Указание по дипломному проекту по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта2


Содержание дипломного проекта.
Наименование разделов
Содержание
Рекомендуемое количество страниц
Рекомендуемый объем часов на выполнение
1. Введение. В первой части следует отражать основные задачи автомобильного транспорта,
перспективы развития системы технического обслуживания и ремонта автомобилей,
призванной обеспечить техническую готовность подвижного состава.
Введение должно раскрывать тему дипломного проекта, поэтому во второй части
Введения студент должен привести мотивировку технологического проектирования
рассматриваемого объекта, аргументировать принятую форму развития ПТБ и т.п.
Рекомендуемая тематика Введения:
• повышение производительности труда ремонтных рабочих;
• пути повышения надежности и долговечности автомобилей;
• пути развития транспорта общего пользования в условиях рынка;
• предпринимательство на автотранспорте в условиях рыночной экономики.
Возможна разработка и иных тем Введения, соответствующих выполняемым курсовымпроектам.
Ниже приведен пример третьей, завершающей части введения.
Предмет исследования – производственно-материальная база осуществления
технического обслуживания и ремонта автомобильного парка… (указывается наименованиепредприятия, организации), объект исследования – технологии технического обслуживания
и ремонта автомобилей.
Цель работы – проектирование (организация, расширение и т.п.) зон ЕО, ТО-1, ТО-2,
специализированных постов и участков (агрегатного, слесарно-механического,шиномонтажного и т.д.) … (указывается наименование производственно-технической базы
ТО и ремонта) … (указывается наименование предприятия или организации).Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать состояние производственно-технического базы предприятия
(организации) и обосновать тему дипломного проектирования;
дать характеристику объекту проектирования;
выполнить технологический расчет объекта проектирования;
2-3 4
12
разработать систему организации и управления производством;
сконструировать приспособление (технологическую оснастку) и разработать
технологию выполнения ТО или ремонта агрегата (узла, системы и т.п.)
автомобиля с применением данного приспособления;
описать мероприятия по технической и экологической безопасности;
провести расчет экономической эффективности проекта.
2. Исследовательская часть
Успешное решение задач по увеличению перевозок, росту производительности по-
движного состава, снижению себестоимости перевозок зависит от совершенствования
технической эксплуатации автомобилей, подразумевающей обеспечение надежности,
снижение затрат на содержание подвижного состава путем своевременного и качественного
технического обслуживания, хранения и ремонта. В исследовательской части необходимо
провести анализ выполнения объемов технического обслуживания или ремонта автомобилей
(агрегатов, деталей) на объекте проектирования поданным, предоставленным
автотранспортной организацией. С помощью анализа должны быть вскрыты недостатки ворганизации технологических процессов, должны быть представлены качественные
показатели работы, степень материально-технической оснащенности, обеспечение
проектируемых объектов рабочей квалифицированной силой, необходимой технической
документацией.
Исследовательская часть состоит из следующих подразделов.
2.1. Характеристики автотранспортных организаций, объектов проектирования.
В характеристике автотранспортной организации приводятся общие сведения и
фактические технико-эксплуатационные показатели работы АТО за предыдущий год
позволяющие провести расчет производственной программы объекта проектирования.
Материал рекомендуется излагать в последовательности:
1) полное название и тип предприятия, место расположения, ведомственнаяпринадлежность, занимаемая площадь, специализация, основная клиентура;
2) списочный состав парка по маркам (моделям) автомобилей и технологически
совместимым группам.
3) перечень используемого на объекте проектирования ремонтно-технологического
оборудования, оснастки, инструмента и стоимость. Наименование и стоимость ремонтно-
технологического оборудования и оснастки заносят в ведомость.
2.2 Обоснование проектного решения.
