Статья на тему ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА


ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА1.1. Телевидение, как фактор социализации подросткаСоциализация подростков специфична, определяющую роль в усвоении социального ゙опыта ゙играют ゙имитация ゙и ゙идентификация, ゙то ゙есть ゙подражание ゙поведению ゙значимых ゙других ゙и ゙отождествление ゙себя ゙с ゙определенными ゙общностями, ゙ведущее ゙к ゙принятию ゙их ゙ценностей, ゙установок, ゙норм ゙и ゙образцов ゙поведения. ゙Вследствие ゙этого, ゙средства ゙массовой ゙информации ゙являются ゙мощным ゙инструментом ゙социального ゙управления ゙и ゙формирования ゙различных ゙социальных ゙норм.
Одним ゙из ゙доминирующих ゙видов ゙средств ゙массовой ゙информации ゙является ゙телевидение, ゙оно ゙заслуживает ゙особого ゙внимания ゙при ゙анализе ゙его ゙роли ゙в ゙освоении ゙различной ゙информации ゙подростками,゙так ゙как ゙для ゙этого ゙возрастного ゙периода ゙характерны: ゙интенсивное ゙формирование ゙мировоззрения, ゙становление ゙духовно-нравственных ゙основ ゙и ゙ценностных ゙ориентаций ゙личности. ゙
В ゙настоящее ゙время ゙роль ゙телевидения ゙в ゙социализации ゙подрастающего ゙поколения ゙оценивают ゙двояко. ゙Оно ゙может ゙быть ゙как ゙прогрессирующим ゙фактором, ゙так ゙и ゙наносить ゙вред ゙развитию ゙подростка. ゙
Касаясь ゙участия ゙телевидения ゙в ゙социализации, ゙необходимо ゙рассмотреть ゙три ゙особенности. ゙Во-первых, ゙практически ゙в ゙каждой ゙семье ゙есть ゙телевизор, ゙поэтому ゙вовлечение ゙подрастающего ゙поколения ゙в ゙область ゙телеискусства ゙происходит, ゙в ゙отличие, ゙например, ゙от ゙школы, ゙– ゙неформально. ゙Этот ゙процесс ゙протекает ゙в ゙домашней ゙среде, ゙является ゙частью ゙спонтанной, ゙нерегламентированной ゙семейной ゙жизни.
Во-вторых, ゙в ゙условиях ゙сегодняшней ゙коммерциализации ゙телевидения ゙содержание ゙большей ゙части ゙фильмов ゙определяется ゙безотносительно ゙к ゙целям ゙образования, ゙стимулирования ゙развития ゙личности, ゙социализации. ゙Главная ゙цель ゙большинства ゙фильмов ゙– ゙развлечение, ゙расширение ゙зрительской ゙аудитории ゙в ゙целях ゙извлечения ゙максимальной ゙прибыли.
В-третьих, ゙дети ゙начинают ゙смотреть ゙фильмы, ゙когда ゙они ゙еще ゙не ゙в ゙состоянии ゙понимать ゙даже ゙диалоги, ゙не ゙говоря ゙уже ゙о ゙содержании ゙фильма ゙в ゙целом. ゙Хотя ゙социализация ゙не ゙является ゙непосредственным ゙ориентиром, ゙определяющим ゙характер ゙и ゙содержание ゙телевизионного ゙производства, ゙а ゙прямой ゙зрительский ゙контакт ゙с ゙фильмами ゙и ゙телепередачами ゙носит ゙нерегламентированный, ゙неформальный ゙характер, ゙тем ゙не ゙менее, ゙телевидение ゙нельзя ゙не ゙отнести ゙к ゙числу ゙важных ゙институтов ゙социализации. ゙Объясняется ゙это ゙целым ゙рядом ゙причин.
Психологически ゙действие ゙в ゙фильме ゙воспринимается ゙как ゙нечто ゙достоверное. ゙Процесс ゙восприятия ゙характеризуется ゙такими ゙свойствами, ゙как ゙эффект ゙участия ゙в ゙экранном ゙действии, ゙отождествление ゙с ゙героем, ゙проекция ゙психологических ゙состояний ゙на ゙экранные ゙образы, ゙что ゙вызывает ゙повышенную ゙эмоциональность ゙зрителя, ゙чувство ゙глубокого ゙удовольствия. ゙В ゙фильме ゙воссоздается ゙первичная ゙группа, ゙и ゙юный ゙зритель, ゙как ゙бы ゙включается ゙в ゙нее, ゙становится ゙ее ゙членом ゙или ゙непосредственным ゙наблюдателем ゙происходящих ゙в ゙ней ゙или ゙вокруг ゙нее ゙событий.
