Статья по трансляции педагогического опыта внеурочной деятельности Организация работы кружка «юные музееведы» как способ формирования личностных результатов реализации ООП ООО: из опыта работы.


Организация работы кружка «юные музееведы» как способ формирования личностных результатов реализации ООП ООО: из опыта работы.
Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющих общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие. В то же время этот комплект дает возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка. Эта задача достигается так же с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, профили, факультативы, клубная деятельность, кружки). Благодаря внеурочной деятельности у обучающихся формируются не только предметные, но и личностные результаты.
Я являюсь руководителем кружка «юные музееведы» 2 года.
В этом учебном году составляя программу для обучающихся 6 классов, возникла необходимость о конкретизации способов формирования личностных результатов.
Что же такое внеурочная деятельность? Это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности.
Личностные результаты - включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Занятия в кружке «Юные музееведы» как нельзя лучше помогают формированию личностных результатов.
Личностные результаты по ФГОС Принципы работы в кружке «Юные музееведы»
формирование целостного мировоззрения принцип опоры на российские духовные традиции и культурно-нравственные
ценности
воспитание российской
гражданской идентичности формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности принцип социальной актуальности, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального
самоопределения
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку принцип гуманизации
Программа кружка нацелена на выполнение мини проектов на краеведческую тематику, посвященных истории школы, города, ветеранам нашего микрорайона. При этом члены кружка используют не готовую информацию, а добывают ее сами через посещение музея, интервью, работая с фотоархивом и т.д.
Экскурсии в музей города позволяют понять принцип работы музея, составления экспозиции, выставки.
Пишутся работы по историческому краеведению, раскрывающих неизвестные
ранее факты школьной истории. В качестве примера можно привести разработку, организацию выставки и проведение тематической линейки, посвященной участию учеников школы в экспедиции по Мертвой дороге (стройка 501, красный селькуп). В этом году выпускник кружка будет выполнять уже проектную работу по этой теме.
Оформляются тематические стенды.
Готовятся и проводятся тематические линейки, посвященные определенным событиям страны и города.
Принимают участие в общешкольных проектах. Например, оформление листов Книги Памяти о ветеранах второго микрорайона.
Как же можно отследить сформированность личностных результатов?
Через участие в общественной жизни школы, в способности определять вид деятельности в кружке, повышение мотивации к изучению истории страны, округа и города, через уважение и к другому человеку, его мнению, культуре, вере.
Таким образом, занимаясь в кружке, ребята проявляются уже как личности. Личности не равнодушные, личности интересующиеся, личности активные.
Приложение 1.
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
«____»____________20_____ г. УТВЕРЖДАЮ
Директор ЛГ МБОУ «СОШ № 2»
Приказ № ____ от «____» ______20_____г.
РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ»
Направленность программы: гражданско-патриотическая
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 11-15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Ф.И.О., должность составителя программы:Шевелева О.Ю., учитель истории и обществознания 1 квалификационной категории
Год разработки программы: 2014
Общее количество часов по учебному плану: 1-й год обучения – 70 часов
2-й год обучения – 70 часов
Количество часов в неделю: 1-й год обучения – 2 часа
2-й год обучения – 2 часа
Образовательная программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования «Юные музееведы», разработанной автором Д.В. Смирновым под редакцией В.А. Горского. – М. Просвещение, 2010.
Принято на заседании методического объединения учителей обществознания
Руководитель методического объединения учителей обществознания
_______________ И.В. Устюжанина
Протокол № _________от «______»_____________20________г.
Лангепас, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Юные музееведы» составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденной приказом ЛГ МБОУ «СОШ №2» от 27.08.2012 № 409-о, и на основе Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования «Юные музееведы», разработанной автором Д.В. Смирновым под редакцией В.А. Горского., по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, 2010г.
Цель программы: изучение обучающимися основ музейной работы через реализацию проектов, связанных с историей школы и города.
Задачи:
Знакомство с историей музейного дела.
Знакомство с работой городского музейно-выставочного центра (далее – МВЦ).
Воспитание личностных качеств – воли, коммуникабельности, самоконтроля, самостоятельного выбора наиболее рациональных приемов деятельности через практическую деятельность.
Формирование гражданско-патриотической позиции через реализацию проектов, приуроченных к 70-летнему юбилею Победы.
Формирование устойчивого интереса к занятиям музейным делом.
Форма реализации программы: кружок.
Минимальный возраст для зачисления: 11-15 лет.
