Статья Валеологизация учебно-воспитательного процесса в начальной школе: модель реализации


Снаркова Наталья Геннадьевна
КГУ «Средняя школа №17» г. Усть-Каменогорска

ВАЛЕОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе - важнейший фактор в оценке качества обученности.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.
В февральском «Послании президента народу Казахстана » Н.А.Назарбаев одним из главных приоритетов определяет «Здоровье, образование и благополучие граждан». Психолого-педагогический анализ образовательного процесса позволяет сделать выводы, что традиционная школа в большинстве замедляет психосоматическое развитие детей и препятствует естественному росту их адаптивных возможностей. Отсюда наряду с образовательной функцией для школы становится актуальным формирование социальных навыков и навыков здорового образа жизни. Образовательная функция школы является ведущим видом её деятельности, а состояние здоровья школьников становится важнейшим фактором в оценке качества обученности.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Состояние здоровья школьников, а особенно младших школьников, требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату в классе. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 60% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Как сохранить здоровье школьников?
Решение этих и других вопросов было основной целью работы творческой группы. Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:
* Изучать физиологию взросления и её влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка.
* Создавать условия для интеллектуального, нравственного,
коммуникативного, творческого, эстетического и физического
самовыражения личности.
* Проводить профилактику и коррекцию заболеваний зрения, опорно-
двигательного аппарата посредством валеологических упражнений.
* Содействовать формированию ЗОЖ.
* Включать педагогов в научно- исследовательскую и опытно- экспериментальную работу, направленную на развитие образовательной системы.
В течение года работа группы была многоплановой и разносторонней. По всем направлениям деятельности было проведено много разнообразных мероприятий. Это - открытые уроки, классные часы, познавательные игры, экскурсии, соревнования, конкурсы, викторины, праздники и т.д. учителями группы были даны открытые уроки с валеологическим комп. по следующим предметам: русский язык, литературное чтение, познание мира, физическая культура, биология.
В целях создания необходимых условий проявления творческой индивидуальности каждого учащегося, его познавательной активности были проведены с помощью детей и родителей праздники
Велась работа с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье. Этому были посвящены родительские собрания.
А сейчас мы хотим вас познакомить с видами оздоровительных мероприятий, которые используют учителя до, во время и после уроков:
* Гимнастика до учебных занятий.
Поднимает настроение ребёнка, позволяет преодолеть сонливость, активизировать себя к дальнейшей работе.
* Физкультурные минутки( валеопаузы).
Проводятся во время урока на различные группы мышц, положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала валеопауз определяется самим учителем и длятся от 1 до 5 минут. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Физ. минутки проводятся не только учителем, но и с помощью подготовленных учащихся-инструкторов, сопровождается музыкой.
* Упражнения для кистей рук.
При работе с учащимися младших классов особое внимание уделяется упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук (т.к. кист
·и рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки для них нежелательны). Введение учащихся в мир двигательных упражнений с помощью ситуаций, чаще всего в стихотворной форме, основанных на сюжетных упражнениях, позволяет превратить 5-минутный перерыв на уроке в весёлую и увлекательную игру.
* Коррекция осанки. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях – это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы.
* Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке ( учитывается, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания).
* Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения (упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям).
* Массаж для мышц рук и спины. Совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии.
* Подвижные перемены позволяют почувствовать радость пребывания в школе, классе, помогают преодолевать комплексы, раскрепощают.
* Спортивные часы. Воспитательное значение спортивных занятий и мероприятий состоит в том, чтобы научить ребёнка не только выполнять обязательные нормативы, но и сформировать мотив занятий физическими упражнениями.
* Часы здоровья и праздники позволяют ребёнку сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.
* Выполнение наглядных пособий. Дети выполняют брошюры или рекламные открытки, в которых даются советы - как вести себя, когда ты один дома, правила поведения на воде и т.д.
В конце учебного года учащимся начальной школы был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?» Ответы были такие:
Таблица 1. Влияние физкультминуток
на результативность урока.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. К таким же выводам пришли и педагоги: использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Учителя творческой группы обратились в медицинский кабинет школы, чтобы проанализировать, как часто учащиеся обращаются за помощью.
Таблица 2. Диагностика обращаемости учащихся школы
в медицинский кабинет (2015 – 2016 уч. год)


Из таблицы видно, что меньше всего обращаются в медицинский кабинет именно учащиеся начальных классов. Думаю, что в этом есть и заслуга наших учителей. Применение здоровьесберегающих технологий даёт положительный результат.

Вывод:
Таким образом оздоровительные мероприятия способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.
Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми силами взяться за трудное дело учения.
Посещения уроков общеобразовательного цикла и внеклассных мероприятий показали, что педагоги не формально относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей. Здоровьесберегающие технологии, физминутки – это обязательный компонент школьного урока.

Исходя из целей и задач прошедшего учебного года, следует отметить удачи в работе:
- многообразие форм работы;
- развитие познавательных интересов учащихся, нравственного потенциала;
- создание мобильных уголков по ЗОЖ;
- насыщенность физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- большая совместная работа детей, родителей и учителей.

Задачи работы на следующий год:
Помочь учащимся осуществлять деятельностный подход к формированию ЗОЖ.
Помочь родителям осознать роль личного примера в формировании ЗОЖ ребёнка и семьи в целом.
Систематизировать работу учителя по использованию различных видов оздоровительных мероприятий.




Root Entry