Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме: Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Стаж работы в должности

Семеняченко Наталия
Павловна








Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №74» 414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 34, тел. 35-13-36, тел.59-30-78

учитель истории и обществознания
15 лет











2.СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др)
1. Новые условия образовательной деятельности, в том числе возможность и необходимость использования ИКТ для современных средств обучения, мотивация и активация учебной деятельности учащихся.
2.Ослабление исторической памяти, разрыв в культурных и духовных традициях поколений
3.Готовность учителя вовлечь учащихся в сотворческую и поисковую деятельность с целью повышения интереса к историческому прошлому, используя все возможности ИКТ.
4.Желание дать учащимся навыки практического исследования и самостоятельной работы в ходе предпрофильного образования.
5.Необходимость расширения возможностей социализации учащихся через овладение ИКТ.

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др)
Поставленные задачи можно решить, повышая практическую и прикладную направленность обучения:
- Разработка и включение в урок презентаций;
- Активное использование материалов, получаемых из Интернета;
- Использование внутришкольной локальной сети при тестировании учеников. Это дает возможность за минимальное время провести опрос всех учащихся.
Решение поставленных задач достигается, прежде всего, путем целенаправленного отбора содержания учебного материала и органичного сочетания различных образовательных технологий: технологий развития критического мышления, интегральной, информационной и личностно ориентированных технологий.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Способы изменений:
- использование новых образовательных технологий;
- использование медиатеки;
- использование ИКТ;
- использование ресурсов Internet;
Преимущества:
- возможность расширения образовательного
пространства;
- практико-ориентированная система обучения расширяет возможности социализации учащихся, развивает способности учеников к самостоятельному мышлению и конструктивной созидательной деятельности.
- Деятельностный подход в обучении,
организация исследовательской работы школьников способствуют использованию сильных сторон каждого обучающегося
Новизна:
-   неограниченный доступ к информации при подготовке к уроку;
- предоставление учащимся возможности практического участия в работе с историческим материалом.
- разработаны элективные курсы в предпрофильных классах.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
Применение информационных технологий делает необходимым наличие современного компьютерного и мультимедийного оборудования, подключения сети Интернет, как в школе, так и дома. Постоянное повышение знаний и навыков педагога в области информационных технологий, поисково-исследовательской деятельности.

6. Результат изменений
Использование электронных учебников, хрестоматий, библиотек, обучающих программ по истории, в результате чего повысилось качество знаний по предмету, формируются практические умения учащихся по самостоятельной работе с историческими источниками.
Учащиеся являются победителями и дипломантами конференций и конкурсов различного уровня:
- фестиваля социальной рекламы «кРОЛики-2009» Южно-Российского гуманитарного института (2008-2009, 2 место);
- областного смотра презентаций научно-исследовательских работ студентов и школьников Астраханской области «Первые шаги в науке» (2010-2011 г.г.);
- областного конкурса на лучшую открытку «С днём молодого избирателя!»(2010-2011 г.г.);
- областного конкурса на лучшую творческую работу «Будущее начинается сегодня»(2009-2010 г.г., 1 место);
- XV Областной открытой научно-исследовательской конференции учащихся (2008-2009 г.г.);
- открытой научно-практической конференции Малой Академии Наук ОГОУ ДОД ОЦРТДЮ «Профи +» (2009-2010 г.г.);
- II открытой научно-практической конференции Малой Академии Наук ОГОУ ДОД ОЦРТДЮ «Профи +» (2010-2011 г.г., 2 место);
- Всероссийского Заочного конкурса «Познание и творчество» (2010-2011 г.г.);
Кроме того:
-учащиеся научились шире использовать возможности ИКТ для получения знаний и навыков в образовательном процессе;
-учащиеся школы вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность
-наблюдается повышения качества знаний учащихся.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
Опыт представлен:
- в сборнике материалов III городской открытой научно-практической конференции педагогов «Сотрудничество и социальное партнерство как условие развития образовательного учреждения»;
- в сборнике материалов научно-практической конференции «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность» Астраханского филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российского Гуманитарного Института»;
- в сборнике материалов межрегиональной открытой научно-практической конференции педагогов «Профессионализм педагога в условиях инновационного развития системы образования»;
- в сборнике научных статей по материалам всероссийской научно-практической конференции «Образование и искусство: история, проблемы, перспективы».






3. ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
Цель инновационной работы – формирование и развитие познавательного интереса учащихся, формирование навыков исследовательской работы путем целенаправленного отбора содержания учебного материала, использования ИКТ и активных методов обучения.
Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика. При помощи своих предметов стараюсь формировать у ребенка не только учебные навыки и умения, но и средствами учебного предмета самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности и личностного роста, способности к самопознанию и самоутверждению. При тщательном отборе фактов и правильно расставленных акцентах добиваюсь максимального воспитательного воздействия учебного материала на учеников.
Для расширения кругозора в знаниях истории и обществознания текста учебника недостаточно. Появляется необходимость в использовании компьютерных технологий.
Их применение возможно на любом этапе изучаемого материала. Однако нельзя забывать, что компьютер является лишь помощником учителя, а не наоборот. Планируя урок необходимо подумать, какой иллюстрированный материал привлечь и в каком объеме, выбираю форму преподнесения.
Одним из способов проведения уроков для меня стало применение презентаций. Мои ученики сами создают учебные презентации, что способствует активному усвоению материала. Я так организую уроки, чтобы большую часть времени на уроке говорили, рассуждали, спорили ученики, а не учитель. В результате систематического участия в уроках-дискуссиях старшеклассники овладевают способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения.
Развитию потребности учащихся в самопознании, а также изучению особенностей их личности способствует содержание многих тем по обществознанию. В этом случае я активно использую на уроках элементы технологии личностно-ориентированного обучения.
Приобретение учащимися практического, жизненного опыта немыслимо без перехода от традиционного, объяснительно-иллюстративного способа обучения к поисково-исследовательской работе, особенно при изучении истории родного края. Происходит постоянное повышение знаний и навыков педагога в области информационных технологий, поисково-исследовательской деятельности. Учащиеся научились шире использовать возможности ИКТ для получения знаний и навыков в образовательном процессе, они вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах, являются дипломантами и победителями конференций и конкурсов различного уровня:
Использование ИКТ-технологий на уроке истории и обществознания позволяет реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, учит их конструктивному взаимодействию, способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает доброжелательную обстановку. Просто уроки становятся интересными и для учеников и для учителя, т.к. происходит постоянный поиск новых путей решения, процесс совместного открытия новых знаний.


ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений


Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА
(матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки)
Характеристики инновационного опыта **
Обучение
***
Воспитание
***
Дополнительное образование***

1.Ценности и ценностные ориентации
- Личность учащегося как главная ценность,
- ориентация на развитие интеллектуальных способностей, интересов, увлечений, задатков, наклонностей учащихся, развитие их творческого потенциала;
- понимание, признание и принятие ребенка;
- повышение качества обучения и воспитания учащихся;
-создание атмосферы сотрудничества между учителем и учениками;
- создание на уроках и во внеурочной деятельности ситуации успеха для каждого ученика.



2. Цели и задачи
Создание на основе средств ИКТ новой образовательной среды, дающей возможность развития критического и творческого мышления ученика, развитие познавательного интереса детей.



3.Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)




4. Содержание образования
Система исторических фактов, логических форм, мыслительных и других действий, обеспечивающих познание истории, оценочных суждений, выводов.



5.Технологии, в том числе ИКТ
Информационно-коммуникативные технологии, технология «дебаты», личностно-ориентированное обучения, критическое мышление



6.Средства
Персональный компьютер, Интернет, обучающие программы, электронные учебники, мультимедийные презентации к урокам и темам.



7. Методы
Словесный, проблемный, наглядный, проектный, проблемное изложение, частично-поисковый,
исследовательский.




8.Организационные формы
Индивидуальные и групповые формы работы, практикум, семинар, внеклассные мероприятия.



9. Образовательная среда
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №74»
средние и старшие классы



10. Информационно-методическая среда
Программы, электронные хрестоматии, электронные учебники



11.Информационные ресурсы
Интернет-ресурсы, мультимедийные энциклопедии, образовательные и обучающие программы по истории и обществознанию, СМИ.



12.Организационные ресурсы
Совместная деятельность учителя и учащихся в процессе познания,
электронные средства коммуникации.
Школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла, школьный методический совет, педагогический совет.



13.Мотивационные ресурсы
Участие в конкурсах, проектах, конференциях.
Потребность учащихся в повышении качества знаний для поступлений в ВУЗы.



14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях – ОУ)




15. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)
Программа, учебное пособие, методическое пособие.
Статья Ушаковой О.А. «Использование электронных пособий на уроках истории» в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе».



16. Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей).
ПК, интерактивная доска, медиапроектор, принтер, сканер, наглядность, дидактический материал



17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)




*Таблица «Информационные характеристики опыта» заполняется на основе сущностных характеристик опыта в соответствии с составляющими образования, которые представляют содержание опыта (табл.2).
При представлении инновационного ПО учителя не заполняются пункты 3., 14., 17.
В случае затруднения рекомендуется обращаться к консультанту.
** Столбец содержит составляющие образования, которые представляют содержание опыта.
*** Для информационного представления опыта в выбранную ячейку впишите 3 – 5 ключевых слов, отражающих изменения, составляющие сущность представленного опыта.








15