При ゙восприятии ゙фильма ゙складываются ゙благоприятные ゙условия ゙для ゙приведения ゙в ゙действие ゙важнейшего ゙психологического ゙механизма ゙социализации ゙– ゙подражания, ゙имитации ゙и ゙идентификации ゙ребенка ゙с ゙героями, ゙в ゙так ゙называемой, ゙посткоммуникативной ゙фазе, ゙т.е. ゙в ゙реальной ゙жизни, ゙после ゙того, ゙как ゙экран ゙погас. ゙
Телевидение ゙обладает ゙возможностью ゙манипулировать ゙сознанием, ゙создавать ゙пространство ゙для ゙пустого ゙времяпрепровождения, ゙исключающего ゙духовно-личностное ゙развитие, ゙зачастую ゙распространяет ゙ложную ゙информацию, ゙лишает ゙человека ゙способности ゙к ゙самостоятельному ゙размышлению ゙или ゙волевому ゙действию, ゙критическому ゙суждению ゙или ゙свободному ゙выбору.
На ゙сегодняшний ゙момент, ゙Российское ゙государство ゙практически ゙сняло ゙с ゙себя ゙ответственность ゙за ゙качество ゙функционирующего ゙кинорепертуара, ゙из ゙которого ゙зритель ゙конструирует ゙индивидуальный ゙репертуар. ゙Настойчивая ゙трансляция ゙криминальных ゙тем ゙ ゙ведёт ゙к ゙тому, ゙что ゙у ゙подростков ゙складывается ゙мнение, ゙что ゙криминал ゙в ゙настоящее ゙время ゙– ゙один ゙из ゙самых ゙популярных ゙и ゙«освещаемых» ゙видов ゙деятельности. ゙Поскольку ゙большинство ゙криминальных ゙историй ゙сопровождается ゙демонстрацией ゙ярких ゙и ゙броских ゙атрибутов ゙преступности ゙(внешности ゙и ゙формы ゙поведения), ゙велика ゙вероятность ゙выбора ゙подростком ゙криминального ゙образа, ゙как ゙образца ゙поведения. ゙Также ゙на ゙телевидение ゙происходит ゙безмерная ゙трансляция ゙интимных ゙тем, ゙что ゙провоцирует ゙раннюю ゙половую ゙жизнь. ゙Такое ゙негативное ゙влияние ゙телевидения ゙нельзя ゙приписывать ゙самой ゙его ゙природе, ゙скорее ゙неумелому ゙его ゙использованию. ゙Отсюда ゙роль ゙семьи ゙– ゙научить ゙детей ゙правильно ゙выбирать ゙информацию, ゙отсеивать ゙бессмысленное.
Телевидение ゙оказывает ゙информационное ゙воздействие, ゙которое ゙ ゙связано ゙с ゙эффективными ゙способами ゙передачи ゙социального ゙опыта, ゙освоением ゙различных ゙социальных ゙ролей. ゙Для ゙того, ゙чтобы ゙подросток ゙разграничивал ゙полученную ゙информацию ゙на ゙«хорошую» ゙и ゙«плохую», ゙ ゙необходимо ゙влияние ゙семьи, ゙которая ゙представляет ゙собой ゙уникальное ゙сочетание ゙первичной, ゙формальной, ゙неформальной ゙и ゙референтной ゙групп, ゙где ゙формируются ゙общекультурные ゙нормативы ゙поведения ゙личности. ゙Большинство ゙сообщений ゙приходит ゙к ゙подростку ゙не ゙тогда, ゙когда ゙он ゙находится ゙в ゙одиночестве ゙или ゙вне ゙дома, ゙а ゙когда ゙рядом ゙с ゙ним ゙те ゙же ゙самые ゙сообщения ゙получают ゙его ゙ближайшие ゙родственники. ゙Таким ゙образом, ゙информация ゙воспринимается, ゙как ゙правило, ゙в ゙атмосфере ゙их ゙оценок, ゙реакций ゙и ゙комментариев. ゙Эта ゙психологическая ゙атмосфера ゙зачастую, ゙в ゙решающей ゙мере, ゙ ゙ ゙определяет ゙эмоциональный ゙настрой ゙и ゙оказывает ゙воздействие ゙на ゙формирование ゙осознанной ゙позиции ゙в ゙отношении ゙получаемой ゙информации.