6-10 12
13
Используя данные автотранспортной организации, студент непосредственно пообъекту проектирования должен проанализировать причины неудовлетворительной
эффективности работ по ТО или ремонту автомобиля (агрегата, узла и т.п.), указать
недостатки, обосновывающие необходимость проектирования по объекту, а также
предложить организационно-технологические мероприятия, направленные на со-
вершенствование организации и управления производством, способствующие повышению
производительности труда, качеству выполняемых работ, обеспечивающие дляисполнителей безопасные и благоприятные условия труда, снижение простоев подвижного
состава АТП.
3. Технологическая
часть
3.1. Выбор списочного состава автомобилей, исходные данные.
По списочному составу автомобилей АТО, выбранной для курсового проекта, следует:
• дать краткую техническую характеристику принимаемых к расчету моделей
автомобилей, указав: тип автомобиля, полную массу, грузоподъемность, габаритныразмеры, колесную формулу, марку и тип двигателя, номинальную мощность, контрольный
расход топлива на 100 км пробега;
• обосновать принимаемое к расчету списочное количество автомобилей с учетом
специфики конкретной темы ДП. Например, если темой ДП является участок по ремонту
топливной аппаратуры дизельных двигателей, то к расчету нужно принимать подвижной
состав только с дизельными двигателями, расчета объемов работ по ТО и ремонту
подвижного состава используются автотранспортной организации и технологическихнормативов:
• тип количество единиц подвижного состава (автомобилей, прицепов);
• среднесуточный пробег автомобилей по маркам;
• режим работы подвижного состава, который определяется числом дней работы
подвижного состава на линии (Дрг), продолжительностью его работы в сутки (время в нарядеТн);• дорожные условия (категория условий эксплуатации), характеризуемые дорожнымпокрытием, типом рельефа местности, условиями движения;
• климатические условия эксплуатации, определяемые среднемесячной температурой,
климатом района, в котором находится рассматриваемая АТО.
2-3 6
3.2. Расчет годового объема работ на объекте проектирования.
Расчет годового объема работ следует начинать с определения производственнойпрограммы всех видов технического обслуживания и капитального ремонта подвижного
11-14 12
14
состава автотранспортной организации. В учебнике используется годовой метод расчета,
т.е. производственная программа ТО и КР рассчитывается на год.
Далее выполняется расчет коэффициента технической готовности автомобиля.
Величина коэффициента зависит от простоев в ремонте и техническом обслуживании,
продолжительность которых в свою очередь зависит в основном от применяемого способа
организации ТО и ремонта подвижного состава.
Степень использования транспортных средств АТО для работы на линии
характеризует коэффициент использования (выпуска) автомобилей, который
рассчитывается для каждого типа и модели подвижного состава.
Данный коэффициент определяется с учетом числа дней работы подвижного состава вгоду на линии Др.г и коэффициента Ки, учитывающего простои подвижного состава по
эксплуатационным причинам.
Определение годового пробега автомобилей по АТО (всего парка автомобилей).
Годовой пробег парка автомобилей АТО рассчитывается как сумма годовых пробегов
автомобилей различных марок. В приводимом примере используются марки автомобилей.
Расчет годового пробега подвижного состава по маркам выполняют из-за различия значений
среднесуточного пробега и коэффициента использования для разных марок автомобилей.
Определение количества технических обслуживаний автомобилей по АТО в год.
Количество технических обслуживании ТО-1, ТО-2 и ЕО (N1Г, N2Г, NЕОГ.) определяется
в целом по парку или по каждой группе автомобилей при условии, что автомобили имеют
одинаковую периодичность обслуживания.
Определение количества целевых диагностических воздействий по АТО в год.
Согласно ОНТП, диагностирование как отдельный вид обслуживания не планируется,
так как входит в перечень работ по ТО, ТР. Расчет необходим для принятия решения поорганизации технологического процесса ТО и ремонта подвижного состава АТО.
Определение суточной программы ТО по парку.
Расчет годового объема постовых работ зоны ТО и ТР.
Годовой объем вспомогательных работ.
Годовой объем работ специализированного участка (отделения) представляет собой
долю от общего объема работ ТТР (человеко-ч) по текущему ремонту всего подвижного
состава АТО.
