«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра адаптивного образования
Консультация для родителей по теме:
«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам»
Сураева Марина Владимировна
27.03. 2015
Содержание
 Введение…………………………………………………………с. 3 - 4
Основная часть:
Психолого-педагогическое просвещение родителей о
неуспеваемости младших школьников………………………... с. 5 -12
Причины возникновения трудностей в обучении……………. с.13 - 15
Программа действий со слабоуспевающими учащимися…… с.16 - 17
Методы профилактики неуспешности учащихся……………. с. 18 - 19
Практические рекомендации родителям…………………… … с. 20- 25
Заключение………………………………………………………с. 25
Использованная литература……………………………………с. 26
Введение
Думать легко, а превращать мысли в действие -
самая трудная вещь на свете. (И.В.Гете)
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении школьной программой, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия.
Ни школа, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи воспитания детей и подростков.
 Принципы общения семьи и школы: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка , терпение и терпимость. Сотрудничество и взаимодействие обеспечивают доверие и взаимоуважение между родителями и образовательным учреждением, а это является основой установления открытых, дружеских, продуктивных контактов.
Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Эта закономерность отмечена еще в теории интеллектуального порога Перкинса, который обнаружил, что для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-«отличники» отличались вполне посредственными способностями. Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.
Основная часть
Психолого-педагогическое просвещение родителей о причинах неуспеваемости младших школьников
Школьная неуспеваемость обусловлена рядом внешних и внутренних факторов: неравномерное созревание мозговых зон, недостаточная «зрелость» психических процессов, несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка. Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.
Откуда берутся слабоуспевающие дети?
Почему неуспевающие дети - это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как “проработка”, вызов родителей и т.д.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Чтобы не упрощать проблему неуспеваемости учащихся, необходимо заметить, что в ее основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.
На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность - с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми.
Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки и т.д.
Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины неуспеваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить “болезнь” неуспеваемости.
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, И.В. Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
И.В. Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся, по мнению этого психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами.
Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворений наизусть - даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными, одинаково эффективными. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам, и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приемы.
Многие трудности в учебе образуют своего рода “порочный круг”, в котором каждый нежелательный фактор в начале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).
С точки зрения И.В. Дубровиной неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер. Так, психолог К.В. Бардин описывает маленькую первоклассницу, которая при списывании буквы по образцу ориентировалась на предыдущую букву, а не на образец, выполненный учительницей. Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабоуспевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков упрощают и вульгаризируют их. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру заданий приемы.
Неуспеваемость, связанная, а неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин.
Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Постепенному закреплению их в учебной деятельности способствуют такие ее особенности, как, во-первых, относительная легкость учебного труда в начале обучения, позволяющая на первых порах использовать малоэффективные способы без заметного отставания в учебе, и, во-вторых, отсутствие реального контроля со стороны учителя за способами учебной работы ученика.
Леворукость ребенка в школе является одной из причин неуспеваемости. Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукость - это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать “как все”, правой рукой, как иногда считают некоторые родители и “опытные” учителя. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Специфика литерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная работа с материалом; лучшее
опознание вербальных стимулов, чем невербальных; снижение возможности
выполнения зрительно-пространственных заданий (Безруких М.М., Князева М.Г., 1994; Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К., 1994). До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие методы, не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором.
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей, и они пишут удобной для них рукой.
В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. При обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т.д. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не совсем удобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.
Важно определить направление “рукости” ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Для этого возможно проведение различных тестов.
Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей:
Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах.
Это явление имеет несколько причин - низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.
19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, - это случай так называемой “неразвитости орфографической зоркости”. Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
Около 17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.
12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Психологами А.Ф. Ануфриевым и С.Н. Костроминой были выделены следующие причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.
У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины - несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
9,5% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины - низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
Ребенок плохо списывает с доски - 8,7% - не научился работать по образцу. 8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны - низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
6,9% - любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.
6,4% детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную задачу.
5,5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины - низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
4,9% - часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутренне стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.
0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.
0,7% детей долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в пространстве, в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.