Формы ゙и ゙содержание ゙массовых ゙информационных ゙процессов ゙оказывают ゙прямое ゙и ゙косвенное ゙влияние ゙на ゙разум, ゙чувство ゙и ゙волю ゙субъекта ゙социального ゙действия. ゙Очень ゙часто ゙общение ゙и ゙объединение ゙подростков ゙осуществляется ゙на ゙основе ゙и ゙под ゙влиянием ゙деятельности ゙СМИ, ゙её ゙содержания ゙и ゙формы, ゙интенсивности. ゙
Быт, ゙досуг ゙молодежи, ゙а ゙также ゙их ゙профессионально-трудовая ゙и ゙социально-политическая ゙активность ゙оказываются ゙объектом ゙воздействия ゙телевидения, ゙кино, ゙газет, ゙журналов, ゙радио ゙и ゙в ゙особенности ゙Интернета.
1.2. ゙Роль ゙Интернета ゙в ゙социализации ゙подросткаДвадцать ゙первый век ゙゙характеризуется ゙мощным ゙развитием ゙компьютерных ゙технологий, ゙одной ゙из ゙которых ゙является ゙Интернет. ゙Сейчас ゙Интернетом ゙пользуются ゙повсеместно, ゙он ゙получил ゙большое ゙распространение, ゙как ゙среди ゙людей ゙разных ゙национальностей, ゙так ゙и ゙среди ゙людей ゙различных ゙возрастов. ゙Сеть ゙принесла ゙в ゙нашу ゙жизнь ゙удобства ゙и ゙большие ゙возможности: ゙теперь ゙есть ゙шанс ゙найти ゙любую ゙информацию, ゙не ゙выходя ゙из ゙дома, ゙можно ゙общаться ゙с ゙людьми ゙из ゙далеких ゙стран, ゙можно ゙передавать ゙и ゙получать ゙информацию ゙через ゙большие ゙расстояния. ゙Но, ゙несмотря ゙на ゙все ゙достоинства ゙Интернета, ゙он ゙несет ゙в ゙себе ゙много ゙недостатков, ゙один ゙из ゙таких ゙– ゙зависимость ゙от ゙сети.
Сегодня ゙происходит ゙стихийное ゙влияние ゙Интернета ゙на ゙молодежь, ゙с ゙1998 ゙по ゙2005 ゙год ゙число ゙зависимой ゙от ゙Интернета ゙молодежи ゙и ゙подростков ゙увеличилось ゙с ゙2% ゙до ゙30%. ゙Интернет-аддикция ゙– ゙это ゙нехимическая ゙зависимость, ゙и, ゙на ゙первый ゙взгляд, ゙может ゙показаться ゙безобидной, ゙но, ゙имея ゙свои ゙специфические ゙особенности, ゙в ゙сравнении ゙с ゙другими ゙нехимическими ゙зависимостями, ゙она ゙очень ゙опасна, ゙так ゙как ゙разрушает ゙психику ゙человека ゙и ゙оказывает ゙значительный ゙вред ゙здоровью. ゙
Особенности ゙Интернет-зависимости ゙схожи ゙с ゙алкогольной ゙зависимостью. ゙Также ゙как ゙и ゙для ゙алкоголика, ゙для ゙Интернет-зависимого ゙требуется ゙увеличение ゙дозы, ゙то ゙есть ゙времени ゙проводимого ゙в ゙сети, ゙так ゙как ゙возрастает ゙устойчивость ゙к ゙действию ゙Интернета ゙и ゙желаемый ゙эффект ゙достигается ゙медленнее. ゙Айвен ゙Голдберг ゙основными ゙критериями ゙этой ゙зависимости ゙выделил: ゙болезненное ゙негативное ゙стрессовое ゙состояние ゙и ゙ущерб ゙физическому, ゙психологическому, ゙межличностному, ゙экономическому ゙и ゙социальному ゙статусу.
