Консультация для родителей«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам»


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра адаптивного образования

Консультация для родителей по теме:
«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам»
Брюквина Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов
г. Электрогорск
2016 г.
Содержание
Ι. Введение
ΙΙ. Основная часть
Психолого-педагогическаяхарактеристика школьников с трудностями в обучении
Причины возникновения трудностей в обучении
Программа действий со слабоуспевающими учащимися
Практические рекомендации родителям
ΙΙΙ. Заключение
ΙV. Использованная литература
Введение
Сегодня перед образовательными учреждениями стоит важнейшая задача повышения качества работы, возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает широкую пропаганду передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику.
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Актуальность объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности школьников, эта проблема продолжает существовать и по сей день.
Различные теоретические разработки в этой области отражают неоднородность и отсутствие единого взгляда на данную проблему. Успех или неуспех в обучении младшего школьника имеет большое значение по отношению к личности ребенка. Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение. Такие характеристики личности как самооценка, учебная мотивация, показатели тревожности, несомненно, связаны с уровнем успеваемости младшего школьника.
Преодоление неуспеваемости связано с постоянной заботой о полноценной учебной деятельности каждого учащегося, ведь отставания возможны у любого успевающего школьника, даже очень способного.
Деятельность педагога начальной школы по преодолению неуспеваемости должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отношение требует от учителя высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности.
ΙΙ. Основная часть
Психолого-педагогическая характеристика школьников
с трудностями в обучении
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Ведь учение в школе – деятельность обязательная, ответственная и требующая систематического организованного труда.
В школе ребенок должен научиться подчинять свое поведение целому ряду требований, поставленных перед ним, и которые далеко не всегда совпадают с его непосредственными желаниями. Эти новые требования идут не только от самой учебной деятельности как таковой, но и от его положения школьника. Главное здесь заключается в том, что, став школьником, ребенок оказывается на первой ступени общественного положения.
Положение школьника сопровождается изменением не только обстоятельств его жизни, но и всех взаимоотношений с окружающими людьми: расширяется его круг общения, возникают новые авторитеты, создается сеть сложных отношений с детьми в классе, изменяется и характер его взаимоотношений с родителями. Требования родителей к ребенку носят уже совсем иной характер: теперь он ценится, прежде всего, за то, как он справляется со своими учебными делами, как он ведет себя в школе, за то, какие отметки приносит из школы, короче говоря, оценка ребенка в семье начинает зависеть от его оценки в школе. Таким образом, поступление в школу перестаивает весь образ жизни ребенка.
Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен. Поэтому, сейчас так много школьников, испытывающих трудности в обучении.
Несмотря на различие причин неуспеваемости у разных школьников, учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых черт и особенностей, что позволяет дать им общую характеристику.
Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:
- дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении);
- дети с временной задержкой психического развития;
- педагогически запущенные дети;
- дети с ослабленным слухом и зрением;
- дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
К особой группе риска можно отнести: часто болеющих детей, медлительных детей, гиперактивных детей, леворуких детей и детей из социально неблагополучных семей.
Именно эта, последняя, группа отстающих в учении школьников и будет находиться в центре внимания данной работы.
Их общая характеристика состоит в следующем. Они обычно не принимают активного участия в работе класса, не обнаруживают склонности к самостоятельному умственному труду, характеризуются более низким уровнем работоспособности, чем хорошо успевающие одноклассники. Они медленнее воспринимают материал и требуют длительного времени для его осмысления. Знания усваиваются этими детьми неполно, без достаточного осмысления, часто лишь весьма поверхностно или совсем не усваиваются. Дети не умеют применять имеющиеся знания в новых условиях учебной работы.
К числу конкретных трудностей слабоуспевающих учеников относятся, в частности, низкий уровень развития умения планировать, значительные затруднения у них вызывает необходимость устанавливать логические связи между частями усваиваемого содержания, отделять главное от второстепенного. Темп усвоения и выполнения заданий у них бывает более медленный, чем у остальных учеников.