Число занимающихся:14 человек.
Технологии обучения: поисково-исследовательская, практическая.
Формы занятий: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.
Режим занятий: занятия проводятся во внеурочное время, два раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся как в период учебных четвертей, так и в период осенних и весенних каникул.
Специфика реализации программы
Образовательный процесс организуется как в учебном кабинете школы во второй половине дня, так и в музейно-выставочном центре. Гражданско-патриотическая работа в кружке охватывает всех желающих, интересующихся историей; обучение носит регулярный характер и предполагает участие занимающихся в мероприятиях школьного и муниципального уровней. Программный материал рассчитан на разновозрастную группу. Комплектование группы на текущий учебный год осуществляется в сентябре.
Учебный теоретический материал осваивается воспитанниками в ходе практической, проектной деятельности, а также организуются отдельные теоретические занятия в форме дебатов.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранять для других поколений исторические, природные, материальные ценности.
Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности от простого собирательства к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ научной музейной деятельности.
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии и т.д.
Практическая деятельность направлена на совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник раскрывает свои способности, реализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
По окончании курса выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-практическую деятельность.
Раздел «Музейная экспозиция» второго года обучения реализуется в течение учебного года в соответствии со знаковыми датами: юбилей города и юбилей школы (30 лет), 85-летием Ханты-Мансийского автономного округа, 70-летием Победы в Великой отечественной войне.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
№ п/п Наименование темы Количество часов
Всего Теоретических Практических
1 Введение 2 2 0
2 Музей как социокультурное явление 4 1 3
3 Роль музея в жизни человека. 4 1 3
4 Развитие музейного дела в странах Европы и Америки 4 1 3
3 Из истории музеев России с момента их зарождении до начала XXI века 5 1 4
4 История возникновения музейного дела на территории ХМАО Югры. 4 0 4
5 Развитие музейного дела в Лангепасе. 6 1 5
6 Виртуальный музей. 4 1 3
7 Воспитательный потенциал музея. 3 0 3
8 Подготовка материалов к участию в акциях, приуроченных к 70-летию Победы. 17 1 16
10 Фондовая работа музеев 7 1 6
11 Экспозиционно-выставочная работа музеев 10 1 9
Итого 70 7 63
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Введение (2 часа)
Предмет и задачи курса. Понятия: музей- музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура курса.
Музей как социокультурное явление (4часа)
Понятие «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как основа реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции музея. Условия реализации музеем социокультурной функции. Музейные профессии. Чем занимаются работники музея и что они должны знать.
Учащиеся должны знать:
- основную музейную терминологию;
- функции и задачи музея.
Учащиеся должны уметь:
- свободно ориентироваться в музейной терминологии.
Роль музея в жизни человека. (4 часа)
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие социальный институт. Основные социальные функции музеев. Положение о музее в общеобразовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.
Учащиеся должны знать:
понятие социальный институт
понятие законодательный акт
Учащиеся должны уметь:
осуществлять самостоятельный поиск в сети Интернет основные законодательные акты, регламентирующие деятельность школьных музеев в России.
Развитие музейного дела в странах Европы и Америки (4часа)
Становление музейного дела в Германии. Предпосылки зарождения музейно-педагогической мысли в 1890-1910-х гг. Роль конференции “Музей как образовательное и воспитательное учреждение” в Манненгейме (Германия, 1903 г.). Идеи А. Лихтварка о новом научном музее и подходе к посетителю как участнику диалога. Г. Кершентейнер и созданная им концепция “педагогики музейной экспозиции”. “Программа Фройзенталя”. Становление понятия “музейная педагогика”, изменение его содержания. Характерные черты музейно-педагогической деятельности в США и Западной Европе в 1930-1940-е годы. Опыт организации и деятельности детских музеев. Значение теории музейной коммуникации, разработанной Д. Камероном, для развития музейно-педагогической концепций. Новое понимание термина “музейная педагогика”. Идеи Н. Коссона, К. Хадсона и других об изменении доктрин передачи знаний как сути музейной педагогики. Развитие сети музейно-педагогических центров в Западной Европе и США в 1960-70-е годы.
Семинар: Детские музеи
План:
История возникновения детских музеев.
Феномен Детского музея.
Особенности детского исторического музея.
Детский музей г. Ноябрьска.
Интерактивные музеи.
Учащиеся должны знать:
- этапы становления и развития музеев в Европе и Америке.