Трудности в обучении можно избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо установить причины неуспеваемости:
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития (ЗПР). Часто дети с диагнозом ЗПР обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием коррекционных или из-за нежелания родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу, в результате чего у ребенка не сформированы общеучебные умения и навыки, наблюдается низкая техника чтения, письма и счета, отсутствуют навыки самостоятельной работы и т. д.
Коррекционная работа обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т.д.
Причины возникновения трудностей у учащихся:
мотивационная незрелость,нарушения интеллекта,нарушения динамики психической деятельности,особенности асимметрии (левшество),недостатки анализаторов (зрения, слуха),логопедические нарушения,личностные особенности (частично).В чем проявляется у учащихся:трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),неспособность освоить программу,неуспеваемость,ошибки в выполнении учебных заданий,нарушения поведения.
Все дети по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд. Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам: Ученик с низкой интенсивностью учебной деятельностиобщие черты:* постоянные отвлечения на уроках* невнимательность* частые нарушения дисциплины* домашним заданиям уделяется мало времени* замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время* отсутствует всякое желание заниматься, вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета
Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:
* Пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу* Пониженный интерес к предмету из-за недостатков в методике преподавания учителя* Межличностные отношения учитель-ученик* Недостаточное внимание со стороны родителей
Комплекс корректировки должен предусматривать ряд учебно - воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к занятиям:
* В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха
* При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами
* В ходе самостоятельных работ ученик получает необходимую помощь, причем с постепенным увеличением ее степени.
* Необходимо отмечать положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым усилиям
Ученик с низкой эффективностью учебной деятельности
Общие черты:* Это дети, которые внимательны, старательны на уроках* На решение заданий затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих
Основные причины для низкой интенсивности учебной деятельности:* Несформированность умений и навыков - как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви* Пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни* Недостаточность развития способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга или недостатка своевременной родительской внимательности* Недостаточность развития способности к обобщению* Низкий уровень восприятия и воображения, ригидность мыслительных действий
Неуспевающие учащиеся значительно отстающие в умственном развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях * Достижение учащимися этой группы даже уровня обязательных результатов представляет сложную педагогическую задачу.

3.Программа действий со слабоуспевающими учащимися.
1. Программа деятельности ученика1.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные работы.1.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий.1.3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией.2. Программа деятельности родителей2.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.2.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.2.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ученика на уроках по болезни или другим уважительным причинам.2.4. Родители имеют право посещать уроки, на которых учащийся показывает низкий результат.2.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.2.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей на них и ребенка оформляются материалы для комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания.
Ранняя профилактика и коррекция социально и педагогически запущенных учащихсяПсихолого-педагогическая профилактика - система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта обучения, деятельности и самосознания.Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей:
* Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.* Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.* Профессиональная компетентность и разделение функций.* Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.* Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
*Дифференцированный подход.* Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса, а поэтому носит общий педагогический характер.
В зависимости от возраста ребенка, можно выделить 4 группы методов профилактики:
Методы профилактики неуспешностиобучающихся
Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:
познавательные игры;создание ситуаций эмоционального переживания;создание ситуаций занимательности; создание ситуаций опоры на жизненный опыт;создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.
Общение и взаимодействие в различных ситуациях:уважение;педагогическая требовательность;убеждение;осуждение;понимание;доверие;побуждение;сочувствие;педагогическое предостережение;анализ поступка;решение конфликтной ситуации.
Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:пример, разъяснение; ожидание радости;снятие напряжения;обращение к самолюбию, самоуважение;обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;требование;внушение.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ.
Ознакомление родителей с результатами тестирования
Составление диагностичекой карты
Мониторинг уровня обученности по темам
Составление плана индивидуальной работы (с указанием соответствующих упражнений)
Составление графика консультаций
Подбор и разработка дидактического материала
Алгоритм индивидуальной работы.Учащиеся получают индивидуальные задания с указанием срока их сдачиФормировать уверенность в себеАкцентировать улучшения в учебе.Мотивировать на учебуДемонстрировать свою веру в успех.Признавать трудность задач.Опираться на объективные данные.Ограничивать время выполнения задачи. Напоминать прошлые успехи
Анализировать прошлые успехи.