Интернет ゙притягателен ゙своей ゙анонимностью, ゙доступностью, ゙безопасностью, ゙также ゙он ゙прост ゙в ゙обращении, ゙богат ゙обширными ゙информационными ゙ресурсами.
Интернет ゙для ゙подростка ゙– ゙это ゙огромное ゙количество ゙доступной ゙информации, ゙это ゙мир, ゙где ゙он ゙может ゙отойти ゙от ゙собственных ゙проблем, ゙вообразить ゙себя ゙кем ゙вздумается. ゙Безусловно, ゙Интернет ゙открывает ゙большие ゙возможности, ゙но ゙именно ゙эта ゙открытость ゙и ゙доступность ゙несет ゙угрозу. ゙Противоречивая ゙информация, ゙размещенная ゙на ゙Интернет-сайтах, ゙может ゙губительно ゙повлиять ゙на ゙детскую ゙психику. ゙Так ゙как ゙в ゙Сети ゙практически ゙не ゙существует ゙никакой ゙цензуры, ゙то ゙ребенок ゙может ゙легко ゙попасть ゙на ゙сайты, ゙совершенно ゙не ゙подходящие ゙для ゙его ゙возраста. ゙
Посещение ゙Интернета ゙с ゙образовательными ゙целями ゙постепенно ゙отошло ゙на ゙второй ゙план. ゙Большинство ゙детей ゙и ゙подростков ゙предпочитают ゙использовать ゙Сеть ゙для ゙поиска ゙и ゙скачивания ゙музыки, ゙игр, ゙картинок. ゙Все ゙чаще ゙дети ゙используют ゙Интернет ゙и ゙как ゙средство ゙общения. ゙Общаясь ゙в ゙виртуальности, ゙подростки ゙не ゙приобретают ゙необходимых ゙коммуникативных ゙навыков, ゙меньше ゙проводят ゙времени ゙на ゙воздухе, ゙меньше ゙двигаются. ゙Все ゙это ゙представляет ゙опасность ゙не ゙только ゙для ゙социализации ゙ребенка, ゙но ゙и ゙для ゙его ゙здоровья. ゙
Чрезмерное ゙увлечение ゙Интернетом ゙может ゙привести ゙к ゙зависимости. ゙Подросткам ゙часто ゙не ゙хватает ゙понимания ゙со ゙стороны ゙родителей ゙и ゙друзей, ゙и ゙ ゙в ゙этом ゙возрасте ゙они ゙психологически ゙неустойчивы ゙и ゙очень ゙быстро ゙теряют ゙связь ゙с ゙реальным ゙миром, ゙попадая ゙в ゙зависимое ゙состояние. ゙Повседневность ゙за ゙окном ゙квартиры ゙не ゙так ゙красочна ゙как ゙виртуальный ゙мир, ゙а ゙способность ゙чувствовать ゙оттенки ゙красоты ゙реального ゙мира, ゙ощущать ゙его ゙гармонию ゙еще ゙не ゙сформирована. ゙Чрезмерное ゙увлечение ゙компьютером ゙неизбежно ゙искажает ゙развитие ゙ребенка. ゙В ゙таких ゙ситуациях ゙для ゙реабилитации ゙подростка ゙большую ゙роль ゙играют ゙родители, ゙именно ゙они ゙должны ゙воссоздать ゙для ゙ребенка ゙нормальные ゙условия, ゙решить ゙вместе ゙с ゙ним ゙возникшие ゙проблемы, ゙объяснить ゙ему ゙уникальность ゙реального ゙мира ゙и ゙живого ゙общения.
Таким ゙образом, ゙Интернет, ゙вследствие ゙своей ゙широкой ゙распространенности, ゙занимает ゙одно ゙из ゙основных ゙мест ゙в ゙социализации ゙подростка, ゙и ゙для ゙того, ゙чтобы ゙его ゙влияние ゙было ゙положительным, ゙в ゙условиях ゙информационной ゙вседозволенности, ゙необходима ゙активная ゙помощь ゙со ゙стороны ゙семьи, ゙школы.
1.3. Влияние периодических изданий на социализацию подросткаВ ゙настоящее ゙время ゙периодические ゙издания ゙выделяют, ゙как ゙фактор, ゙влияющий ゙на ゙социализацию ゙подростков, ゙несмотря ゙на ゙то, ゙что ゙чтение ゙перестало ゙занимать ゙главное ゙место ゙в ゙жизни ゙подростков.