Учащиеся должны уметь:
- определять условия создания и становления музеев в Европе и Америке в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI века (5 часов)
Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата- государева сокровищница XVI-XVII века. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых
музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Иркутский музей и начало провинциальных музеев. Музеи первой половины ХIХ века. Социально- экономическое и общественно-политическое развитие России во второй половин ХIХ века и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу ХIХ века. Развитие музеев в начале ХХ века. Влияние революционных событий 1917 года на музеи. Становление советской системы музеев. Изменение принципов музейной работы. Изменение роли музеев в условиях тоталитарного общества. Основные принципы музейной работы в условиях тоталитаризма. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в России с конца 20-го века. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие сети музеев. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х годов. Причины музейной реформы 1990-х годов. Музеи России сегодня. Перспективы развития музеев России.
Учащиеся должны знать:
- этапы становления и развития музеев России.
Учащиеся должны уметь:
- определять условия создания и становления музеев в России в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
История возникновения музейного дела на территории ХМАО Югры. (4 часа)
Условия зарождения первых музеев в Ханты-Мансийском автономном округе. Первые коллекционеры и коллекции. Их роль в становлении российских музеев. Формирование сети музеев Югры. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие сети музеев. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х годов. Причины музейной реформы 1990-х годов. Музеи России сегодня. Перспективы развития музеев России.
Учащиеся должны знать:
- основные музеи Югры.
Учащиеся должны уметь:
- определять условия создания и становления музеев в ХМАО в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития.
Развитие музейного дела в Лангепасе (6 часов)
Теоретические положения о развитии музейного дела в городе в контексте истории развития музеев в России. Отечественный опыт организации и деятельности детских музеев.
Учащиеся должны знать:
- основные теоретические взгляды основоположников отечественной музейной педагогики.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить основные теоретические
Виртуальный музей(4часа)
Понятие «виртуальный музей». Организация виртуального музея. Пополнение фонда материалов виртуального музея.
Учащиеся должны знать:
- структуру фондов и фондовую документацию;
- особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
Учащиеся должны уметь:
- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов.
Воспитательный потенциал музея(3 часа)
Воспитание в музее. Воспитательный потенциал музея как совокупность воспитательных средств, реализующих информационный потенциал музейного предмета в процессе музейной коммуникации. Образовательный потенциал музейного предмета. Роль личного контакта “подлинной встречи” как стимул музейно-образовательного процесса. Роль музейной среды в осуществлении образовательно-воспитательного процесса. Пространства восприятия музейной информации: подсознательное, сознательное, прагматическое. Возможности музейной экспозиции. Уровни взаимодействия музея с посетителем: посетитель – музейный сотрудник, посетитель – музейный предмет, посетитель – экспозиция. Специфика воспитательного потенциала музея. Воспитание музейной культуры.
Учащиеся должны знать:
- первичные сведения о современных музейных технологий
Учащиеся должны уметь:
- определять наиболее действенные способы воспитательного воздействия музея на посетителя в различных условиях.
Научно-исследовательская работа музеев (4 часа)
Музей как научно- исследовательское учреждение. Направления и тематика научно- исследовательской работы музеев. Организация научно- исследовательской работы музеев. Научная концепция музея. Изучение музейных материалов. Экспозиции и выставки как главный итог работы музея. Их роль в социокультурной деятельности музея.
Практическое занятие 1: Работа над созданием научной концепции выставки.
Практическое занятие 2: Работа над созданием научной концепции музея (на примере одного из школьных музеев)
Учащиеся должны знать:
- цели, методы и этапы научно- исследовательской работы музея;
- роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея.
Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться музейной терминологией;
-работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки, музея.
Подготовка материалов к участию в акциях, приуроченных к 70-летию Победы – реализация проектов «Мы не были на этой войне», «Книга Памяти» (17 часов)
Практическое занятие№1.Планирование исследовательской работы.
Практическое занятие №2.Интервьюирование
Практическое занятие №3.Анализ газетной статьи
Практическое занятие №4.Работа с фотоматериалом
Практическое занятие №5-7.Систематизация полученного материала
Практическое занятие № 8-9Оформление исследовательской работы.
Практическое занятие №10-14Оформление выставочной экспозиции.
Практическое занятие № 15-16Проведение экскурсий внутри выставки.
Учащиеся должны знать:
этапы проектной деятельности (организационно-подготовительный; поисковый;
итоговый);
правила оформления выставочной экспозиции;
правила проведения экскурсий.
