Конспект урока по русскому языку Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками

План-конспект по русскому языку (3 класс) по теме:
«Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками».
Образовательная система «Школа 2100».
Цели урока:
научить детей умению различать на письме правописание разделительных ъ и ь знаков;
графически обозначать орфограмму;
закрепить правило правописания разделительного ъ и ь знаков.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить умения писать слова с разделительными ъ и ь знаками, закрепить правило правописания ъ и ь знаков.
Развивающие: развивать умения сравнивать и различать слова с разделительными ъ и ь знаками, развивать мышление на основе упражнений, развивать вербальную память на основе упражнений с запоминанием.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимоуважение, интерес к предмету через содержание учебного материала.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в разных формах и работать с ней.
Личностные УУД: понимать причины неудач в собственных действиях и уметь оценивать качество выполненной работы.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (комбинированный урок с использованием ИКТ).
Технологии обучения: проблемные, здоровьесберегающие, игровые, информационные.
Формы работы: практическая работа (индивидуальная, фронтальная, парная, дифференцированный подход).
Оборудование: учебник «Русский язык» Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев; мультимедийный проектор; экран; ноутбуки, раздаточные карточки с заданиями, памятки, сигнальные карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка.
С каким настроением вы пришли на урок?
Посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.
Нам на уроке предстоит большая работа.
А чтобы мы справились со всеми заданиями, как вы должны работать на уроке?
Прочитайте девиз сегодняшнего урока: «Знание – не только сила, но и путь к успеху» (слайд 1).
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Почему сегодня у нас такой девиз?
Итак, всем удачи, начинаем урок.
Актуализация знаний.
Ребята, как называется раздел, который мы с вами изучаем? (Слово)
Почему мы так много времени уделяем именно слову? (В словах находятся орфограммы).
Что означает орфограмма? Чтение значения слова из толкового словаря (орфо – правильно, графия - пишу). Слайд 2
Сегодня на уроке будем повторять орфограмму. А какую, вы скажите мне, когда выполните задание.
Чистописание (фронтальная работа).
На доске написаны слова:
речка, съемка, абрикос, гроза, трамвай
В каком слове спряталась буква, которая не обозначает звука? (ъ) Слайд 3
Какая еще буква не обозначает звука? (ь)
Откройте тетради, запишите дату.
Сегодня мы пропишем эти буквы.
ъъъ, ььь
Обратите внимание на наклон и высоту букв.
Обратите внимание на посадку за партой.
Выберите и подчеркните те буквосочетания, которые получились лучше всего.
Словарный диктант. Слайд 4, 5
Запись словарных слов под диктовку учителя, обозначение орфограмм:
Характерный, календарь, хоккей, чувство, аллея, абрикос, рябина, команда, лимон.
Взаимопроверка тетрадей. Работа в парах. (Проверка по образцу на доске). Проставьте самооценку на листочках за словарную работу.
III. Формулирование темы урока и цели. Учитель:
В стране Русский Язык
В городе Алфавите
Живут два брата-двойняшки,
Носят одинаковые рубашки.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.
Ученик «Ь»:
Младший брат-весельчак и добряк,
И зовется он - Мягкий Знак.
Он ласков и добродушен,
И всегда во всем послушен.
Ученик «Ъ»:
Старший брат - строг и суров.
Не говорит он много слов.
·
И во всех он делах упертый.
И зовется он – Знаком Твердым.
Учитель:
Но живут вместе братья дружно.
Не встают в те слова, где не нужно.
Четко правила соблюдают.
И друг другу в делах не мешают.
Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками) (слайд 7).
Какие цели поставим?
Давайте посмотрим, совпадут ли наши цели? (слайд 8)
научиться различать, где в словах пишется ъ, а где ь знаки;
научиться выделять графически орфограмму в словах с ъ и ь знаками.
Ребята, давайте повторим правило правописания слов с разделительным ъ и ь знаками. (Слайды 9-15)
Проводится гимнастика для глаз.
Тренировочные упражнения.
Работа по учебнику. Открываем учебники с. 139 упр. 173 Слайд 16
- Прочитайте задание, что необходимо сделать?
- На партах у вас лежат памятки по работе с правилом.
Выполнение упражнения, запись лучших составленных предложений.
- Проставьте самооценку за выполнение упражнения на листочках.
Физминутка. Слайд 17
Рефлексия (привести свои примеры, спросить учеников каждого ряда).
Кто хорошо понял тему и может правильно поставить в слове нужный знак и сможет объяснить другим?
Кто затрудняется в правописании?
Кто совсем не понял эту тему?
Учащиеся, которые хорошо усвоили тему, ещё раз объясняют всему классу правописание разделительного ъ и ь знаков.
2. Разноуровневые задания.. Слайд 18,19
А теперь ребята вы можете сами выбрать себе задание (карточки).
У вас на столе лежат карточки с заданиями. 1 уровень – самый легкий, 2 уровень – по сложнее, 3 уровень – самый сложный. Подумайте, рассчитайте свои силы и решите, какое задание вам выбрать.
1 уровень.
Вьезжать в лес, шъёт платье, подьём флага, пъет молоко.
2 уровень.
собирай толька седобные грибы.
3 уровень.
Девочька съела напинёк и села перожок.
Кто выбрал задание 1 уровня? Поднимите руки.
Кто выбрал задание 2 уровня? Поднимите руки.
Кто выбрал задание 3 уровня? Поднимите руки.
Предложения записаны на доске, дети выходят к доске и исправляют ошибки.
Трудно было выполнить это задание? Почему?
Довольны ли вы своей работой?
Проставьте самооценку за разноуровневые задания на листочках.
3.Самостоятельная работа. Работа за компьютерами.
- А теперь, ребята, I вариант выполняет задания на компьютерах (Академия младшего школьника, орфографический экзамен, задание 76).
- Ребята II варианта выполняют задания на индивидуальных карточках.
Самопроверка по образцу. Слайд 20,21
Задание: вставьте ъ и ь знаки
ТенЬю, крылЬя, здоровЬе, сЪёжился, подЪём, ружЬё, ручЬи, разЪединил, сетЬю, обЪятия, обЪявление, разЪярённый, обезЬяна, бЬёт, прутЬя, хлопЬя.
- Проставьте самооценку за задания на компьютере и задание «Проверь себя».
Итог урока.
Чему учились?
Какие цели ставили в начале урока?
Достигли ли мы их?
Что помогло эти цели нам достичь?
Над чем еще нужно поработать? Слайд 23
Рефлексия.
- Посмотрите на свои листы самооценки подведите итог
- Оцените свою работу за весь урок и поднимите нужную карточку (карточки на столе). Слайд 24
«Я понял всё, но у меня остались вопросы» «красная»
«Я всё понял, могу работать, пользуясь правилами» «жёлтая»
«Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому» «зелёная»

VI Выставление оценок.
- Итак вы проставили самооценку, я соберу ваши листочки и проставлю свою оценку, посмотрю, совпадает она с вашей и выставлю общую оценку за урок.

V II Домашнее задание.
1. Упр. 5 с. 141.
2. Творческое задание. Составить свой плакат – подсказку о правописании разделительного ъ и ь знаков (слайд 25).
Спасибо, ребята, за работу! (слайд 26)

15