской и проектной деятельности учащихся. (Приложение 9).
Так как на сегодняшний день актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования, я решила проводить своё исследование во втором классе.
Для более углубленного анализа по проблеме я провела дополнительное анкетирование среди учителей, учеников и родителей. Анкетирование учащихся показало следующие результаты. (Приложение 9). На вопрос: «Любишь ли ты, выполнять на уроках рисования творческие задания: рисовать необычные дома, машины, животных?», 89%учащихся дали положительный ответ, также большая часть учащихся73%, отметили своё желание конструировать механизмы и заниматься творчеством в свободное время, отвечая на следующие три вопроса анкеты. Вопрос о том часто ли вам учителя задают творческие задания на уроках, только 37 % учащихся ответили «да» и 58 % ответили«иногда».
По результатам анкетирования родителей, можно сделать выводы, что дети с удовольствием конструируют (69%), проявляют фантазию выполняя рисунки по школьной программе и просто любят рисовать (81%), а также проявляют фантазию рассказывая истории или рассуждают о чем-либо (81%). (Приложение 10).Чтобы выяснить уровень практических и теоретических знаний по развитию творческих способностей через развитие креативного мышления учителям начальной школы были заданы вопросы на знание определение понятия «креативное мышление», педагогических стратегий, важности применения на уроках, умение самостоятельно планировать и использовать задания для его развития. 100% учителей знают определение креативного мышления, 90% учителей понимают важность его развития у детей и используют для этого различные задания на уроках, 40% учителей могут самостоятельно планировать упражнения в рамках своего предмета, 40% учителей знакомы с современными исследованиями в области креативного мышления. 40 % учителей ответили, что иногда могут самостоятельно выбрать и запланировать упражнение или задание в рамках своего предмета. (Приложение 11). Из этого можно сделать вывод что учителя знают определение креативному мышлению, не все знакомы со стратегиями развития креативного мышления, интересуются современными исследованиями, но не всегда могут самостоятельно выбрать и запланировать соответствующее задание.
Используя результаты проведенного аудита среди участников образовательного процесса, я составила SWOTанализ стартового состояния школы (Приложение 12), который определил мои дальнейшие шаги по организации исследовательской практики в школе.
Используемая литература.
1. Руководство для учителя. Первыйуровень. Третье издание 2015 г.
2. Задания для выполнения в период практики в школе.
3. Предкурсовые задания для учителя первого уровня.
Приложение 1.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ОДИН: ОБЗОР УСЛОВИЙ ШКОЛЫ
Роль в школе (выберите один вариант)
Рядовой сотрудник Администратор 4 Учитель Методист Лидер среднего звена Директор (подчеркнуть)
Исследование и рефлексия.
1.1 В школе мы говорим о качестве преподавания
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
1.2 Мы всей школой разбираем и наблюдаем за изменениями, которые вносим
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГД
1.3 Учителя уделяют время оценке своей работы в классе
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО
ПОЧТИ ВСЕГДА
1.4 Школа заботится о вопросах конфиденциальности
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
Планирование
2.1 Наши долгосрочные цели отражаются в планах школы
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
2.2 В нашей школе процесс планирования рассматривается как более важный, нежели письменный план
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
2.3 Каждый полностью осведомлен о приоритетах развития школы
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
2.4 В школе мы делаем обзор наших планов и вносим в них изменения
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
Вовлеченность
3.1 Перед тем, как внести серьезные изменения, в этой школе мы узнаем точку зрения учеников
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО
ПОЧТИ ВСЕГДА
3.2 Перед тем, как внести серьезные изменения, в этой школе учитывается мнение родителей
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО
ПОЧТИ ВСЕГДА
3.3 Руководители школы, администраторы и другой персонал вместе работают над будущими направлениями развития школы
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
3.4 В своей работе по развитию мы эффективно используем поддержку из вне (например, педагогические институты, советники)
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
Развитие сотрудников
4.1 В этой школе ценится профессиональное развитие
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО
ПОЧТИ ВСЕГДА
4.2 В разработке школьной политики акцент делается на профессиональном развитии
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
4.3 В этой школе развитие персонала фокусируется на классе
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
4.4 Организация школы уделяет время развитию персонала
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО
ПОЧТИ ВСЕГДА
Координирование.
5.1 Персонал, выполняющий функции координаторов, обладает навыками работы с коллегами
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО
ПОЧТИ ВСЕГДА
5.2 Мы выполняем задания, работая в командах
РЕДКО
ИНОГДА ЧАСТО
ПОЧТИ ВСЕГДА
5.3 Персонал информируют о ключевых решениях
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО
ПОЧТИ ВСЕГДА
5.4 Мы делимся опытом по улучшению практической работы в классе
РЕДКО
ИНОГДА
ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
Лидерство
6.1 Персонал школы имеет четкое представление о том, в каком направлении мы движемся
РЕДКО ИНОГДА ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
6.2 Опытные сотрудники делегируют сложные задачи
РЕДКО ИНОГДА
ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
6.3 Опытные сотрудники руководят приоритетами развития
РЕДКО
ИНОГДА ЧАСТО
ПОЧТИ ВСЕГДА
6.4 Персонал имеет возможность быть лидером
РЕДКО
ИНОГДА ЧАСТО ПОЧТИ ВСЕГДА
Приложение 2.