3.3. Расчет численности производственных рабочих.
При выполнении курсового проекта требуется рассчитать необходимое количество
1 6
15
производственных рабочих объекта проектирования. Различают технологически
необходимое — явочное Ряв и штатное — списочное Ршт количество производственныхрабочих. Явочное количество рабочих обеспечивает выполнение суточного задания
(программы), а штатное — годового объема работ.
3.4. Расчет количества постов
Число специализированных постов по каждому виду работ, например по ТР,
рассчитывается по формулам, приведенным в учебнике и методических рекомендациях покурсовому проектированию.
1 5
4.
Организационная
часть
4.1. Выбор методов организации и управления производством.
При выполнении курсового проектирования за основу принимается структура
управления производством реальной автоорганизации, по которой готовится проект.
Разрабатывая структуру управления отдельным производственным подразделением
автоорганизации (по заданию).
При выполнении проекта студент должен:
доказательно выбрать метод организации работ на проектируемом объекте;
используя схему организации технологического процесса на объекте проекти-
рования, указать последовательность и содержание работ по постам, рабочим
местам, количество исполнителей;
провести сравнение с организацией работы участка (зоны) до проектирования:
указать введенные работы, требуемые для их выполнения ремонтно-
технологическое оборудование, оснастку; перечислить предложенные меро-
приятия по механизации труда;
в случае внедрения поточного метода ТО произвести расчет поточной линии.
3-4 12
4.2. Режим труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха должен
обеспечивать:
длительное поддержание высокого уровня работоспособности и
производительности труда;
устойчивый уровень функциональных показателей организма рабочего времени
и сразу после окончания периодов работы;
восстановление во время перерывов функциональных показателей сотрудник дозначений, близких к значениям до начала смены.
1 6
4.3. Распределение рабочих по постам, специальностям, квалификации. Выбрав
метод организации ТО, необходимо распределить объемы работ по постам зоны или
1-2 5
16
переходящим звеньям с одновременной специализацией их по видам работ ТО или
агрегатам, системам автомобиля.
4.4. Подбор технологического оборудования, расчет производственных площадей.
Подбор технологической оснастки осуществляется в следующем порядке:
выбирается технологическая оснастка для наиболее характерной операции наданном рабочем месте;
определяется трудоемкость выполнения операции с этой оснасткой и без нее;
устанавливается целесообразность применения технологической оснастки.
Расчет площадей в курсовом проекте проводится по методике, приведенной в учебнике
и методических рекомендациях по выполнению курсового проекта.
1 6
4.5. Разработка технологических карт. Для рациональной организации техническогообслуживания и ремонта автомобилей составляются различные технологические карты.
В курсовом проекте рекомендуется оформление карт на рабочее место (операциивыполняемые одним или несколькими рабочими).
В технологических картах указывают применяемое оборудование, инструмент норму
времени на операцию, краткие технические условия на выполнение работ разряд работ и
специальность исполнителей.
Для четкого представления выполняемой операции оформляется карта эскизов
Эскизы обязательны при выполнении контрольных, регулировочных, разборочно-
сборочных и ряда других операций.
Детали на эскизах обозначаются номерами (позициями), на которые делаются ссылки втекстовой части технологической карты. Эскиз может быть представлен в изометрии; в виде
чертежа с разрезами, сечениями, выносками; в виде схемы.
Приспособления и инструмент, применяемые при проведении работ, показывают врабочем положении, соответствующем окончанию операции.
1
(1 листформата
А1)
6
4.6. Расчет механизации производственных процессов ТО и ТР автомобилей в
курсовом проекте проводится по методике, приведенной в учебнике и методическихрекомендациях по выполнению курсового проекта.
1 6
5. Конструктивная
часть
Конструкторская часть входит в состав дипломного проекта и неразрывно связана стехнологическим процессом проектируемого объекта.
