Сообщение из опыта работы с мультимедийной презентацией на тему «Организация коррекционно-образовательного процесса учителя-логопеда и воспитателя с использованием лего-технологий»


«Организация коррекционно-образовательного процесса учителя-логопеда и воспитателя с использованием лего-технологий»
Сообщение из опыта работы с работы с мультимедийной презентацией
Подготовила воспитатель МБДОУ «Лесная сказка»
Зотова Е.В.
г. Заинск
2017г
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.
Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе педагога новых технологий, одна из них «лего – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».
ЛЕГО – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Возможно, ли сделать так, чтобы игра стала действительно мощным стимулирующим развивающим и корригирующим средством?
Отвечая на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в коррекционно-развивающей работе конструктор ЛЕГО.
Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании
LEGO широко можно использовать в образовательном процессе
Лего - интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру ООД по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Развитию элементарных математических представлений», и др.
Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например:«Чудесный мешочек», «Запомни и повтори» и др.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
Исключение дублирования занятий;
Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
Основной вид организации совместной деятельности логопеда и воспитателя: совместное изучение содержания программы обучения и воспитания и составление совместного плана работы.
Совместные коррекционные задачи учителя-логопеда и воспитателя:
1.Воспитание усидчивости, внимания, подражательности.
2.Обучение выполнению правил игр.
3.Формирование плавности, длительности выдоха, мягкой голосо подачи.
4.Коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
5.На занятиях использование дидактических игр, игр-драматизаций, подвижных игр с правилами.
Совместные формы работы учителя-логопеда и воспитателя
Проведение артикуляционной гимнастики
Развитие мелкой и общей моторики
Развитие грамматического строя речи
Развитие и обогащение словаря
Развитие связной речи
Развитие фонематического слуха навыков простого и сложного фонематического анализа
Автоматизация звукопроизношения
Формирование речевого дыхания и интонационной выразительности речи
Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников, а ЛЕГО является эффективной составной образовательного процесса.
Применение ЛЕГО – технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует следующим характеристикам:
Развитию лексико-грамматических средств;
Формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов,…);Формированию и развитию правильного длительного выдоха;
Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);
Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами;
Овладению звуко-буквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);
Формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;
Развитию и совершенствованию ВПФ;
Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Для более эффективной работы с детьми с нарушениями речи, нами был разработан авторский дидактический материал с использованием ЛЕГО конструктора.
Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Чаще всего я применяю ЛЕГО на подгрупповых занятиях по закреплению изучения определённой лексической темы, а так же на индивидуальных занятиях при работе над звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов.
Конструируя фигуры животных, дети учатся выделять части целого и отработке падежных окончаний (Котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. Например: игра “Волшебный зоопарк”, где соединяется голова слона и туловище жирафа и получается слоножираф, левослон, зеброжираф.
С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над» таким образом, формируется понимание пространственных отношений. Манипулируя деталями, ребенок, превращая их, то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец.
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.В дальнейших наших планах разработка рабочей программы «Лого-лего», а также дальнейшая разработка авторского материала и внедрение во все образовательные области.