Учащиеся должны уметь:
определять тему проекта, его цели и задачи, производить поиск необходимой для начала проектирования информации, разрабатывать план реализации идеи;
производить сбор, анализ и систематизацию необходимой информации, обсуждать ее в микрогруппах;
оформлять исследовательскую работу, оформлять выставочную экспозицию, проводить экскурсии.
Фондовая работа музеев (7 часов)
Понятие фондов музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно- вспомогательных материалов. Их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной, вспомогательный, обменный и временный фонды. Комплектование фондов. Вещь музейного значения – музейный предмет- экспонат. Воздействие музейной информации на интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Роль личного контакта “подлинной встречи”.
Фондовый учет музейных предметов. Фондовая документация. Учетная документация. Инвентаризация музейных предметов. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно- влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Практическое занятие 1:описание экспоната, заполнение инвентарной карточки, оформление полевой этикетки.
Практическое занятие 2:комплектование и обработка материалов для выставки.
Учащиеся должны знать:
- структуру фондов и фондовую документацию;
- особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
Учащиеся должны уметь:
- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов.
Экспозиционно-выставочная работа музеев (10 часов)
Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации. Понятие музейной экспозиции. Её характеристика. Особенности экспозиций и выставок. Принципы их построения. Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок. Роль художников- дизайнеров в создании экспозиций и выставок. Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок. Научное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Художественное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Строительство экспозиций и выставок.
Практическое занятие:проектирование выставки.
Учащиеся должны знать:
- характеристику музейной экспозиции;
- особенности экспозиционно-выставочной работы;
- основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.
Учащиеся должны уметь:
- умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки;
- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
общественные организации и школьный музей. Формирование фондов школьного музея. Как подготовить экскурсию по школьному музею.
Практическое занятие 1:написание текста обзорной экскурсии к выставке.
Практическое занятие 2:составление экскурсии “Книга Памяти ”
Учащиеся должны знать:
-виды культурно-просветительной деятельности музея;
-правила написания, подготовки и проведения экскурсии.
Учащиеся должны уметь:
-грамотно пользоваться письменной речью;
-учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№ п/п Наименование раздела Количество часов
Всего Теоретических Практических
1 Введение 1 1 0
2 Проект «Первопроходцы второго микрорайона» «История нашей школы» 7 1 6
3 Работа с фондами 20 1 19
4 Виртуальный музей 6 1 5
5 Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея. 14 0 14
6 Работа над проектом «нам этот мир завещано беречь» 8 0 8
7 Музейная экспозиция 7 0 7
8 Защита проектов 7 0 7
Итого 70 4 66
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Введение (1 час)
Предмет и задачи курса. Структура курса.
«Первопроходцы нашего микрорайона» «История нашей школы».(7 часов)
Поисково-собирательская деятельность в работе над проектами, посвященными 30-летию школы и города. Работа в библиотеке. встреча с участниками событий, документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов.
Учащиеся должны знать:
этапы подготовки исследовательской деятельности
требования к оформлению исследовательской работы
Учащиеся должны уметь:
составлять программу исследовательской деятельности
проводить анкетирование респондентов
проводить интервьюирование респондентов
документировать артефакты
Проект «Первопроходцы второго микрорайона» «История нашей школы»(7 часов)
Подбор и систематизация фотоматериалов для оформления экспозиции и слайдшоу.
Работа с фондами (20 часов)
Пополнение фондов музея. Организация фондов. Вещь музейного значения – музейный предмет- экспонат. Воздействие музейной информации на интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Роль личного контакта “подлинной встречи”.
Практическое занятие 1: описание экспоната, заполнение инвентарной карточки, Практическое занятие 2: комплектование и обработка материалов для тематических выставки. «Мертвая дорога», «Югре 85 лет»
Учащиеся должны знать:
- структуру фондов и фондовую документацию;
- особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
Учащиеся должны уметь:
- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов.
Виртуальный музей(6часов)
Пополнение фонда материалов виртуального музея школы, создание виртуальных экспозиций.
Учащиеся должны знать:
- структуру фондов и фондовую документацию;
- особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
Учащиеся должны уметь:
- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов.
Научно – исследовательская и поисковая деятельность музея.(14 часов)
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы. Формы поисково-собирательской работы учащихся. Выбор темы. Определение актуальности. (Выбор темы связан с историей города в различных сферах).
Учащиеся должны знать:
этапы подготовки исследовательской деятельности
требования к оформлению исследовательской работы
виды оформления работы: доклад, реферат, статья.