Приложение 3.
Сводная ведомость по предварительному анкетированию с целью определения объективных условий функционирования школы.
Наименование параметров Шкала оценивания.
Редко иногда часто Практически всегда
Исследование и рефлексия 1 12 19 28
Планирование 1 8 18 33
Вовлеченность 8 23 23 8
Развитие персонала 0 15 17 28
координирование 3 12 20 25
Лидерство.. 8 10 20 22
Наименование параметров Шкала оценивания.
Редко иногда часто Практически всегда
Исследование и рефлексия 1% 20% 32% 47%
Планирование 1% 13% 31% 56%
Вовлеченность 13% 37% 37% 13%
Развитие персонала 0% 25% 28% 47%
координирование 5% 20% 33% 42%
Лидерство.. 13% 17% 33% 37%
Приложение 4.
Сводная ведомость по предварительному анкетированию с целью определения объективных условий функционирования школы.
Наименование параметров Шкала оценивания.
Редко иногда часто Практически всегда
Исследование и рефлексия 1% 20% 32% 47%
Планирование 1% 13% 31% 56%
Вовлеченность 13% 37% 37% 13%
Развитие персонала 0% 25% 28% 47%
Координирование 5% 20% 33% 42%
Лидерство 13% 17% 33% 37%


Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.
Интервью с заместителем директора по методической работе в школе.
Я : Как вы считаете, нужны ли современной школе преобразования?
Зам.директора:Школа как зеркало, является отражением изменений в обществе. Она не может существовать и развиваться самостоятельно. Поэтому если всё вокруг так стремительно меняется , значит и наша задача не отстать, а даже идти на шаг впереди. Поэтому я убеждена, что преобразования современной школе нужны, но и нельзя совсем отказываться от наработанных, проверенных и результативных методов работы.
Я: Как вы думаете, нуждаются ли учителя школы в знаниях современных методов обучения, с помощью которых можно повысить мотивацию учащихся к обучению.
Зам.директора:Наша школа на 100% обеспеченна квалифицированными кадрами с соответствующим профессиональным образованием, из них 85, 2 % учителя с высшим образованием. За последние 3 года 64 педагога прошли курсовую подготовку республиканского и областного уровня. Я уверенна, что учителя нашей школы имеют достаточно высокий профессиональный уровень подготовки и владеют различными методиками повышения мотивации. Но самая лучшая мотивация, я считаю, это отношение к детям. Хорошая, доброжелательная обстановка , поддержка, внимание и понимание это самый лучший стимул для всех детей и коллектива в целом.
Я : Анализируя стартовые возможности школы, я обратила внимание на проблему результативности научно-исследовательской деятельности в школе. Как вы считаете, существует ли связь между развитием креативного мышления на уроках с низкими результатами в исследовательской и проектной деятельности.
Зам.директора: Главная функция современного учителя не просто дать знания по предмету, но самое главное научить самому добывать их самостоятельно, т.е. научить учиться. Пока ещё в нашей системе образования, к сожалению, чаще используются всё больше репродуктивные методы, а они, как известно не способствуют развитию креативного мышления и как следствие желанию вести исследовательскую работу.И я думаю что связь, безусловно в этом прослеживается. И чем пытливее и креативнее педагог, тем больше у него последователей. Задача педагога создать и поддержать творческую атмосферу, способствующую развитию креативности у детей.
Я: Какие шаги вы предпринимаете, чтобы увеличить количество и качество участников исследовательской и проектной деятельности?
Зам.директора:В настоящее время в школе имеется достаточно большой потенциал творческих учителей: организована работа научного общества обучающихся «СЛЭШ», в состав входят 11 обучающихся, из них 2 ученики начальных классов. Постоянно ведется работа с одаренными. Одной из главных задач в работе с одарёнными детьми является создание условий для оптимального развития способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Приложение 9.
Анкета для учащихся .
№ вопросы Да нет иногда
1 Любишь ли ты, выполнять на уроках рисования творческие задания: рисовать необычные дома, машины, животных? 89% 5% 5%
2 Часто ли ты конструируешь разные необычные механизмы используя конструкторы? 73% 10% 15%
3 Интересно ли тебе клеить, вырезать и конструировать на уроках труда? 73% 5% 21%
4 Хотел бы ты заниматься творчеством в свободное время? 73% 10% 15%
5 Часто ли вам учителя задают творческие задания на уроках? 37% 5% 58%



