Конспект урока по информатике на тему «Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы» (9 класс)

МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф.Г. Аитовой» Московского района г. Казани














Конспект урока
для 9 класса
по информатике и ИКТ
на тему
«Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы»
(урок №38)







Корнишина Т.В.
Учитель информатики и ИКТ вышей квалификационной категории










14 ноября 2014г.
Тема урока: «Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы»
Изучаемые вопросы:
Определение и свойства алгоритма.
Понятие исполнителя алгоритма.
Графический учебный исполнитель: назначение, среда, система команд, режимы работы.
Цель урока:
Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут приводить примеры исполнителей и их систему команд (СКИ).
Планируется, что к окончанию урока ученики будут уметь писать алгоритмы для следующих исполнителей Кузнечик и Водолей в среде программирования КуМир.
Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями: работать с исполнителями Кузнечик и Водолей в среде программирования КуМир (запускать, «отлаживать» программы).
Задачи урока:
Образовательная – познакомить с понятиями «Алгоритм», «Исполнитель», «СКИ», средой программирования КуМир и ее исполнителями.
Развивающая – закрепить навыки работы в группе.
Воспитывающая – сформировать умение слушать партнера
Подготовка к уроку:
Столы расставить для команд
Подготовить карточки МЭНЭДЖ МЭТ
Подготовить листки с текстом заданий (по количеству столов*2)
Напечатать листки с рисунком часов (по количеству учащихся).
Подготовить файлы: 9-193 «Происхождение и определение понятия алгоритма», 9-194 «Исполнитель алгоритма», 9-195 «Свойства алгоритма», 9-196 «Домашнее задание № 19»
Тип урока: урок – исследования (урок творчества)
Форма урока: урок с использованием обучающих структур сингапурской компании «Educare International Consultancy».
Используемые обучающие структуры: РЕЛЛИ ТЕЙБЛ, КЛОК БАДДИС.
Ход урока:
Организационный момент (2минуты)
предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, фломастер для белой доски, освещение;
Актуализация знаний (6 минут)
2.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
Учитель: Добрый день. Торопясь к вам на урок, я обнаружила странную записку:
«Татьяна Викторовна, пожалуйста
Отформатируйте файл с объявлением, так чтобы оно поместилось на 1 лист.
Я его просмотрю позднее.
Напечатайте объявление о бале с IT-лицеем на цветном принтере.
Наберите объявление о Новогоднем бале.
Сохраните объявление в моей папке на Public.»
Помогите разобраться, что же я должна сделать? (изменить порядок, пронумеровав пункты). А сейчас эту записку все поймут? Почему? Все в тексте относится именно ко мне? А где еще в жизни вы встречаетесь с такого рода записями? (рецепт салата, рецепт мази, инструкция по эксплуатации, порядок решения квадратного уравнения)
Все о чем вы сейчас говорили можно назвать одним словом -«Алгоритм». И это тема нашего урока. Посмотрите, и человек, и устройства вокруг нас работают по определенным алгоритмам. Попробуем исследовать это понятие и все что с ним связано на примере среды программирования КуМир. Но, сначала небольшой оргмомент.
МЕНЕДЖ МЭТТ (организация групповой работы и работы в парах)
Работать будем командами, на каждом столе есть номер стола.
Посмотрите на карточку, лежащую на середине стола.
Определите свой номер, партнера по лицу и партнера по плечу. В дальнейшем нам эти знания понадобятся.
А теперь проведем небольшую рокировку: партнеры №1 встаньте и перейдите за другой стол по часовой стрелке (1-й стол за второй и т.д.), а партнеры №3 поменяются местами против часовой стрелки. Спасибо.
2.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности
Вот сейчас, когда мы с вами определились с командами, продолжим урок. Вернемся к понятию «Алгоритм». Кто знает, откуда появилось такое название? Посмотрите на экран (файл 9-193 «Происхождение и определение понятия алгоритма»). Аль-Хорезми придумал алгоритм арифметических вычислений с многозначными числами. Всем видно? Если не видно, то откройте ноутбук, загрузите файл 9-193 из папки «9 класс», которая находится в папке «Дидактика» на рабочем столе.
Операционно-исполнительский этап (17 минут)
3.1. Постановка проблемы (3 минуты)
а) создание проблемной ситуации: Вы умеете выполнять такие вычисления? (Да) А кто не умеет? (дошкольник) Почему? (не научили) А какой алгоритм он сможет выполнить? (включить мультики) Посмотрите на экран (файл 9-194 «Исполнитель алгоритма»). Вокруг нас большое количество исполнителей и у каждого есть свои, ему понятные, команды.
б) постановка проблемы исследования: Как же правильно написать алгоритм для исполнителя? Что нужно для этого знать и уметь?
3.2. Определение темы исследования (3 минуты)
У вас на столе ноутбуки, включите их, загрузите программу КуМир (ярлык на рабочем столе). Посмотрите сколько исполнителей в этой программе? Предлагаю выбрать исполнителя и решить для него задачу, написав алгоритм. В тетради напишите: «Тема исследования – исполнитель Кузнечик», например. Задание для Кузнечика у вас на столе.
3.3. Формулирование цели исследования (1 минута)
А зачем исследовать? (Чтобы узнать: среду обитания, СКИ, решить задачу)