Естественным и закономерным результатом такого низкого качества учебной деятельности является все возрастающий рост трудностей в усвоении учебной программы и, как следствие, низкая успеваемость этих учеников. Стремясь выполнить задания, они прибегают часто к наиболее легкому для них механическому заучиванию и бездумному выполнению упражнений.
Отставание в интеллектуальной работе усиливается нарастающими эмоциональными отрицательными переживаниями. Постоянные неудачи, упреки родителей, учителей вызывают сначала огорчение, затем переживание безнадежности и равнодушия, появляется неуверенность в своих силах, формируется низкая самооценка. Учение становится для них пыткой. Малоэффективные способы учебной работы приводят к возникновению отрицательного отношения ребенка к учению и к школе, к потере чувства собственного достоинства.
У таких учащихся наблюдаются недостаточность развития всех познавательных процессов.
У таких учащихся часто ограничено восприятие. Дети указывают лишь резко выделяющиеся признаки объектов, не проявляют стремления к систематическому их анализу. Это приводит к фрагментарности и поверхностности знаний, что особенно отчетливо проявляется в ситуациях оперирования этими знаниями при решении различных задач.
Внимание у детей с трудностями в обучении легко отвлекаемое. У них преобладает пониженная работоспособность при интеллектуальной деятельности в целом, при овладении новым способом действий и наличии отвлекающих факторов, определенные трудности возникают и при необходимости распределять внимание.
На хорошо знакомый материал память у детей с трудностями в обучении не ниже, чем у других учащихся. Однако, когда нужно запомнить и воспроизвести материал, требующий осмысления, они воспроизводят значительно меньше. При запоминании действуют чисто механически, многократно повторяя, «зубря» учебную информацию, не осмысливая материал, подлежащий запоминанию.
Особенно низко развит у слабоуспевающих учащихся уровень мыслительных операций анализа и обобщения, что приводит к большим затруднениям при решении задач, содержащих не только необходимые, но и излишние, несущественные данные. При выполнении заданий трудности касаются не столько выделения существенных признаков, сколько абстрагирования от несущественных. Такие дети испытывают большие затруднения, когда решение задач требует проявления гибкости, и затруднения в тонком разграничении сходного учебного материала, требующего выполнения разных действий и использования различных учебных приемов.
Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:
- конкретность мышления,
- синкретичность мышления,
-недостаточная обобщенность мышления,
-однолинейность мышления,
- инертность мыслительной деятельности.
Среди школьников испытывающих трудности в обучении можно выделить определенную категорию детей, которые характеризуются отсутствием необходимого уровня познавательной активности. Л. С. Славина назвала детей, отличающихся этой особенностью, «интеллектуально пассивными». Интеллектуально пассивные школьники отличаются нормальным интеллектуальным развитием, которое легко обнаруживается в игре и практической деятельности. Однако в учении они производят впечатление крайне неспособных, даже иногда умственно отсталых, так как не могут справиться с самыми элементарными учебными заданиями. Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у этих детей интеллектуальной деятельности. Они не привыкли и не умеют думать, для них характерно наличие отрицательного отношения к умственной работе и связанное с этим отрицательным отношением стремление избежать активной мыслительной деятельности.
Л.М. Орлова выделяет два вида интеллектуальной пассивности:
1) интеллектуальная пассивность как следствие несформированности приемов интеллектуальной деятельности;
2) интеллектуальная пассивность как следствие негативного развития мотивационно-потребностной сферы личности.
По широте проявления различают общую и частичную (избирательную) интеллектуальную пассивность. Показателями интеллектуальной пассивности являются: отсутствие инициативы в интеллектуальной деятельности; прекращение умственной работы при отсутствии значимого подкрепления; избегание интеллектуального напряжения; отсутствие «умственного удивления»; низкая работоспособность в этой области.
По характеру интеллектуальной пассивности выделяют следующие группы детей:
- группа «операционально-технической» интеллектуальной пассивности;
- группа «мотивационной» интеллектуальной пассивности;
- группа «частичной», или избирательной, интеллектуальной пассивности;
- группа общей, или «разлитой», интеллектуальной пассивности.