В качестве конструкторской части могут быть представлены различного рода
несложные устройства и приспособления с ручным, электрическим, пневматическими или
комбинированным приводом, предназначенным для таких работ, как: демонтажно-монтаж -
3-4
(2 листаформата
А1)
11
17
ные, разборочно-сборочные, крепежные, контрольно-диагностические, регулировочные,
смазочные, дозаправочные, промывочные, шинные, окрасочные, очистительные и др. К
таким устройствам относятся: съемники, шпилько- и гайковерты, приспособления для
контроля прогиба ремней, свободного хода педалей и др.
В расчетно-пояснительной записке необходимо отразить в соответствии с заданием
следующие вопросы:
назначение, устройство, работу приспособления (со ссылками на нумерациюдеталей по спецификации на сборочном чертеже);
обоснование принятой конструкции с анализом аналогичных по назначению
конструкций;
расчеты на прочность ответственных деталей приспособления.
6. Охрана труда При изучении и анализе условий труда рассматриваются следующие вопросы:
санитарно-гигиенические факторы условий труда;
режим труда и отдыха работающих;
безопасность труда, пожарная безопасность.
Раздел «Охрана труда» состоит из следующих подразделов:
6.1. Санитарно-гигиенические мероприятия.
Под санитарно-гигиеническими условиями труда понимается совокупность факторов
воздействия на организм человека в производственных условиях.
Проектирование оптимальных санитарно-гигиенических условий труда на рас-
сматриваемом объекте направлено на обеспечение защиты организма рабочего отнеблагоприятного воздействия окружающей среды, создание высокой работоспособности,
повышение эффективности труда. Оптимальные и допустимые параметры по санитарно-
гигиеническим факторам регламентируются СН-245—86. Студент в этом разделе должен
провести расчеты, доказывающие соответствие данных дипломного проекта (ДП)
указанным нормам.
2-3 8
6.2. Безопасные условия труда.
В этом разделе студент должен привести и дать оценку основным мероприятиям поохране труда, предусматривающим полную безопасность выполняемых работ на объекте
проектирования.
Кроме того, для всех видов работ следует указать средства индивидуальной защиты
рабочих, для любого участка (зоны) — элементы системы технических средств
безопасности, разрабатываются пртивопожарные мероприятия и мероприятия по3-4 10
18
экологической безопасности.
7. Экономическая
часть
Управленческие мероприятия, используемые для выполнения дипломного проекта
направлены на достижение конкретных целей и задач. Для оценки эффективности
технических решений применяется расчет экономических показателей.
В экономической части проекта должны быть представлены расчеты капитальныхвложений и эксплуатационных затрат, на основании которых можно прогнозировать срок
окупаемости инвестиций.
Экономическая часть состоит из следующих подразделов:
7.1. Исходные данные для экономической части.
7.2. Расчет капитальных вложений.
7.3. Расчет эксплуатационных затрат.
7.4. Расчет экономической эффективности проекта.
5-6 12
8. Выводы и
предложения
Завершением дипломного проекта студента являются выводы о целесообразности
проведенного проектирования и предложения по реализации проекта.
1-2 4
8. Графическая
часть
На основании расчетов, выполненных в организационной части составляется план
расстановки ремонтно-технологического оборудования и оснастки на объекте
проектирования. План (планировка) выполняется в виде эскиза на листе формата А1 и
является первым листом графической части курсового проекта.
Технологическая карта выполняется на формате А1 (см. подраздел 2.3.5.)
На основании расчетов, выполненных в конструктивной части выполняется сборочныйчертеж приспособления, имеющий необходимые разрезы и сечения, габаритные,
присоединительные и установочные размеры, с указанием мест сварки, соответственных
посадок сопряженных деталей, а также их нумерацией, которая должна соответствовать
спецификации. Так же выполняется рабочие чертежи деталей приспособления.
По данным итоговой таблицы экономической части оформляется заключительный лист
графически части проекта «Технико-экономические (экономические) показатели проекта»
4-5
листов
формата
А112
Итого (без приложений) 43-68 144__