Приложение 10.
Анкета для родителей.
№ вопросы Да нет иногда
1 Любит ли ваш ребёнок строить, конструировать, изобретать? 69% 0 31%
2 Часто ли ваш ребёнок придумывает новое назначение обычным вещам? 38% 31% 31%
3 Интересует ли вашего ребенка устройства и действие разных устройств и механизмов? 38% 18% 34%
4 Любит ли ваш ребенок проявлять фантазию выполняя рисунки? 81% 6% 13%
5 Любит ли ваш ребёнок дополнительно выполнять рисунки, поделки кроме заданных? 75% 6% 19%
6 Проявляет ли ваш ребёнок фантазию, рассказывая истории или рассуждая о чём-либо? 81% 12% 6%


Приложение 11.
Анкета для учителей.
вопросы да нет иногда
1 Можете ли вы, дать определение креативному мышлению? 100% 0% 0%
2 Знаете ли вы, какие педагогические стратегии направлены на развитие креативного мышления? 40% 40% 20%
3 Знакомы ли вы с современными исследованиями в области креативного мышления? 60% 20% 20%
4 Как вы считаете, основываясь на своём опыте, развитие креативного мышления важно для учащихся? 90% 0% 10%
5 Используете ли вы на своих уроках задания для развития креативного мышления? 40% 0% 60%
6 Можете ли вы, выбрать самостоятельно упражнение в рамках своего предмета, направленное на развитие креативного мышления? 40% 20% 40%
7 Можете ли вы самостоятельно планировать упражнение в рамках своего предмета, направленное на развитие креативного мышления? 40% 20% 40%


Приложение 12.
Каково стартовое состояние школы перед началом преобразований практики.
Сильная сторона Слабая сторона Благоприятные возможности Риски
Долгосрочные цели отражаются в планах школы и процессе планирования.
в школе делается акцент на профессиональное развитие сотрудников и уделяется время на развитие персонала.
Достаточно большой потенциал одаренных учащихся .
Ежегодное обновление коллектива молодыми специалистами.
Недостаточно внимания уделяется рефлексии, основы педагогического проектирования в работе с учащимися.
Автономность всех участников образования затрудняет внедрение инноваций или развивает однобокие преобразования.
Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения.
Недостаточно внимания уделяется развитию креативного мышления как одного из факторов развивающего творчество учащихся.
Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми через использование пединноваций.
Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся;
Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на развитие одаренности учащихся . Консервативный подход со стороны администрации и некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения.
Риск увеличения объема работы, возлагающийся на педагогов;
Работа направленная на развитие одаренности, через развитие креативного мышления на уроках, долгосрочная и поэтому не сразу даст результаты.