Учащиеся из группы «операционально-технической» интеллектуальной пассивности характеризуются пробелами в знаниях, неумением применять их на новом материале, отсутствием умений и навыков организации учебной работы, отсутствием привычки самостоятельно выполнять задания. Доминирующими проявлениями интеллектуальной пассивности у этой группы детей являются: шаблонность в интеллектуальной деятельности; наличие избыточных действий и несущественных вопросов по ходу работы; использование обходных путей или неуместных приемов выполнения задания; предпочтение репродуктивной деятельности и простых, знакомых заданий.
Отличительные особенности этой группы детей группы «мотивационной» интеллектуальной пассивности состоят в выборе преимущественно легких путей достижения цели; незаинтересованности в работе; стремлении получить быстрый результат без достаточного осмысливания; дискомфортном эмоциональном состоянии в ситуации интеллектуального напряжения.
Особенности детей группы избирательной интеллектуальной пассивности могут проявляться в отношении отдельных видов работы или в отношении некоторых учебных дисциплин.
Учащиеся группы общей интеллектуальной пассивности не проявляют любознательности, не желают получать новые знания, избегают умственного напряжения. Поскольку умственные задачи в учебной деятельности возникают очень часто, интеллектуальная пассивность этих детей особенно ясно обнаруживается именно в этой деятельности. Если же от ребенка требуется выполнение аналогичных умственных операций для решения практических задач, эта интеллектуальная пассивность не проявляется.
Интеллектуальная пассивность связана с определенными внешними воздействиями. Она имеет приобретенный, обусловленный воспитанием характер, условно-рефлекторное происхождение.
Причины возникновения трудностей в обучении
В последние годы все чаще и откровеннее говорят о трудностях обучения в начальной школе. И проблема эта не только и не столько педагогическая, но медицинская, психологическая и социальная. Фактически в ситуации неудачи оказывается не только ребенок, но и педагог, и родители, что создает дополнительные проблемы.
Понятие «трудность» неоднократно рассматривалась в трудах психологов.   Н.А. Подымов, Е.А. Домырева изучали преодоление различных преград, возникающих на пути удовлетворения потребностей человека, мешающих достижению его целей.  М. Тышкова, Е.Е. Данилова, В.В. Ковалев, Д.Н. Исаев рассматривали «трудные ситуации». Проблема типичных трудностей в обучении изучена в работах А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой, Ю.З. Гильбух, Н.П. Локаловой. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в школе рассматривались многими педагогами и психологами: Л.С.Славина, Н.Ф.Круглова, Н.П.Слободяник, А.Р. Лурия, Н.Я.Семаго, Л.В. Орлова, Н.Г.Лусканова, М.М.Безруких,  В.В.Шмидт, Ю.К. Бабанский.
Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития.
Под школьными трудностями обычно имеют в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе, которые, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости обучения.
Под неуспеваемостью, обычно, имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году. По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят неуспеваемости.
Виды школьной неуспеваемости:
- Эпизодическая неуспеваемость,
- Устойчивая неуспеваемость по одному предмету,
- Устойчивая неуспеваемость по ряду предметов.
Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при которых они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Психологические причины, вызывающие  отставание  в  учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения. Их можно классифицировать как внешние и внутренние причины:
1.Внешние причины:
- семейно-бытовые условия, (плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей);
- педагогическая запущенность (слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, нерегулярное выполнение домашних заданий, низкий уровень дошкольного воспитания детей, проблемы языка обучения, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватку учителей);
- экологические;
- школьные факторы риска (интенсификация учебного процесса, неадекватность методик и требований).
2.Внутренние причины:
- недостатки познавательной деятельности учащихся;
- недостатки развития или несформированность мотивационной сферы детей;
- индивидуально-типологические особенности учащихся и их влияние на успешность учебной деятельности (характер, темперамент);
- недостатки в подготовке ребенка к школе;
- соматическая ослабленность ребенка;
- нарушения формирования отдельных психических функций вследствие нарушений со стороны ЦНС;
- несформированность произвольной регуляции деятельности;
- нарушение системы связей и отношений с другими участниками образовательного процесса.