Периодические ゙издания ゙рассматриваются ゙как ゙своеобразный ゙советчик, ゙так ゙как ゙они ゙яркие, ゙эмоциональные, ゙и ゙несут ゙в ゙себе ゙интересующую ゙подростка ゙информацию, ゙в ゙простом ゙и ゙понятном ゙формате.
На ゙сегодняшний ゙день ゙среди ゙российских ゙печатных ゙изданий ゙существует ゙большое ゙количество ゙молодежных ゙журналов, ゙пользующихся ゙большим ゙спросом ゙среди ゙подростков. ゙Подросток, ゙осваивающий ゙собственное ゙«Я», ゙больше ゙всего ゙любит ゙читать ゙о ゙жизни ゙своих ゙сверстников. ゙На ゙этом ゙и ゙основываются ゙редакции ゙различных ゙молодежных ゙журналов ゙и ゙издательства, ゙печатающие ゙их. ゙Тематика ゙этих ゙журналов, ゙как ゙правило, ゙не ゙отличается ゙познавательным ゙характером ゙и ゙разнообразием; ゙их ゙основные ゙рубрики: ゙музыка, ゙мода, ゙новости ゙шоу-бизнеса, ゙секс, ゙гороскоп, ゙тесты, ゙анекдоты. ゙По ゙всей ゙вероятности, ゙подобные ゙издания ゙не ゙ставят ゙себе ゙задачу ゙расширения ゙кругозора, ゙повышения ゙уровня ゙образования ゙и ゙начитанности ゙среди ゙подростков. ゙ ゙Кроме ゙того, ゙язык ゙таких ゙изданий ゙представляет ゙собой ゙смесь ゙молодежного ゙сленга ゙с ゙русской ゙речью. ゙Для ゙таких ゙изданий ゙характерна ゙ироничность, ゙нарочитая ゙грубость, ゙заимствование ゙слов ゙из ゙блатного ゙лексикона, ゙эмоциональная ゙отстраненность. ゙Все ゙это ゙значительно ゙снижает ゙уровень ゙владения ゙русским ゙языком ゙среди ゙подростков. ゙
Для ゙неокрепшего ゙ума ゙ребенка, ゙с ゙недостаточно ゙развитым ゙критическим ゙мышлением, ゙всякая ゙ненаучная ゙информация, ゙преподнесенная ゙необдуманно, ゙популярными ゙журналами, ゙может ゙сыграть ゙пагубную ゙роль ゙в ゙развитии ゙ребенка, ゙и ゙сформировать ゙неправильные ゙представления ゙об ゙окружающем ゙мире.
Подростки ゙обладают ゙повышенной ゙склонностью ゙к ゙усвоению ゙новых ゙знаний, ゙ценностей, ゙идей, ゙и ゙средства ゙массовой ゙информации ゙могут ゙предложить ゙большой ゙выбор ゙интересного ゙и ゙познавательного ゙материала. ゙Сегодня ゙существует ゙масса ゙научно–популярных, ゙литературно–художественных ゙журналов, ゙которые ゙способны ゙развивать ゙подростков, ゙прививать ゙гуманные ゙ценности, ゙развивать ゙интеллект. ゙Чтение ゙литературы ゙вырабатывает ゙грамотность ゙и ゙формирует ゙язык ゙подростков. ゙Здесь, ゙опять ゙же, ゙основную ゙роль ゙играет ゙семья, ゙которая ゙должна ゙развивать ゙у ゙ребенка ゙интерес ゙к ゙качественной ゙литературе ゙и ゙познавательным ゙журналам. ゙Влияние ゙семьи ゙и ゙школы ゙на ゙критическое ゙отношение ゙к ゙получаемой ゙информации ゙также ゙необходимо, ゙так ゙как ゙это ゙будет ゙способствовать ゙развитию ゙грамотной ゙личности, ゙способной ゙развиваться ゙в ゙современном ゙информационном ゙обществе.
Таким ゙образом, ゙средства ゙массовой ゙информации ゙– ゙разнообразный ゙источник, ゙и ゙его ゙влияние ゙определяется ゙тем, ゙какой ゙материал ゙извлекается ゙из ゙него. ゙Грамотный ゙и ゙сведущий ゙человек ゙умеет ゙анализировать, ゙осмыслять ゙полученную ゙информацию, ゙соответственно ゙он ゙успешно ゙пополняет ゙свои ゙знания ゙об ゙обществе ゙и ゙окружающем ゙мире. ゙Для ゙того ゙чтобы ゙подростковая ゙социализация ゙проходила ゙в ゙прогрессивном ゙направлении, ゙должно ゙осуществляться ゙положительное ゙влияние ゙семьи, ゙школы, ゙СМИ ゙и ゙других ゙социальных ゙институтов. ゙ ゙
1.4. ゙Роль ゙средств ゙массовой ゙информации ゙в ゙социализации ゙подросткаПроцесс ゙социализации ゙сложный, ゙многоступенчатый ゙процесс ゙длиной ゙в ゙человеческую ゙жизнь. ゙Наиболее ゙интенсивная ゙его ゙часть ゙приходится ゙на ゙период ゙между ゙13 ゙и ゙18 ゙годами ゙— ゙период, ゙включающий ゙подростковый ゙и ゙юношеский ゙возраст. ゙Основой ゙социализации ゙является ゙информационное ゙воздействие, ゙подразумевающее ゙передачу ゙социально ゙значимой ゙информации ゙от ゙предыдущих ゙поколений ゙последующим. ゙Вследствие ゙этого ゙огромное ゙значение ゙отводится ゙средствам ゙массовой ゙информации, ゙которые ゙производят ゙непосредственное ゙влияние ゙на ゙социализацию ゙подрастающего ゙поколения. ゙Средства ゙массовой ゙информации ゙- ゙носитель ゙информационной ゙культуры. ゙
Информационная ゙культура ゙— ゙это ゙новый ゙пласт ゙человеческой ゙культуры. ゙Овладение ゙ею ゙предполагает ゙наличие ゙следующих ゙умений: ゙отбор ゙информации; ゙восприятие ゙информации; ゙применение ゙информации; ゙трансляция ゙информации. ゙Как ゙показывает ゙практика, ゙подростки ゙и ゙молодежь ゙владеют ゙этими ゙умениями ゙на ゙очень ゙низком ゙уровне. ゙Неспособные ゙выделять ゙качественную ゙информацию, ゙подростки ゙впитывают ゙всю ゙информацию ゙без ゙разбора, ゙что ゙влияет ゙на ゙их ゙жизненные ゙установки, ゙коммуникацию, ゙дальнейшее ゙развитие ゙в ゙обществе. ゙ ゙
Рассматривая ゙средства ゙массовой ゙информации ゙в ゙качестве ゙важного ゙фактора ゙активизации ゙и ゙развития ゙личности, ゙нельзя ゙вместе ゙с ゙тем ゙недооценивать ゙тех ゙объективных ゙противоречивых ゙тенденций, ゙которые ゙могут ゙быть ゙заложены ゙в ゙самом ゙процессе ゙развертывания ゙названных ゙средств ゙в ゙современном ゙обществе. ゙Уже ゙само ゙название ゙ ゙«средства ゙массовой ゙информации» ゙содержит ゙в ゙себе ゙проблему. ゙До ゙тех ゙пор ゙пока ゙весь ゙поток ゙информации ゙был ゙официальным ゙и ゙однонаправленным ゙- ゙пресса, ゙радио, ゙телевидение ゙информировали ゙читателей ゙и ゙зрителей ゙о ゙принятых ゙кем-то ゙решениях ゙и ゙произошедших ゙где-то ゙событиях ゙и, ゙тем ゙самым, ゙воздействовали ゙на ゙аудиторию, ゙- ゙данный ゙термин ゙был ゙совершенно ゙точным. ゙В ゙последнее ゙время, ゙стали ゙уделять ゙больше ゙внимания ゙механизму ゙обратной ゙связи ゙- ゙реакции ゙публики ゙на ゙увиденное ゙или ゙прочитанное. ゙Передача ゙информации ゙превращается, ゙тем ゙самым, ゙в ゙коммуникацию, ゙взаимный ゙обмен, ゙общение ゙с ゙аудиторией. ゙Традиционно ゙массовая ゙коммуникация ゙рассматривалась ゙как ゙опосредованное ゙общение ゙- ゙через ゙технические ゙средства, ゙обеспечивающие ゙массовую ゙коммуникацию, ゙- ゙средства ゙массовой ゙информации. ゙Поскольку ゙такое ゙общение ゙посредством ゙СМИ ゙предполагает ゙наличие ゙массовой ゙аудитории, ゙то ゙из ゙двух ゙базовых ゙функций ゙коммуникации ゙- ゙взаимодействия ゙и ゙воздействия ゙- ゙в ゙массовой ゙коммуникации ゙на ゙первый ゙план ゙выдвигается ゙именно ゙воздействие.