3.4. Выдвижение гипотезы (1 минута)
Алгоритм, написанный для конкретного исполнителя, может быть выполнен только им. Все алгоритмы имеют одинаковые свойства.
3.5. Выбор метода решения проблемной ситуации (1 минута)
А каким образом мы можем проверить эту гипотезу? С помощью практической работа в среде исполнителя.
3.6. Составление плана исследования (3 минуты)
Давайте сначала составим план исследования с помощью обучающей структуры РЕЛЛИ ТЕЙБЛ (партнеры по плечу по очереди записывают свои предложения на одном листке. Начинает нечетный номер. У вас 2 минуты на обсуждение). Давайте послушаем стол №4, номер 3 – ваш план. А кто может предложить дополнения или изменения в план? А что вы сейчас написали? (алгоритм) Кто же исполнитель? (вы сами) Вам все понятно в вашем плане? Если ваш листок передать другой паре, они смогут реализовать ваш план? Поменяйтесь.
Примерный план:
а) посмотреть строки в меню программы
б) определить назначение кнопок строки инструментов
в) загрузить среду Кузнечика и его пульт
г) установить исходные данные для задачи с помощью пульта
д) определить систему команд Кузнечика
е) составить алгоритм решения задачи с помощью пульта
3.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы (5 минут)
А сейчас, используя план, вы решаете задачи, причем четный номер управляет исполнителем Кузнечик на ноутбуке, решая задачу №1, а нечетный номер пишет алгоритм для задачи №2 на листочке. У вас 5 минут. Время пошло, время закончилось.
Задание 1.
Откройте окно исполнителя Кузнечик.
Откройте пульт для исполнителя Кузнечик.
Используя пульт, напишите алгоритм для получения из числа 4 числа 25.
Примечание: в этом задании Кузнечик умеет выполнять команды «вперед 5», «назад 2».
Задание 2.
Используя команды исполнителя Кузнечик, напишите алгоритм для получения из числа 33 числа 4 (без использования пульта).
Откройте окно исполнителя Кузнечик и проверьте алгоритм
Примечание: в этом задании Кузнечик умеет выполнять команды «вперед 3», «назад 4».
Динамическая пауза (2 минуты)
На следующем уроке нам понадобится встретится и кое-что обсудить друг с другом. Предлагаю найти двух собеседников. Послушайте, как вы это сделаете.
КЛОК БАДДИС (друзья по часам)
Возьмите листки с часами, лежащие на столе.
Назначьте 2 встречи на 6 и 12 часов, но с членами других команд.
У вас на это всего 2 минуты.
После чего возвращайтесь за свой стол.
Время пошло. Время закончилось. ХАЙ ФАЙВ.
Оценочно-рефлексивный этап (16 минут)
5.1. Интерпретация полученных данных (4 минут)
Покажите, что у вас получилось в первой задаче. Хорошо. А как ее перенести в окно КуМира? Найдите эту возможность. (Правильно, нужно нажать кнопку «К»). Закройте окно Кузнечика и его пульт. Запустите алгоритм. Работает? Нет, а почему? Что справа написано? (Нет такого алгоритма). А где же нужно расположить алгоритм? (Между словами нач и кон). Кто скажет, как переместить алгоритм в нужное место? (Выделить, вырезать, поставить курсор между нач и кон, вставить). Этот алгоритм мы озвучили для кого? (ученика) А если нарушим порядок? Запустите алгоритм. Работает? Почему нет? Чего не хватает? (указания, кто исполнитель). Добавьте эту строку. Где можно найти необходимые команды? (строка меню, Вставка). Теперь работает? Молодцы.
Кто решал 2 задачу? Чтобы поверить правильность решения вашей задачи, передайте листок своему партнеру, чтобы он проверил. Подвиньте ноутбук к себе и наберите алгоритм своей задачи вместо текста первой. У вас 3 минуты. Получилось? У кого нет? Помогите друг другу разобраться, в чем ошибка. Сохраните программу на рабочем столе под именем двух ваших фамилий, он нам понадобиться на следующем уроке.
5.2. Вывод по результатам исследовательской работы (3 минуты)
Чтобы сделать вывод, нужно вернуться к нашей гипотезе. «Алгоритм, написанный для конкретного исполнителя, может быть выполнен только им. Все алгоритмы имеют одинаковые свойства». Первая часть гипотезы подтвердилась? Пока вы не указали исполнителя, алгоритм не выполнялся. А вот какие свойства должны быть у алгоритма? (файл 9-195 «Свойства алгоритма»). Запишите в тетради:
Конечность
Дискретность
Понятность
Точность
5.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление (7 минут)
Как вы усвоили тему нашего урока, проверим на исполнителе Водолей. Решите вместе задачу:
Задание 3.
Откройте окно исполнителя Водолей
Откройте пульт для исполнителя Водолей.
Составьте алгоритм решения задачи: «Злая мачеха отправила падчерицу к роднику за водой и сказала: «Вот тебе 2 ведра, в одно входит 9 литров воды, а в другое – 5 литров. Но ты должна принести домой ровно 3 литра воды. Как это сделать бедной падчерице?»
Кто решил задачу? Расскажите свой алгоритм. Молодцы.
5.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности (2 минуты)
Подведем итоги урока. Что у вас получилось сделать быстро? А какие сложности были? Когда было легче решать задачи в одиночку, в паре или когда уже кто-то решил и все объяснил? Так, что же означают свойства алгоритма? (опрос учащихся)
Домашнее задание (2 минуты)
Запишите домашнее задание: файл 9-196 «Домашнее задание № 19». Как всегда я «выложу» его на факультативе в ИС «Электронное образование» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Там же жду выполненное задание. Спасибо за урок!!!