Учащиеся должны уметь:
составлять программу исследовательской деятельности
проводить анкетирование респондентов
проводить интервьюирование респондентов
Работа над проектом «нам этот мир завещано беречь» (8 часов)
Участие в акциях различных уровней, пополнение «Книги Памяти» информацией о ветеранах второго микрорайона. Пополнение фондов «Виртуального музея». создание фотогалереи «Нам этот мир завещано беречь»
Учащиеся должны знать:
этапы подготовки исследовательской деятельности
требования к оформлению исследовательской работы
Учащиеся должны уметь:
составлять программу исследовательской деятельности
проводить анкетирование респондентов
проводить интервьюирование респондентов
Музейная экспозиция (7 часов)
Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации. Научное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Художественное проектирование экспозиций и выставок. Основные этапы работы. Документация. Строительство экспозиций и выставок.
Практическое занятие: Проектирование выставок в соответствии с планом работы школы
Учащиеся должны знать:
- характеристику музейной экспозиции;
- особенности экспозиционно-выставочной работы;
- основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.
Учащиеся должны уметь:
- умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки;
- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.
Итоговое занятие. Защита проектов (7 часов)
Участие в школьной научно-практической конференции «Проектируем настоящее и будущее».
Учащиеся должны знать:
-механизм проведения экскурсии;
-правила поведения экскурсовода.
Учащиеся должны уметь:
-ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
-строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
Планируемые результаты реализации программы
Заинтересованность занимающихся в кружке к историческому прошлому своей малой родины, формирование культурной и исторической памяти;
Оформление музейно-выставочных тематических экспозиций;
Пополнение фондов экспозиций виртуального музея;
Результативное участие в школьном фестивале «Проектируем настоящее и будущее».
Требования к уровню подготовки, занимающихся в кружке «Юные музееведы»:
По итогам освоения программы занимающиеся должны:
1. Знать/понимать термины и понятия по темам:
историю музейного дела;
ведущие музеи мира;
жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в историю и развитие музейного дела;
деятельность людей, внесших вклад в историю и развитие музейного дела в городе Лангепасе;
основы музееведческой деятельности
методику проведения поисково-исследовательской работы
основные термины, применяемые в музейном деле
2. Уметь:
общаться с людьми
вести исследовательские краеведческие записи
систематизировать и обобщать собранный материал
оформлять и хранить краеведческий материал
вести элементарную поисковую и и научно исследовательскую работу
Показатели эффективности реализации программы:
стабильность состава занимающихся;
реализация запланированных проектов;
результаты участия в школьной конференции «Проектируем настоящее и будущее».
Формы контроля результативности реализации программы
Пополнение фонда экспонатов школьного музея, оформление музейно- выставочных экспозиций, реализация заявленных проектов.
Формы подведения итогов реализации программы
Участие в мероприятиях, приуроченных к юбилейным датам, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня.
Оборудование и инвентарь для реализации программы
Кабинет истории, стеллажи для хранения, компьютер, принтер, бумага, ламинатор, брошюратор, мультимедийная установка, выставочные стенды и витрины.
Список литературы
Безрукова. В.С. Директору об исследовательской деятельности школы”. М., “Сентябрь”, №2, 2002
Зимняя. И.А Научно- исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. М., 2000
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся”.  М., Центр “Школьная книга”, 2003
Савенков. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., “Сентябрь”, №8, 2003
Работа над созданием научной концепции выставки
Работа над созданием научной концепции музея (на примере одного из школьных музеев Описание экспоната, заполнение инвентарной карточки, оформление полевой этикетки.
Комплектование и обработка материалов для выставки
Проектирование выставки
Написание текста обзорной экскурсии к выставке
Составление экскурсии “История одного предмета” (по экспонатам одного из школьных музеев).
Составление рекламного проспекта одного из школьных музеев
В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр “Школьная книга”, 2007.
Галкина, Е. Все можно трогать руками. // Сов. музей. – 2000. – №4.
Детский музей г. Ноябрьска: концепция развития / под ред. Н.А. Никишина. – Ноябрьск; М., 1997. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика. практика: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1989.
Законом Российской Федерации “Об образовании”.
Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории “Музейная педагогика” кафедры музееведения. – М., 1997.
Михайлова, М.А. Из опыта работы курса “Юный музеевед” в Сургутском краеведческом музее // Словцовские чтения – 2003: материалы докл. и сообщ. XV Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003.
О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства Образования 12 марта 2003