Принципы построения учебно-воспитательного процесса в рамках технологии сотрудничества


Проектирование урока в технологии сотрудничества
"Благо везде и повсюду зависит от соблюдения 2-х условий: первое – это правильное установление конечных целей всякого рода деятельности и второе - отыскание соответствующих средств, ведущих к конечной цели"
Аристотель
Педагогика сотрудничества - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании (Ш.А.Амонашвили, В.Шаталов, С.Лысенкова, И.Волков, В.Караковский, М.Щетинин, Е.Ильин). В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей.
Что дает такая работа ученикам?
· Создаёт ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого.
· Помимо глубоких знаний, идет личностное становление учащихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками. Умение общаться - одно из важных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
· Формируется чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. И здесь учителю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой "проживание" личного отрицательного опыта является более значимым для его становления.
Принципы построения учебно-воспитательного процесса в рамках технологии сотрудничества основаны на том, что учащийся в процессе изучения проходит три основных этапа:
I этап – “погружение” - дает возможность ученику составить свое представление, приобрести свой опыт, построить свой образ. Этот этап ещё называют “формирование информационного поля”. На этом этапе учащегося подводят к изучению нового материала, предъявляя ему новые знания.
II этап – собственно "овладение", освоение нужного способа действия. Он возможен только после полноценной реализации I этапа. На этом этапе идёт отработка учебных знаний, проводятся семинарские занятия, обобщающие уроки, для учеников это может быть и устный зачет.
III этап – использование знаний. Здесь возможными становятся для учеников межпредметное погружение, конференция, а также учебные ролевые игры по проблемным вопросам изучения, презентации, тематические вечера, творческие отчеты.
Детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
Работа в технологии сотрудничества построена на взаимодействии учащихся внутри группы.
Общие правила организации групповой работы:
· Решите, как будут сформированы группы и какова их наполняемость
(часто менять состав групп не стоит, для сплочения группы нужно время, и в то же время периодическое перераспределение учащихся полезно, поскольку помогает им получить опыт совместной деятельности).
· Планируйте для групповой работы задания, требующие участия всех членов группы – взаимозависимость (характер заданий должен предусматривать разделение труда, соответствовать возможностям и способностям учеников).
· Подробно объясните классу, как будут работать группы, и как вы будете оценивать учащихся.
· Регулярно контролируйте ход работы в группе.
· Научите группы справляться с теми, кто не хочет или не может сотрудничать (не стоит немедленно принимать меры, если кто-то из детей не захочет работать именно в этой группе, навыки совместной деятельности предполагают умение работать с самыми разными людьми, не зависимо от личных симпатий или антипатий).
· Организуйте разбор ошибок (главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия, не стоит высмеивать слишком самоуверенного ребенка или демонстративно поддерживать застенчивого, важно обсудить, чем каждый участник был полезен группе)
Приёмы и методы групповой работы, которые можно использовать на основных этапах урока технологии сотрудничества:
1 этап:
· «Мозговой штурм» - решение научной или учебной проблемы посредством объединения «творческих мыслей учащихся, создание коллективного мозга. Применим на всех этапах урока.
· Разбивка на кластеры (блоки идей) – графическая организация материала, которая помогает им понять, что можно сказать по данной теме
· Взаимообучение – учащиеся выполняют роли «учителя» и «ученика» или «докладчика» и «респондента»2 этап:
· взаимоопрос – учащиеся составляют вопросы по теме, затем могут их задать другим группам.
· трёхступенчатое интервью – партнёры берут друг у друга интервью на конкретную тему, а в это время другой член группы записывает ключевые моменты ответа, после каждого интервью происходит смена ролей.
· отработка умений – учащиеся получают задания по карточкам или составляют карточки-задания для других групп.
3 этап:
· пятиминутное эссе в форме «круглого стола» - лист передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения.
· презентации результатов
Это лишь некоторые элементы. В распоряжении учителя большой спектр форм, методов и педагогических приёмов. Сотрудничество предполагает ориентацию на приоритет совершенствующейся социально успешной личности, способной постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям. Такими должны быть все участники учебно - воспитательного процесса.
«Научить можно лишь тому, что любишь» (И.Гёте)