Ряд исследователей выделили несколько групп трудностей при усвоении учебного материала:                                                      
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:  несформированность зрительно-двигательных координаций, недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки, недостатки в развитии микромоторики, смешивание близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, затруднение  осуществления синтеза смысловых единиц текста.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основные проявления трудностей, вызванной данной причиной, состоят в следующем: замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв, недописывание слов и предложений, незнание отношений между смежными числами, неумение решать задачи и т.д. Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие: несформированность пространственных представлений, недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза, недостатки фонетико-фонематического восприятия, недостатки в развитии познавательных процессов.
  Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть: неумение обнаруживать свои ошибки,   выполнение требований учителя не в полном объеме.
 Четвертую группу составляют трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. Излишняя медлительность или наоборот торопливость.
Итак, в последнее время значительно увеличилось число детей со школьными проблемами.  Из всего вышесказанного со всей очевидностью вытекает, что преодоление школьных трудностей у детей должно быть в виде комплексного подхода, включающего в себя работу  такого уровня, которая бы обеспечивала успешное осуществление учебной деятельности   младшего школьника.
Для достижения этого есть всего лишь один путь — путь, связанный с подбором точных диагностических методик, а также использованием систематизированных коррекционных воздействий, оказывающих интенсивное стимулирующее влияние на психическое развитие ребенка.
Программа действий со слабоуспевающими учащимися
Повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
Эти задачи находят решение в комплексе мер по совершенствованию учебновоспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих младшим школьникам:
–сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебнопознавательной деятельности и работоспособности;
–сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
– особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
–сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
–необходимо обеспечить дифференцированный подход.
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех начальных классах, по всем предметам, их профилактика и устранение.
3. Постоянное ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учебе.
4. Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства обучения и воспитания, координацию действий педагогов с родителями.
5. Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.
6. Постоянный контроль со стороны администрации школы за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, строгий учет результатов этой работы.
7. Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
Результат – программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, краткое содержание которой представлено ниже.
Цель программы - ликвидация пробелов у учащихся в обучении предметам начальной школы (русский язык, математика, чтение), создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику;
— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
1.учащихся:
- получение знаний за курс начальной школы;
- выбор форм получения знаний.
2.родителей:
- создание наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
- стабилизация отношений в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.
3.школы:
- решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Этапы работы со слабоуспевающими детьми:
I. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
II. Составление плана работы с детьми.
III. Реализация плана в течение учебного года.
IV. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
Прогнозируемый результат
- освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по предметам начальной школы (русский язык, математика, чтение);
- пробуждение интереса к учению, любознательности;
- формирование учебной мотивации.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,
разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися представлена в приложении №1.
Практическая реализация предложенной программы имеет устойчивый положительный результат
Практические рекомендации родителям
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Профилактика неуспеваемости
Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.
Правило четвертое: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка — это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка — и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться — главным средством преодоления учебных трудностей. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.
Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ
для родителей слабоуспевающих детей
1. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить жить в коллективе.
2. Приучайте детей к преодолению трудностей.
3. Организуйте чёткий распорядок жизни ребёнка. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.
4. В воспитании предъявляйте единые требования к ребёнку, не унижайте, не вымогайте обещаний.
5. В отношениях с ребёнком не допускайте подавления личности, угрозы, физические наказания, чрезмерной опеки!
6. Не оправдывайте своё неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Пусть ребёнок видит ваш интерес.
7. Родители должны контролировать процесс учения своего ребёнка и учитывать индивидуальные особенности.
8. Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.
9. Несмотря ни на что – приучайте ребёнка готовить домашнее задание.
10. Ребёнок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто его не должно отвлекать.
11. Учите ребёнка управлять собственным поведением.
12. Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
13. Проявляйте веру в ребёнка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
14. Создайте дома обстановку уважения и дружелюбия.
15. Помните! Успех - вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика - сознание того, что у него что-то получается.
Практические рекомендации для родителей слабоуспевающих детей по правописанию, специальным приемам запоминания и усидчивости представлены в Приложении 2.