Разрешать повторять прошлый успех. Признавать достижения
5.Практические рекомендации  родителям
Уважаемые родители!Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Речь идет о тех ребятах, которые имеют недостаточные учебные умения и навыки, а также низкий уровень памяти или у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Некоторые пропускают по болезни и не проходят учебную программу. Чтобы данная категория школьников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с отстающими в учебе всех служб школы и родителей.
Памятка для родителей по работе со слабоуспевающими учащимися.
1.      Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
2.      Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
3.      Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
4.      Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
5.      Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
6.      Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
7.      Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются
информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
8.      Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
9.      Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
10.  Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
11.  Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
12.  Помните: нормой для ребенка является — не знать что-либо, не уметь, ошибаться.
13.  Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.
14.  Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
15.  Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
16.  Сделайте своей главной заповедью — «не навреди».
Памятка
для родителей по предупреждению неуспеваемости у учащихся.
1)Формируйте положительную мотивацию к учёбе.
2)Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей.
3)Помогайте ребёнку в случае необходимости.
4)Никогда не выполняйте задание за ученика.
5)Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его.
6)Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки.
7)Поощряйте ребёнка за его успехи.
8)Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку.
РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей слабоуспевающих детей.Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить жить в коллективе.Приучайте детей к преодолению трудностей.Организуйте чёткий распорядок жизни ребёнка. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.В воспитании предъявляйте единые требования к ребёнку, не унижайте, не вымогайте обещаний.В отношениях с ребёнком не допускайте подавления личности, угрозы, физические наказания, чрезмерной опёки!Не оправдывайте своё неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Пусть ребёнок видит ваш интерес.Родители должны контролировать процесс научения своего ребёнка и учитывать индивидуальные особенности.* Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.* Несмотря ни на что – приучайте ребёнка готовить домашнее задание.* Ребёнок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто его не должно отвлекать.* Учите ребёнка управлять собственным поведением.* Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.* Проявляйте веру в ребёнка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.* Создайте дома обстановку уважения и дружелюбия.* Помните! Успех - вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика- сознание того, что у него что-то получается.
Упражнения для развития внимания (по мере необходимости)
1.      Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делается через рот при каждой смене рук.
2.      Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.
Упражнения для развития памяти (по мере необходимости)
1.      Методика двигательного запоминания букв. Даются буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и т.д. Ребенок должен ощупать букву, назвать ее и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить учащемуся самому вылепить из пластилина буквы. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3—4 букв на основе их осязания. Последующий этап тренировки — буквы «промахиваются» в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
2.      Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца с наружной и внутренней стороны.
3.      Одновременно двумя руками «промахать» в воздухе в зеркальном отражении (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить.
Упражнения для снятия эмоционального напряжения
 (по мере необходимости)
1.      Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.
2.      Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.
3.      Слегка массируют кончик мизинца.
4.      Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин)
Как привить интерес к чтению?
1)Пусть ребёнок видит, что вы сами читаете с удовольствием.
2)По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые много читают.
3)Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их.
4)Пусть ребёнок сам выбирает себе книги и журналы.
5)Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
6)Поощряйте чтение любых материалов периодической печати.
7)В доме должна быть детская библиотека.
8)Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
9)Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом.
10)Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
11)Поощряйте детей, которые читают младшим братьям или сёстрам.
III. Заключение
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Семья является первым и самым значимым субъектом воспитания ребёнка. Значимость и субъективность семьи повышается и углубляется в теснейшем сотрудничестве с образовательными учреждениями, в которых находится ребенок.Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
Использованная литература:
Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А., Криче-вецА.Н., Вариативность письма у первоклассников: системный нейропсихологический анализ // Вестн. Моск. Ун-та.
Вартапетова Г. М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией // Сибирский учитель, 2001: № 3(13)
Илюхина В.А. Особенности формирования графическихнавыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 1999. № 8.
Майорова Н.П. «Неуспеваемость» (точных данных об издательстве нет)
Постников П.Г. «Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ»//Педагогика-2004 - №5
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.