Конспект урока по обществознанию Роль СМИ в политической жизни


Тема: «Роль СМИ в политической жизни»
Аннотация к уроку.  
Урок «Роль средств массовой информации в политической жизни» разработан для 11класса (профильный уровень) по разделу «Политическая жизнь современного общества». Урок знакомит с ролью средств массовой информации в политической жизни общества, развивает умение обучающихся осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи. Формирует личное отношение к влиянию средств массовой информации. Применяется на уроке компьютерная презентация, проекты обучающихся, что позволяет активизировать и углубить знания обучающихся по данной теме. Разноуровневые задания, выполняемые в ходе урока, способствуют подготовке обучающихся к ЕГЭ.Цель урока: определить влияние СМИ на формирование политического сознания в обществе.
Задачи:
Образовательная: создать условия для осознания обучающимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;
Воспитательная:  формировать отношение к влиянию СМИ на общество.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – практикум
Основной вид деятельности учителя на уроке: работа с подготовленным электронным наглядным пособием организация обсуждения ключевых вопросов урока с обучающимися.
Основной вид деятельности обучающихся: работа с ключевыми вопросами урока с помощью разных средств: электронное наглядное пособие, разнородные источники социальной информации, проекты.
Ресурсы урока: проектор, презентация, раздаточный материал.
Технологии: информационно – коммуникативная (с элементами сотрудничества)
Ход урока
Мотивационный блок.
Организационный момент.
Тему урока вы сможете сформулировать самостоятельно, прочитав высказывания, которые вы видите на слайде:
• Если бы я должен был решить, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее (Т. Джефферсон)• Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе (С. Батлер) • Нация, которая ведёт беседу сама с собой, - вот, что такое хорошая газета (А.Миллер, американский драматург)Работа над высказываниями. Высказывания учащихся.
- Итак, тема нашего урока «Роль средств массовой информации в политической жизни». Мы попытаемся в течение урока определить, какова роль СМИ в политической жизни общества. Почему Средства массовой информации иногда называют «компасом в мире политики» или «четвёртой ветвью власти». Эпиграфом к уроку послужат следующие строки:
Как страус под крыло, я - голову в газету
И скрылся от семьи - ищи меня, свищи!
Лежу, душой дрожу в тревоге за планету...
Жена - стирай, шатайся сын, перекипайте щи.
- Сформулируйте своё понимание данных строк.
Задание 1 (28). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль СМИ в политической жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Примерный план:СМИ как четвёртая власть в современной политической жизни (понятие СМИ).
Основные виды СМИ:
а) печатные (газеты, журналы,); б) аудиовизуальные (радио и телевидение);
в) электронные (сетевые ресурсы – Интернет)
Функции СМИ:
а) информационная (отбор и комментирование социальной информации);
б) критики и контроля (оценка и анализ политических событий и явлений);
в) политической социализации (приобщение людей к ценностям и .нормам);
г) представительства общественных интересов, мнений и позиций;
д) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)
4. Общие принципы деятельности СМИ:
а) приоритетность, привлекательность темы;
б) сенсационность, экстремальность; неординарность темы;
в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;
г) официальная информация.
5. СМИ в политической жизни.

Информационный блок.
- Вступительное слово учителя.
Ещё в IV веке до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.
С большой пользой для последующих поколений потрудился над ней известный французский просветитель Шарль Луи Секонда барон де Монтескье (1689-1755). Всю власть в государстве он строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Но людям оказалось этого мало, и они придумали четвёртую власть, неофициальную, но очень полезную, так как именно она сообщала гражданам страны, как действительно работают законодательная, исполнительная и судебная власти, не злоупотребляют ли они своими полномочиями. Эту власть назвали «Средства массовой информации» или «Средства массовой коммуникации». За что же они получили столь громкое название? И что такое Средства массовой информации?
Аналитический блок.
Задание 2 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Средства массовой информации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, определяющее виды СМИ, и одно предложение, раскрывающее информацию о функциях СМИ. (Примерный ответ: 1) смысл понятия: «СМИ – средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию». 2) предложения: – Основные виды СМИ: печатные, аудиовизуальные, электронные. – СМИ формируют общественное мнение, оказывают решающее воздействие на позицию избирателей.)Задние 3 (26). Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них. (Примерный ответ: 1) информирование граждан о текущих политических событиях; 2) представление анализа действий политических лидеров, программ политических партий; 3) проведение журналистских расследований, после которых могут быть проведены парламентские расследования и приняты политические решения; 4) формирование общественного мнения и общественного настроения в преддверии выборов и в текущей политической жизни; 5) представление на каналах СМИ острых дискуссий по политическим вопросам).Задание 4 (13). Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны.
Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль.
Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.
Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики.
Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.
С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.
(ответ: 123)
Задание 5. Работа с текстом
Невозможно понять роль СМИ, не обращаясь к оригинальным текстам. Обучающиеся работают с текстом (экземпляры текста на столе у каждого ученика), отвечают на вопросы.
Текст.
Современные российские политологи о средствах массовой информации
Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако, взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций.
Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73.
Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков.
6. Что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни.
Социологическое исследование.
Презентация результатов (выступление группы социологов) Часто, чтобы определить градус настроения в обществе, СМИ используют такой метод, как социологическое исследование. Среди ваших одноклассников был проведен анкетный опрос. Вот его результаты.
Закрепление.
- Какова роль СМИ в жизни человека и общества?
- СМИ приносит пользу человеку или вред? Составим шкалу мнений по отношению к СМИ.
№ п\пСМИ приносит пользу человеку и обществу СМИ наносит вред человеку и обществу
1. развлекает уводит от необходимости решать реальные проблемы
2. развивает не всегда информация верна
3. информирует отрицательное влияние на психику
4. помогает сделать выбор находятся в чьих-то руках
5. воспитывает не всегда пропагандируют общечеловеческое
6. образовывает 7. Формирует общественное мнение - Почему СМИ называют «Четвёртой властью»? (СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»
- Может ли человек противостоять СМИ? Памятка «Лоцман в море политической информации».
IV. Рефлексия. Подведение итога уроков.
Каждый ученик подходит к доске, на которой размещены цитаты, и делает выбор в пользу той или иной цитаты, заявленной в начале урока. Можно попросить нескольких учащихся обосновать свой выбор.
Домашнее задание – написать эссе по выбранной цитате.
Использованные источники и литература.
Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2013.
Обществознание: Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. ЕГЭ. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие /Р.В. Пазин. Издание 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2016.- 416 с. – (ЕГЭ)
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2017. Обществознание. 25 вариантов типовых заданий и подготовка к выполнению части 2 /А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 351.
Фамилия, имя обучающегося ____________________________________________________
РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА
Тему урока вы сможете сформулировать самостоятельно, прочитав высказывания:
• Если бы я должен был решить, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее (Т. Джефферсон)• Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе (С. Батлер) • Нация, которая ведёт беседу сама с собой, - вот, что такое хорошая газета (А.Миллер, американский драматург)Задание 1 (28). Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль СМИ в политической жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (обсуждается обучающимися)Задание 2 (25). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Средства массовой информации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, определяющее виды СМИ, и одно предложение, раскрывающее информацию о функциях СМИ.
Ответ:
Задние 3 (26). Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них
Ответ:
Задание 4 (13). Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны.
Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль.
Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.
Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики.
Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.
С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.
Ответ:
Задание 5. Работа с текстом
Современные российские политологи о средствах массовой информации
Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако, взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций.
Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73.
Вопросы и задания. 1) Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков.
6. Что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни.
6. Итоговое обобщение:
- Какова роль СМИ в жизни человека и общества?
- СМИ приносит пользу человеку или вред? Составим шкалу мнений по отношению к СМИ.
№ п\пСМИ приносит пользу человеку и обществу СМИ наносит вред человеку и обществу
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. - Почему СМИ называют «Четвёртой властью»?