Средства ゙массовой ゙информации ゙несут ゙возможности ゙как ゙блага ゙-подключение ゙к ゙ценностям ゙мира, ゙так ゙и ゙зла ゙— ゙замыкание ゙в ゙себе, ゙явное ゙ослабление ゙непосредственных ゙контактов. ゙Они ゙ ゙несут ゙человеку ゙массу ゙информации. ゙Но ゙оборотная ゙сторона ゙связана ゙с ゙вопросом ゙качества ゙этой ゙информации.
Разнообразные ゙факты ゙и ゙знания, ゙получаемые ゙человеком, ゙могут ゙ему ゙помочь ゙углубить ゙и ゙расширить ゙представления ゙о ゙мире, ゙и ゙других ゙людях, ゙а ゙тем ゙самым ゙знание ゙о ゙себе, ゙понимание ゙им ゙своего ゙места ゙в ゙обществе. ゙Но ゙это ゙происходит ゙в ゙том ゙случае, ゙если ゙индивид ゙обладает ゙определенными ゙взглядами, ゙если ゙у ゙него ゙есть ゙прочные ゙убеждения, ゙с ゙точки ゙зрения ゙которых ゙он ゙воспринимает ゙идущую ゙к ゙нему ゙информацию. ゙Но ゙если ゙этого ゙нет, ゙то ゙информация ゙из ゙орудия ゙знания ゙и ゙воспитания ゙может ゙легко ゙превратиться ゙в ゙орудие ゙манипуляции.
Если ゙средства ゙массовых ゙коммуникаций ゙выдают ゙факты ゙и ゙не ゙приучают ゙личность ゙задумываться ゙над ゙причинно-следственной ゙связью ゙этих ゙фактов, ゙над ゙пониманием ゙их ゙природы, ゙то ゙они ゙легко ゙могут ゙создать ゙малосведущую ゙личность. ゙Такой ゙личностью ゙можно ゙легко ゙манипулировать. ゙
Средства ゙массовой ゙информации ゙способны ゙с ゙большой ゙силой ゙психологического ゙пресса ゙влиять ゙на ゙мнения, ゙оценки ゙аудитории, ゙предлагая ゙всем ゙одну ゙и ゙ту ゙же ゙норму, ゙меру ゙и ゙стереотип ゙впечатлений, ゙поведения. ゙ ゙Нельзя ゙не ゙учитывать ゙того ゙обстоятельства, ゙что ゙воздействие ゙таких ゙средств ゙обладает ゙большой ゙санкционирующей ゙силой, ゙способной ゙активизировать ゙механизмы ゙социально-психологического ゙подражания ゙и ゙заражения, ゙моды ゙и ゙увлечения, ゙Что ゙уже ゙само ゙по ゙себе ゙открывает ゙известный ゙простор ゙для ゙стандартизации ゙мыслей, ゙чувств, ゙потребностей ゙и ゙вкусов ゙массового ゙потребителя ゙информации.
Влияние ゙средств ゙массовой ゙информации ゙неоднозначно, ゙его ゙можно ゙рассматривать, ゙как ゙с ゙положительной, ゙так ゙и ゙с ゙отрицательной ゙сторон. ゙Безусловно, ゙социализация ゙не ゙может ゙проходить ゙без ゙участия ゙средств ゙массовой ゙информации, ゙и ゙для ゙того ゙чтобы ゙она ゙проходила ゙успешно, ゙необходимо ゙воспитательное ゙участие ゙различных ゙социальных ゙институтов, ゙таких ゙как ゙школа, ゙секции ゙и ゙семья. ゙С ゙их ゙помощью, ゙ ゙возможно ゙развить ゙у ゙подростков ゙критическое ゙восприятие ゙негативной ゙информации, ゙осознание ゙последствий ゙воздействия ゙на ゙психику ゙этой ゙информации, ゙правильное ゙восприятие ゙и ゙отбор ゙качественной ゙и ゙познавательной ゙информации.