КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Влияние средств массовой информации на психику ребенка».


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Влияние средств массовой информации на психику ребенка».
Трудно представить жизни современной российской семьи без компьютера, телевидения. Это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему-то современные психологи все чаще бьют тревогу, потому что появилось большое количество детей с компьютерной, телефонной и телевизионной зависимостью.
Результаты статистики просто ошеломляющие.Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится с 18 до 22 часов. Причем дети, не посещающие детский сад, имеют привычку постоянного просмотра телевизионных программ, во время еды, игр. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским передачам, но и к программам ориентированным на взрослую аудиторию. Некоторые родители могут сказать: «Нет проблемы, пусть знакомятся с современной действительностью». Проанализировав ведущие российские каналы, установлено, что в среднем за 1 час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен(окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения детей).
Чем опасно телевидение для ребенка?
Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.
Чувства опасности, ужаса возникает у ребенка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся поезд, убийство внутри закрытого помещения, громкий звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый сразу может и не заметить каких-либо явных изменений в поведении ребенка, однако страшные образы могут беспокоить ребенка в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов -кусание ногтей, сосание одеяла, и др.
Психологи считают, что до 1 года желательно никакого телевизора.
В чем опасность рекламы?
У ребенка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребенком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться пока перед их глазами не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это устраивает взрослых.
Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребенка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.
Во -вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения через телевидение.
Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли, развивают агрессию. Следует помнить, что сцены насилия и жестокости в выпусках новостей и документальных сюжетах более травматичны, чем в игровых фильмах. Осторожно нужно относиться к компьютерным играм, которые имеют возрастную ограниченность.
Среди основных обвинений, выдвигаемых к ним являются соматические нарушения (снижение остроты зрения, искривление позвоночника, быстрая утомляемость, огромное количество микробов на мышке компьютера). Негативную картину дополняет появление психической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется возможность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Кроме того, некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира. Ребенок, который проводит дни напролет один на один с компьютером, рано или поздно начнет испытывать трудности в общении со сверстниками.
Возникает вопрос: многие смотрят телевизор, играют в компьютер и не становятся агрессивными. Конечно, в процессе одной и той же деятельности у детей могут развиваться различные психические процессы. Обычно ребенок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. А эти потребности во многом определяют семья и сверстники. Исследования показывают: дети, которые в семье чаще подвергаются наказания, в качестве любимых передач и игр выбирают те, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев наиболее агрессивных.
Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребенку недоступно понимание мук совести и душевных переживаний героя. Он не осознает несоответствие поступков и слов.
Еще одна проблема – это интеллектуальная пассивность детей. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают сказку на диске. И родителям удобнее, больше свободного времени. В результате не проходит обсуждение сказки, ребенку навязывается готовый образ героев и, как следствие, нет желания самому читать. Такой подход тормозит развитие психических функций: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для развития воображения, нет тесного эмоционального контакта с родителями.
Отдельно хочется остановиться на демонстрации мультипликационных фильмов.
К сожалению, российский видеорынок заполнен зарубежными мультфильмами, за редким исключением не отличающимися высокой художественной ценностью и глубоким нравственным содержанием. Безусловно, есть и очень хорошие диснеевские, но, видимо прокат их дорог, поэтому часто дети смотрят низкопробные ленты, изобилующие сценами агрессии и обмана. Не случайно любимыми героями современных детей стали Человек-паук, Черепашки –ниндзя, Бэтмен и другие монстры.
Для малышей подойдут отечественные фильмы с четкой графикой, ясной картинкой, мелодичной музыкой , нестрашными героями с доступным содержанием. Желательно пересматривать одни и те же мультфильмы. Это способствует лучшему пониманию и сознательному восприятию.можно потом нарисовать героев или вылепить из пластилина.
Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором. Не желательно, чтобы он смотрел взрослые передачи. Родители считают, что уставший ребенок быстрей заснет. На самом деле, переполненный впечатлениями за день ребенок чаще всего нервничает, плачет, плохо засыпает.
Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью хорошей книги, классического российского мультфильма можно сформировать понятие о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы предлагаем обратить внимание на то, что смотрят ваши дети.
Нельзя конечно отрицать огромную роль телевидения, ведь благодаря ему мы можем получить большое количество научной, познавательной и другой информации. Благодаря компьютеру можно научится не только стрелять, но использовать приемы обучающего развития: учить буквы, развивать моторику, изучать иностранный язык. Взрослые должны помнить о том, какая ответственность лежит на них. Необходимо исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.
ИГРУШКИ.
Телевидение во многом определяет выбор игрушек.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, более ярком и разноцветном, чем его сверстники 20-30 лет назад. Мы все, и наши дети, живем в мире, до отказа заполненном разнообразными ярким, порой невообразимыми вещами, но к сожалению недолговечными: одноразовая посуда, одежда , белье и т.п. А игрушки покупаются чемоданами и через месяц другой также выбрасываются. Психика ребенка не справляется – восприятие цвета, запаха, прикосновения, представления о плохом и и хорошем деформируются. Сенсорная агрессия невообразимого цвета игрушек и форм нарушает стабильность и устойчивость мира, лишает ребенка уверенности в том, что мир надежен и прочен, а значит безопасен.
