Рабочая программа по дисциплине Русский язык и литература. Литература

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байконурский электрорадиотехнический техникум имени М.И. Неделина»
(ГБ ПОУ «БЭРТТ»)













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Русский язык и литература. Литература»

для специальностей
46.02.01«Документационное управление и архивоведение»
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий»
(базовый уровень)















г. Байконур
2016 г.

Одобрена предметно-цикловой комиссией
общеобразовательных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальностям 46.02.01 «Документационное управление и архивоведение», 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», утвержденным приказом Министерства образования науки Российской Федерации от « 14 » мая 2014 г. № 519




Председатель Заместитель директора
по учебной работе
____________ А.Н. Есенкулова ____________ М.М. Иванова
«___»_________________2016 г. «___»______________2016 г.




Составители ______________ А.Н. Есенкулова

______________ Т.А. Зубенко


СОДЕРЖАНИЕ стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
26


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
28

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», 08.02.09 «Монтаж, наладка и электрооборудование промышленных и гражданских зданий».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В процессе изучения дисциплины формируются следующие компетенции:
ОК 1 – ОК 9.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 58 часов.

































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
58

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Введение

1
1

Тема. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении специальности

1

1

Раздел 1. Развитие русской литература и культуры в первой половине XIX века


8



Тема 1.1 Романтизм в русской литературе 1-й пол. XIX века

Историко-культурный процесс рубежа XVIII XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.
Для чтения и обсуждения: В. А. Жуковский «Песня», «Море», «Невыразимое».
Зарубежная литература (обзор): Э. Т. А. Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Песочный человек», «Щелкунчик и Мышиный король»


1

1, 2






Тема 1.2 А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь


Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.
«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное
благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Из Пиндемонти». Поэма «Медный всадник»

2










1, 2, 3

1
2
3
4

Тема 1.3 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики
Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов.
Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу»

2

1, 2, 3

Тема 1.4 Н.В.Гоголь. Жизненный и творческий путь

Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе

2

1, 2, 3

Тема 1.5 Повесть Н.Гоголя «Портрет»
Анализ повести «Портрет»
1
3



Самостоятельная работа: подготовка сообщений, написание сочинений-миниатюр, подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев писателя.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
«Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н. Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина»;
«Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М. Ю. Лермонтов художник», «Любовная лирика Лермонтова»;
«Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя», «Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников»

4

3

Раздел 2. Особенности развития русской литературы второй половины XIX века


45



Тема 2.1 Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики 2-ой половины XIX века
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. (И. К. Айвазовский, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И. И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи). Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. И. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков).
1

1

1
2
3
4


Малый театр «второй Московский университет в России». М. С.Щепкин основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства Третьяковская галерея в Москве.
Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А.И. Герцена, В.Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев). Драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия.
Для чтения и обсуждения: B. Е. Гаршин «Очень коротенький роман».
Литература народов России: Т.Шевченко.
Зарубежная литература. Ч. Диккенс «Крошка Доррит», Г. Флобер «Госпожа Бовари»



Тема 2.2 А.Н.Островский. «Отец русского театра». Драма «Гроза»
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского.
Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы
2
1, 2, 3

Тема 2.3 Протест Катерины против «темного царства». Пьеса в оценке критиков.
Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.
Для чтения и изучения. Драма «Гроза». Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»
2

1, 2, 3

Тема 2.4 И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов»
Жизненный путь и творческая биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России
2
1, 2, 3

1
2
3
4

Тема 2.5. «Обломов» как роман о любви. Критика о романе
Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская Агафья Пшеницына).
Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И. Анненского и др.).
Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе.
Гончаров мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова
Для чтения и изучения. Роман «Обломов»
2

1, 2, 3

Тема 2.6. И.С. Тургенев. Сведения из биографии. «Отцы и дети». Базаров в системе образов
Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного).
Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист (обзор романа «Дворянское гнездо»). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста
Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа
2

1, 2, 3


Тема 2.7 Нигилизм Базарова

Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы
2

1, 2, 3

Тема 2.8 Испытание любовью. Заключительные сцены романа
Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе.
Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети». Д. И. Писарев. «Базаров»
2
1, 2, 3

Тема 2.9 Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»


Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского.
Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма»
2
1, 2

Тема 2.10 Анализ романа «Что делать?»
Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа.
Для чтения и изучения. Роман «Что делать?» (обзор с чтением фрагментов)
2
1, 2, 3

Тема 2.11 Н.С.Лесков. Жизнь и
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя
2
1, 2, 3

1
2
3
4

творчество. Повесть «Очарованный странник»
Праведники Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова
Для чтения и изучения. Повесть-хроника «Очарованный странник»



Тема 2.12 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки
Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя.
Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.
Для чтения и изучения. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Коняга»
1
1, 2, 3

Тема 2.13 «История одного города» (обзор)
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.
Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Для чтения и изучения. «История одного города» (главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»)
1
1, 2, 3

Тема 2.14 Ф.М. Достоевский. Личность и судьба. Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Петербург Достоевского
2

1, 2, 3

Тема 2.15 Теория Раскольникова. Истоки его бунта
Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа
2
1, 2, 3

Тема 2.16 «Двойники» Раскольникова
Эволюция идеи «двойничества»
1
1, 2, 3

Тема 2.17 Образ Сони Мармеладовой. Эпилог
Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Роман «Преступление и наказание»
1
1, 2, 3

Тема 2.18 Л.Н. Толстой.
Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные
1
1, 2, 3

1
2
3
4

По страницам великой книги жизни. Роман «Война и мир» - роман-эпопея
искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Война и мир»



