Выступление учителя истории и обществознания на тему:Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания.

Формирование ключевых компетенций
на уроках истории и обществознания.
Содержание исторического и обществоведческого образования в современных условиях нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение школьниками конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности социально гражданских компетенций. Историческое образование становится все более личностно и практико-ориентированным с приоритетом использования различных форм деятельности. Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.
Компетентный подход в обучении сосредотачивается на том, что бы не увеличить объем информированности человека, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Переоценка приоритетных целей образования состоит в том, что его результаты признаются значимыми не только как показатель успешности учебного процесса, но и как инструмент успешной деятельности за пределами системы образования.* Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной (учебной) личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, называют ключевыми компетенциями.
Что же понимается под определением «ключевые компетенции»?
Так, по определению Д.Иванова: «...ключевые компетенции - это наиболее общие способности и умения, помогающие человеку понимать ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества».
Принято выделять следующие ключевые компетенности:
Ценностно-смысловая компетенция, включающие мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир. Выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.
Общекультурная компетенция, обеспечивающая осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающая основы духовно-нравственной жизни человека.
Учебно-познавательная компетенция, предполагающая возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.
Информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
Коммуникативная компетенция. Включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.
Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной и т. д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Выражается в развитии необходимых личностных качеств.
В соответствии с компетентностным подходом я определила цель моей педагогической деятельности: формирование ключевых компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
Для достижения поставленной цели выполняются следующие задачи:
Активизация познавательной деятельности учащихся, так как им приходится обращаться к дополнительной литеретуре и другим источникам знаний;
Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности учащихся, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;
Воспитание самостоятельности, гражданственности, толерантности, уважения друг к другу, ответственности;

Краткое описание работы по формированию ключевых компетенций на уроках истории и обществознания

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение ключевыми компетенциями и развитие мыслительных способностей.
В отличие от традиционного обучения, где формирование компетенций идет через усвоение уже готовых результатов научного познания, основная цель проблемного обучения - овладение компетенциями через активизацию самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности.
Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Проблемное обучение реализуется мною в рамках урочной деятельности.
В чем же специфика проблемных уроков?
В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.
Дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться:
На протяжении всего урока;
На каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Проблемное обучение предполагает использование следующих приемов на уроках:
Приём проблемного изложения – на лекционных уроках учитель ставит перед уч-ся ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить в ходе лекции.
Прием нахождения аналогии – формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания учащихся на конечной цели – нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности и т. п. как в Отечественной истории, так и во Всемирной.
Приём обнаружения противоречий – активизирует способность анализировать, выделять главное.
Приём создания проблемной ситуации – в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции. Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.
Приём экспресс - дискуссии – вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем.
Приём ролевой дискуссии – ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Необходимость высказаться от имени другого человека помогает преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией.
Приём альтернативной ситуации – предполагает выбор вариантов исторического развития реально существовавших в истории.
Ведущими методами на таких уроках являются: диалогический,эвристический и исследовательский.
Результатом применения вышеперечисленных методов и приемов станет формирование учебно-познавательной компетенции (через постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, продуктивное познание, исследование), в том числе компетенции интеграции (структурирование знаний, расширение, приращение накопленных знаний), информационной компетенции (этому способствует анализ, осмысление, преобразование большого количества информации), коммуникативной компетенции ( вырабатывается умение слушать и взаимодействовать с другими через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций), компетенции личностного совершенствования (через создание ситуаций успеха на уроках).












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15