План самообразования учителя истории и обществознания по теме: « Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания»


План
По самообразованию
Учителя истории и обществознания Володиной Т. И.

Индивидуальная тема самообразования:
« Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания»
Работа над темой начата в 2013 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2016 году.
Цели и задачи:
Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
Формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки;
Использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникации;
Повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по теме самообразования.
Направления самообразования
Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации
Профессиональное Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования.
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.
Повышать квалификацию на курсах для учителей 2013-2016 год
регулярно
Психолого-педагогическое Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики
регулярно
Методическое Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию.
Знакомиться с новыми формами, методами и приемами обучения.
Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла.
Организовать работу с одаренными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах
Изучать опыт работы учителей своей школы, страны.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
Создавать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
Проводить открытые уроки.
Разработать программы элективных курсов по предметам.
Выступать с докладами, в том числе и по теме самообразования.
2013-2016
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
Регулярно
регулярно
Информационно-технологические технологии Изучить ИКТ и внедрить их в учебный процесс.
Обзор информации в сети Интернет по педагогике и психологии регулярно
Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии регулярно
Основные этапы работы по самообразованию
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
диагностический Изучение литературы по проблеме 2013-2016 1.Курсы повышения квалификации
2. Выступления на педагогических советах, МО, ЕМД
прогностический Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. 2013 1.выступления на педагогических советах, МО, ЕМД по проблеме
практический Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы 2013-2016 1.Выступление на пед. советах. Открытые уроки. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Создание электронной почты.
обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы. 2015-2016 Выступление на заседании МО учителей гуманитарного цикла. Участие и результаты школьных, районных, областных и всероссийских конкурсов/олимпиад
Мастер-класс
Консультативная помощь учителям
внедренческий Распространение опыта работы 2014-2016 Принятие участия в фестивале педагогических идей «открытый урок», участие в конкурсах педагогического мастерства. Размещение результатов работы на школьном сайте
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, позволит технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) – являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо достаточно хорошо:
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения – совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения – обучение на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировка возникающих трудностей, обеспечение поддержки способностей обучающихся.
Мультимедиа технологии – способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудио эффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
План реализации проблемы
Изучить литературу по данной технологии
( Леонтович А. В. «Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения»// Народное образование, № 10, 2005.; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат- М.:2004; Пахомова Н. Ю. «Проектное обучение- что это?»// Методист, № 1, 2004.- с.42.; Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001.- с.272; Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования// Ученик в обновляющейся школе: Сб. научных трудов/ под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского М., 2002; Современный урок Т. П. Лакоценина, изд. «Учитель»; изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя»; документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования).Учебная исследовательская работа.
-Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и обществознания и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
-Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся ( использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
-Изучение опыта учителей
Участие в системе школьной методической работы.
-Провести открытые уроки, на которых будет показано применение указанных технологий.
- Участие в заседаниях, пед. советах, МО, ЕМД.
- взаимопосещение уроков коллег с целью обмена опытом работы.
- изучить передовой опыт учителей гуманитарного цикла.
- практические выводы
Предполагаемые результаты.
- Повысить качество преподавания предметов до 50%.
- Научить детей грамотно отбирать и использовать материал Интернета.
- Разработать и провести открытые уроки по предметам с использованием новых технологий.
- проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- разработать дидактические материалы, тесты и дифференцированные задания по предметам.