Тема 2.19 Эпизод «Вечер в салоне Шерер»
Светское общество в изображении Толстого

1
1, 2

Тема 2.20 Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухов
2
1, 2, 3

Тема 2.21 Женские образы в романе
Духовные искания Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи
2
1, 2, 3

Тема 2.22 «Мысль народная» в романе. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон
Правдивое изображение войны и русских солдат художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя
2
1, 2, 3

Тема 2.23 Обобщающий урок по роману «Война и мир» Л.Толстого
Тематический контроль по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

2
1, 2, 3

Тема 2.24 «Севастопольские рассказы»
«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.
Для чтения и обсуждения. «Севастопольские рассказы»
2
1, 2, 3

Тема 2.25 Мировое значение творчества Л. Н. Толстого
Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой и культура XX века
1
1, 2, 3

Тема 2.26 А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер. Юмористические рассказы.
2
1, 2, 3

1
2
3
4





Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.
Для чтения и изучения. Рассказы «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»



Тема 2.27 Анализ пьесы «Вишневый сад»
Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов.
Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).
Для чтения и изучения. Пьеса «Вишневый сад»
1
1, 2, 3


Самостоятельная работа: характеристика героя по плану; составление хронологической таблицы, подготовка сообщений и рефератов, написание сочинений-миниатюр, подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
«Образ «нового» человека в романе «Отцы и дети»,
«Борьба «отцов» и «детей» в романе И.С. Тургенева.
«Любовь и дружба в жизни Е.Базарова».
«Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра»; «Экранизация произведений А. Н. Островского»;
«Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое “обломовщина”?»;
«Общество будущего в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”»;
«Наташа Ростова любимая героиня Толстого», «Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа “Война и мир”»;
«Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова»
23
3

Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века

7


Тема 3.1 Обзор русской поэзии второй половины XIX века
Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. Для чтения и обсуждения: А. Н. Майков «Осень», «Пейзаж», «И город вот опять! Опять сияет бал»;
1
1, 2, 3

1
2
3
4


Я. П. Полонский «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Колокольчик»,«Песня цыганки». А. А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!..», «Героям нашего времени», «Прощание с Петербургом».
Литература народов России. К. Л. Хетагуров «Послание», «Песня бедняка», «На кладбище», «Фсати»



Тема 3.2 Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. «Умом Россию не понять»

Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного).
Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.
Для чтения и изучения. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, приро-
да», «Умом Россию не понять», «Эти бедные селенья», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас и все былое»), «Я помню время золотое»
2
1, 2, 3

Тема 3.3 А.А.Фет. Гармоничность и мелодичность лирики Фета
Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета.
Для чтения и изучения. «Шепот, робкое дыханье», «Это утро, радость эта», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом»
2
1, 2, 3

Тема 3.4 А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира
Жизненный и творческий путь А. К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого. Многожанровость наследия А. К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли», «Двух станов не боец, но только гость случайный», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно», «Колокольчики мои, цветики степные», «Когда природа вся трепещет и сияет»
1
1, 2, 3

Тема 3.5 Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Лирика
Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н. А. Некрасова 18401850-х и 18601870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н. А. Некрасова.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «Вчерашний день, часу в шестом», «Еду ли ночью по улице»
1
1, 2, 3


Самостоятельная работа: подготовка конкурса чтецов;, подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев, подготовка сообщений и рефератов.
5
3

1
2
3
4


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
«Мой любимый поэт второй половины XIX века»;
«Ф. И. Тютчев в воспоминаниях современников», «Философские основы творчества Ф. И. Тютчева», «Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне»;
«А. А. Фет переводчик», «А. А. Фет в воспоминаниях современников»; «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А. А. Фета», «Жизнь стихотворений А. А. Фета в музыкальном искусстве»;
«А.К.Толстой в воспоминаниях современников», «Феномен Козьмы Пруткова», «Жизнь поэзии А. К. Толстого в музыкальном искусстве»;
«Некрасовский “Современник”», «Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А. Некрасова», «Поэмы Н.А.Некрасова», «Н.А.Некрасов как литературный критик», «Произведения Н. А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов»



Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

9



Тема 4.1 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.
Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.
Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).
Для чтения и обсуждения: Ф. Сологуб «Маленький человек»
1
1

1
2
3
4

Тема 4.2 И.А.Бунин. Лирика и проза
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.
Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» характерная особенность стиля. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви, новизна ее в
1
2, 3

1
2
3
4


сравнении с классической традицией. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.
Для чтения и изучения. Рассказы «Чистый понедельник», «Темные аллеи». Стихотворения Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»





Тема 4.3 А.И. Куприн. Мир человеческих чувств в повести «Гранатовый браслет»
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве. Тема «естественного человека» (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви.
Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»). Армия как модель русского общества рубежа XIXXX веков. Изображение офицерской среды, строевой и казарменной
жизни солдат, личных отношений между людьми. Освещение проблемы личности как «нравственного воскресения» героя. Ситуация дуэли: преломление традиции как отражение времени. Социальные и нравственные проблемы в повести. Традиции психологизма Л. Н. Толстого в творчестве Куприна.
Для чтения и изучения. Повесть «Гранатовый браслет»






2






2, 3




Тема 4.4 Серебряный век русской поэзии

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX начала XX века.
Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Игорь Северянин, Габдулла Тукай. Общая характеристика творчества.
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.


2


2, 3


Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений).
Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).



1
2
3
4


Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом.
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина



Тема 4.5 М. Горький. Рассказы, пьеса «На дне»
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика