Разработка урока: Роль СМИ в политической жизни.


Тема: Роль СМИ в политической жизни.
 Цели и задачи:
1) познакомить с ролью средств массовой информации в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия, выработать практические рекомендации по противостоянию избирателя политическим манипуляциям с использованием СМИ;
2) развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к влиянию средств массовой информации на умы и сердца людей.
Оборудование: схемы, презентация
Тип уроков: урок-практикум.
Ход урока
I. Организационный момент
Роль СМИ в жизни современного общества трудно переоценить. Сегодня невозможно представить себе какую-то сферу нашей жизни без информационных отношений. При этом средства массовой информации оказывает существенное влияние на формирование сознания людей. Вот почему печатные и электронные СМИ давно являются неотъемлемой частью духовной жизни общества. Именно из этих источников получает человек большую часть значимой для него информации. Конституцией РФ (ст.29) гарантируется свобода СМИ. Здесь также содержится запрет на цензуру. Каждый человек в нашей стране вправе свободно искать, получать и передавать любую информацию. Главное, чтобы избранный им при этом способ был законным.
Проблема: СМИ - это один из ключевых инструментов политической системы страны.
Тема урока: «Роль СМИ в политической жизни».
II. Актуализация.
1. В чем суть и значимость Гражданского общества?
2. Что представляет собой система местного самоуправления в России?
3. В каких формах и как осуществляется контроль над деятельностью институтов публичной власти?
План урока
1. СМИ в политической системе общества.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя.
III. Изучение нового материала
Основная часть
«мозговой штурм»
– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.

фронтальный опрос
– Какие слова – ассоциации вы записали?
Сообщение 1 - СМИ в политической системе общества (пункт 1).
Вопросы и задания для первой группы
1. Как иначе называют СМИ? Почему?
2. Какие функции в политике выполняют СМИ?
3. В каких отношениях состоят государство и СМИ?
4. Проследите роль и влияние СМИ в различных политических режимах. Считаете ли вы это закономерным явлением? Почему?
5. Какое влияние имеет СМИ в современных развитых демократических странах? Мнение аргументируйте.
 Сообщение 2 - характер информации, распространяемой СМИ (пункт 2).
Вопросы и задания для второй группы
1. Какую информацию по объему передают СМИ? Хорошо это или плохо?
2. Какие общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач, выявили исследователи массовой информации?
3. Почему телевидение стало столь популярным в XX в.?
4. Что такое политическое манипулирование? Опишите его механизм.
5. Опишите перспективы развития СМИ.
Вопросы и задания для третьей группы
1. К каким выводам пришли ученые, изучившие роль СМИ в политической жизни общества?
2. Какова роль СМИ в избирательных кампаниях? Приведите примеры.
3. Опишите механизм взаимодействия кандидата со средствами массовой информации.
4. Какие методы используют пиар- компании в СМИ, чтобы привлечь внимание к своим кандидатам?
5. Что собой представляет политическая реклама?
6. Назовите и охарактеризуйте четыре вида клипов.
7. Учитывается ли общественное мнение в ходе политических кампаний? Какую роль оно играет в ходе избирательных кампаний?
8. Может ли человек противостоять СМИ? Как? Предложите свои методы.
 III. Итог урока.
- Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается тема «Роль СМИ в политической жизни общества». Какую позицию вы бы заняли? Почему?
- Можно ли ограничивать свободу слова? Мнение аргументируйте.
Работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»
– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?
– СМИ приносят пользу человеку или вред?
– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.
  СМИ приносят пользу человеку и обществу СМИ наносят вред человеку и обществу
1. Развлекают Уводят от необходимости решать реальные проблемы
2. Развивают Не всегда информация верна
3. Информируют Отрицательное влияние на психику
4. Воспитывают Находятся в чьих-то руках
5. Помогают сделать выбор Не всегда пропагандируют общечеловеческое
6. Образовывают 7. Формируют общественное мнение Решение проблемы - Вывод по таблице:
СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя, различать, каким образом происходит манипуляция сознанием. Это и есть осознанный выбор человека.