Серийная игрушка, с которой ребенок чаще всего имеет дело, по сути является антиигрушкой: в ней содержится идея самообладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры. Иногда взрослые покупают игрушки, которые нравятся им, но меньше всего подходят детям. Ребенок, окруженный пластмассовыми киборгами, барби, монстрами, трансформерами, представляет собой ребенка заряженного энергией западного обществ. Если ребенок окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию, будет в нем трансформирована. Несколько лет назад, в Японии был показан мультсериал о покемонах(несуществующих монстрах). Он вызвал психические расстройства у 600 детей. Фильм был переделан и перепродан в Россию. На прилавках тут же появились игрушки, футболки, конфеты, жвачки. Посредством уродливой игрушки деформировалась потребность ребенка в волшебстве и сказки. В России в старину игрушки изготовлялись собственноручно, передавались от младших к старшим, являясь оберегом.
Многие российские психологи и педагоги считают куклу Барби антиигрушкой, неэстетичной и развращающей. Играя Барби, ребенок приходит как бы на все готовое, а ведь раньше приходилось все делать своими руками. Эта квази-игрушка вызывает у девочек стойкое недовольство своей фигурой, комплекс неполноценности на подсознательном уровне. По отношению к этой кукле ребенок чувствует себя скорее прислугой. Ведь это не маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать. Барби - это псевдомодель женщины секс-символа, чудовищная подмена архетипа Матери.
Сейчас продаются игрушки с половыми органами. Их выпускают якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка. На самом деле, по мнению доктора психологических наук, социального психолога детства института Дошкольного образования В. Абраменковой, такие игрушки способствуют вызывать преждевременный сексуальный интерес, в сочетании со СМИ, взрослыми внушениями происходит сексуализация сознания( формирование циничного отношения к интимной стороне взрослых, преждевременное взросление).
Кукла в этом возрасте должна акцентировать в первую очередь не на красоте, а на чувстве заботы. В традиционной народной игрушке заложена простодушная любовь взрослого к ребенку. Кукла (обычная ли герой мультфильма) выступает в качестве заместителя идеального друга ребенка, она несет в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт.
Антиигрушка – это не плохая, некачественная, плохо раскрашенная игрушка с острыми краями – это средство информации, пропагандирующее
антиценности.
У российских детей унаследованная от предков модель воспитания и восприятия реальности. Колыбельная песня, которую пели еще вам, русская народная сказка, потешка является многовековым оберегом вашему ребенку.
Занимаясь игрушкой иностранного происхождения ребенок получает первый опыт антикультурной колонизации.
К мягкой игрушке тоже нужно подходить осторожно. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны подарить ребенку нежность, стать надежным другом в отсутствии мамы, избавить от страхов при засыпании. Но вряд ли можно испытывать нежность к большой черной обезьяне, или огромному зайцу непонятного цвета с торчащими клыками .
Игрушка, по мнению психологов, имеет колоссальное значение для развития ребенка, серьезно влияют на психику и развитие личности наших детей. Приведу пример. Одна суперсовременная мама купила дочери как теперь модно выражаться прикольного монстра с рогами и хвостом. Поначалу девочка обрадовалась, играла с ним. Через некоторое время девочка стала плохо спать, вскакивать ночью, появилась боязнь темной комнаты. К счастью, бабушке удалось решить проблему. Она определила причину. Девочка начала жаловаться, что чертик на нее смотрит. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку и спалили его в костре, а остатки закопали. Девочка успокоилась, нервоз прошел.
Сейчас большое внимание уделяется полоролевому воспитанию детей – т.е воспитанию мальчиков и девочек. Воспитывая девочку, необходимо запомнить, что сначала в ней надо воспитывать хорошую хозяйку и маму. А для того, чтобы девочка была счастлива в семейной жизни, ей помогут такие игрушки как куклы. Кукла – самая древняя, популярная, загадочная кукла. Древняя кукла найдена на территории Болгарии, ее возраст – 2 века до н.э.. А в средневековой Европе куклы заменяли журналы мод.
Маленькие дети любят мягкие тряпичные куклы. Маленькую куклу можно положить в карман, с такой куклой познают окружающую действительность, у детей развивается диалогическая речь.
Куклы среднего размера нужны для того, чтобы шить наряды. Такая работа развивает навыки моделирования. Играя с пупсами, девочка приобретает навыки ухода за ребенком.
Девочкам нужны игрушки для организации сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Больница», «Почта», «Кафе».
К игрушкам мальчиков относят транспорт. Пусть дети разбирают машины, самолеты, вертолеты и космическую технику, как знать, может кто-то из них будет великим изобретателем. Очень любят дети играть с солдатиками, разыгрывать сражения. Раньше они были деревянные, потом оловянные, а теперь их делают из пластмассы. Сейчас предлагается огромное количество строительного материала – кубики, лего, железные дороги. Очень любят мальчики летающие предметы бумеранги, воздушные змеи, летающие модели самолетов. Для развития физической силы потребуются гантели, гири, тренажеры.
Предлагайте детям настольные игры, игры на развитие мелкой моторики, конструкторы различного вида, развивающие, обучающие игры. Руку ребенка развивают предметы практической деятельности: карандаши, фломастеры, краски, бумаги, пластилин, клей скотч. Не забудьте про игрушки для активной деятельности ребенка: мяч, скакалки. Покупая игрушки, не забывайте спросить сертификаты у продавцов, ведь игрушки должны быть безопасны для жизни ребенка .