ΙΙΙ. Заключение
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Когда ребенок впервые переступает порог школы, он хочет учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником» (это ведущий мотив детей 7-8 лет). Когда же мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он или просто отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубит, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам. Также могут возникнуть различного рода деформации в развитии личности. Если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой как все, хуже и никчемнее. В душе он может ощущать себя отверженным и ненужным. Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ничтожными, жалкими, как это происходит в школе. Так ребенок может попасть в антисоциальные группировки, где чувствует себя уверенным и значимым.
Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет все более высокие требования к своим членам и школьному образованию. Это обуславливает необходимость усложнения как теоретического уровня, так и объема школьных программ. Одна из причин школьной неуспеваемости – это несоответствие интеллектуальной системы ребенка и системы обучения в школе.
Несмотря на внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.
ΙV. Использованная литература
Гамезо, М.В., Петрова, Е.А. Орлова, Л.М., Возрастная и педагогическая психология. Учебник. - М.: АКАДЕМИЯ, 2013. – 489с.
Денисова, Т. А., Проблемы обучения младших школьников группы риска // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского № 20, 2011.
Дубровина, И.В., Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.; Издательский центр «Академия», 2010. - 464 с.
Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В., Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учебник. 9-е изд. - М.: АКАДЕМИЯ, 2015. – 664с.
Милостивенко, Л.Г., Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учеб. пособие.- СПб.: Стройлеспечать., 1995. - 64с.
Москвина, А.С., Причины и профилактика школьной неуспеваемости учащихся начальной школы // Сборник научных статей «Инновационные тенденции интеграции и гуманитаризации образования» №3 – С.35-38.
Мухина, В.С., Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов - М.: Академия, 2014. - 432 с.
Подласый, И.П., Педагогика: Учебник/ И.П.Подласый.-2-е изд., доп.- М.: Юрайт, 2010.- 574с.
Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И., Психология и педагогика: Учеб. для ВУЗов.– СПб. : Питер, 2012. – 432с.
Якушева, С.Д., Основы педагогического мастерства: Учебник. – 2-е изд. доп. – М.: Академия, 2012. – 256с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Вид работы Когда? Зачем? Что?
Как?
Работа на уроке При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики. Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета. 1. Создание микроклимата в классе.
2. Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5. Стимулирование оценкой, похвалой. 1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах, парах.
3. Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6. Дидактические игры.
Внеурочная деятельность При возникновении затруднений:
– в изучении нового материала;
– выявлении пробелов в знаниях. Для:
– предупреждения неуспеваемости;
– ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
– формирования мотивации, интереса к учебе Индивидуальноличностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися 1. Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.
Воспитательная работа Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей предметников. Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе Индивидуальноличностный подход, создание комфортной среды 1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.
Работа с родителями При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно. Для оказания профессиональнопедагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
установления единых требований. Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов.
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. Тематические родительские собрания.
Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
Совет профилактики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Практические рекомендации для родителей
слабоуспевающих детей.
Если ребенок пишет с ошибками
(методика по теории Д.И. Тихомирова)
Самое главное правило звучит так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно.
Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь «о» или здесь «е». Не акцентируйте внимание на неправильном написании. Фиксируйте только правильное.
Ребенка нужно научить так называемому «орфографическому» чтению («Чтение грамотности»). Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
Примечание: для чтения лучше использовать классику: Л. Толстого, И. Тургенева, Л. То И. Бунина и т.д.
«Чтение грамотности» должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.
Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1-5 раз в неделю.
Пропуск букв в словах
Одна из главных проблем правописания - необъяснимый пропуск букв в словах. В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недосформирован образ слова. Пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:
-ребенок первый раз слышит слово;
-ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
-ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным
-у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
-ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.
Далее предлагаются упражнения, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.
«Магазин»
Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, арбуза и мыши, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:
а - ароматный; м - маленькая;
р - рубиновый; ы - ы-ы!;б - большой; ш – шуршит
у - укатить домой!; ь - мягкая шубка,
з- звонкий;
Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического (понятийного) образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.
«Кузовок»
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок...
Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»;
«Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка);
«Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик);
«Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, балет).
Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
«Древнерусское письмо»
Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой.
При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом:_тв_жн_й М_ш_ б_ж_т _т м_ш_.
Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных: О_ _а_ _ый _и_а _е_и_ о__ы_и.
Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.
«Неудачный робот»
Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый - конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова - только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так:
по_ _ _ _ _ _ _ _ _
____де_____
_________икУпражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.
«Волшебный диктант»
В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «+», слова с гласной «е» -«!», а все остальные – «/»
Так, предложение "Мы смотрим на птичьи стаи в небе" выглядит так: / +//+/!
Примечание: слова надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми введены символы.
С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.
«Словесный мяч»
Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется.
Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
«Словесные цепочки»
В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз -бузина - народ -родник - никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги.
Можно играть командами, тогда победителям считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.
«Бухгалтер»
Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг - вторая буква».
Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах - от 3 до 7.
Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
«Виселица, или «Балда»
Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово «апельсин» будет выглядеть так: а _ _ _ _ __ н .Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова «Балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «Балда».
Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово - победа. Играя с взрослым, ребенок должен и загадывать слова, и отгадывать их.
«Матрешки»
В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Для игры потребуется 10 больших карточек (размер 10x18 см), на каждой из которых написано по 10 слов (в двух столбиках), 100 маленьких карточек (размер 1,5 х 8 см) со словами, которые являются частью слов с больших карточек.
Перед началом игры каждый играющий выбирает себе большую карточку или несколько больших карточек, если играющих меньше 10. Затем выбирается «говорун», который забирает себе все маленькие карточки. Он медленно зачитывает слова, написанные на них. Если произнесенное слово есть в составе слова на чьей-либо карточке, игрок кричит: «Мое!» - и закрывает маленькой карточкой слово на большой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все слова на большой карточке. Примеры слов на большой карточке: гроза, посёлок, красивая, коса, плуг, электричество, стройка, перепёлка, грабёж, конус.
Примеры соответствующих слов на маленьких карточках: роза, осёл, ива, оса, луг. три, рой, ёлка, ёж, ус.
Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас, развивает зрительную память.
Примечание: в упрощенном варианте это упражнение может выглядеть следующим образом. Напишите (напечатайте) на бумаге сложные слова, и пусть ребенок найдет все входящие в их состав короткие слова.
О специальных приемах усидчивости.
Первый способ. «Секундомер».
Вы садитесь рядом, берете в руки секундомер, а ребенок делает уроки. Как только он отвлекается, вы включаете секундомер. Потом можно просуммировать все отвлечения и подсчитать «чистое» время, которое потребовалось для того, чтобы сделать задание. Детей результат очень впечатляет. Сразу же сам собой отпадает вредный вопрос: «Почему так долго делаются уроки».
Почему это работает: это наглядно покажет, куда уходит время.
Почему способ эффективен: как только включается секундомер, ребенок тут же снова берется за работу. Сначала можно сидеть рядом, а потом и в сторонке (но не забывайте наблюдать!).
Если секундомера нет, подумайте, чем можно его заменить. Например, секундная стрелка и запись на листочке.
Способ второй. «Песочные часы».
Даете задание, переворачиваете песочные часы и уходите.
Почему это работает: потому что это наглядно: ребенок видит, как «течет» время, и это помогает ему регулировать темп своей деятельности. Самому.
О специальных приемах запоминания (мнемотехника).
Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем).
Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.
Один из таких приемов - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.
Некоторые дети плохо запоминают все, что связано с цифрами. Надо «оживить» эти знаки. Нужно сделать карточки для каждой цифры-образа. Из этих карточек хорошо составлять даты. Чтобы дата цифр ещё лучше уложилась в памяти, можно из названий придуманных для цифр рисунков составить предложение. Чем забавнее оно будет, тем лучше запомнится нужная дата.
Первокласснику запомнить состав числа поможет такой прием: изображение комбинаций чисел с помощью забавных рисунков. Выберите именно тот способ запоминания, который не только любим вами, но и понятен ребенку.