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА,
реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД

Предмет ИНФОРМАТИКА
Класс 9
Автор УМК И.Г. Семакин
Тема урока : Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.
Тип урока урок – исследования (урок творчества)
Учитель Корнишина Татьяна Викторовна
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся



Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Личностная



Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Организационный момент
приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классного журнала
проверка готовности учащихся к уроку
настрой учащихся на работу
доведение до учащихся плана урока















активное слушание
выдвижение предположений о теме урока

















формулирование собственных ожиданий
слушание собеседника
построение понятных для собеседника высказываний


Эмоциональ-ный настрой на урок
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
эвристическая беседа
заслушивание ответов учащихся


выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
слушают вопросы учителя
отвечают на вопросы учителя
осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
формирование умения обобщать и классифицировать по признакам
формирование умения находить ответы на вопросы
взаимодействие с учителем во время опроса
участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
самостоятельное определение темы урока

активизация имевшихся ранее знаний
активное погружение в тему
высказывание различных вариантов решения данной проблемы
умение слушать в соответствии с целевой установкой
принимать и сохранять учебную цель и задачу
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Операционно-исполнительский этап
Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования
Определение темы исследования.
Формулирование цели исследования.
Выдвижение гипотезы.
Выбор метода решения проблемной ситуации.
Составление плана исследования.
Проверка гипотезы
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы


формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
осознание целей и задач обучения

Составление плана исследования

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению;
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
формирование умения слушать и понимать других;
формирование умения работать в парах, в группах
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Динамическая пауза










Оценочно-рефлексивный этап
рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся


оценка и самооценка учебной деятельности
обобщение и систематизация знаний
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
формирование умений полно и точно выражать свои мысли






Д/З
инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

задание учащимся на подготовку к следующему уроку
сообщение о теме следующего урока

отработка алгоритма по изученной теме
творческая переработка изученной информации

переработка (на основе анализа, на основе синтеза)
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
поиск и выделение информации;
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств








Заголовок 315