Конспект занятия Прогулка в зимний лес

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе
по теме: «Прогулка в зимний лес»

Автор конспекта ННОД:
воспитатель МДОУ № 12 Повелягина Т.В.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (зима и ее признаки; свойства снега и льда); развитие познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие» - обогащение активного словаря (снег хрустящий, скрипучий, пушистый, искрящийся, блестящий, белый, холодный; лед скользкий, гладкий; приглашение); развитие связной, грамматически правильной речи.
«Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений; формирование полезных привычек (навыки самообслуживания).
«Познавательное развитие» - формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: обогащение и систематизация представлений детей о свойствах льда и снега; обобщение представлений детей о признаках зимы (зимой идет снег; солнце светит, но не греет; деревья стоят без листьев; на улице холодно; люди тепло одеты; зимой бывает лед; лед – это замерзшая вода); развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Планируемые результаты ННОД:
Целевые ориентиры: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям; выделять существенные признаки объектов окружающего мира (признаки зимы; свойства снега и льда); регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование для педагога: конверт с зимним узором; снежинки из белой бумаги и фольги; искусственная зеленая елочка; искусственная серебристая елочка; тазики со снегом; 2 сундучка; льдинки; знаки – условные обозначения способов размораживания льда; магнитофон.
Оборудование для детей: льдинки с замороженными внутри игрушками; оборудование для проведения опытов: пластмассовые тарелочки, стаканчики с водой; влажные салфетки.

Структура ННОД
Содержание ННОД
Образовательная область (вид деятельности)
Формы работы
Наличие средства
Образовательные цели и задачи
Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры)

Вводная часть


















Дети находятся в группе. Игровая зона.
Сюрпризный момент: «Снеговик-почтовик»-приносит конверт-письмо от Зимушки-зимы детям. Воспитатель берет конверт и благодарит снеговика за письмо.
Воспитатель держит конверт и обращается к детям:
-Ребята, как вы думаете от кого это письмо? (на конверте изображены снежинки и зимние узоры).
- А что на нём изображено?
-Дети: Снежинки. Зимние узоры.
-В-ль: Правильно снежинки, узоры, молодцы.
-Ребята, а кто мог прислать нам это письмо?(загадывает загадку)
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня. (Зима).
-Дети: Зимушка-зима.
-В-ль: Молодцы, правильно.
-А знаете ребята, она нас приглашает к себе в гости в свой зимний лес.
-Пойдем ребята в гости к зимушке-зиме?
-Дети: Да пойдем

Познавательное развитие
(коммуникативная)

Рассматрива-ние

Слово
Развитие интересов детей, любознательно-сти, познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира
Обогащение активного словаря

Ребёнок активно взаимодействует со взрослым
Различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность
Владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения

Структура
ННОД
Содержание ННОД
Область (вид
деятельности)
Формы работы
Средства
Цели и задачи
Результаты (целевые ориентиры)

Вводная часть









- Ребята, так кто же прислал это письмо?
-Письмо прислала сама Зимушка – Зима. Она зовет нас к себе в гости, на прогулку в зимний лес. Отправимся?
Познаватель-ное развитие
(коммуникати-вная)


Рассматривание

Слово
Развитие интересов детей, любознательно-сти, познавательной мотивации
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира
Ребёнок активно взаимодействует со взрослым, проявляет любознательность




- Ребята, что нам надо сделать, если мы с вами собираемся пойти зимой на улицу ? (Ответы детей).
- Конечно, надо тепло одеться:
Все на улицу – вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем).
Физическое развитие
(двигательная, коммуникативная)









Физкульт-минутка (логоритмическое упражнение)




Слово и
движение






Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.







Структура
Содержание ННОД

Область (вид деятельно-сти)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат
(целевые ориентиры)


Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам).
Шапку, шубу, валенки (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами).
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи).
- Все тепло оделись?
- А теперь давайте дружно скажем волшебные слова:
1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши)
В зимний лес пойдем гулять (ходьба на месте)
Влево, вправо наклонись (наклон влево, вправо)
Вокруг себя обернись (покружиться)
В лесу зимнем окажись.
Физическое развитие
(двигатель-ная, коммуникативная)





Физкультминутка (логоритмическое упражнение)




Слово и
движение






Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.










Структура
Содержание ННОД

Область (вид деятельно-сти)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат (целевые ориентиры)

Основная часть








- Ребята, вот мы и в зимнем лесу. Смотрите, какая красивая Зимушка- зима, (на полу выложена «тропинка» из снежинок). Что в ней необычного? (тропинка из снежинок).
- Давайте по ней пройдём, и назовем какая зима(снежная, холодная, зимняя ,вьюжная, морозная).
-В-ль :Молодцы ребята, правильно. Смотрите здесь еще одна полянка, давайте пройдем по ней и назовем признаки зимы.
(дети, поочередно проходят по снежинкам, называют признаки зимы: зимой много снега; зимой солнце светит, но не греет; на улице мороз; люди тепло одеты; на деревьях нет листьев; и др. и переходят на «полянку с зеленой елочкой»).

Речевое развитие
(коммуникативная)






Словесная игра








Слово









Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.





Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в общении.
Различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность.
Обладает элементарными представлениями из области живой природы; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.



Структура
Содержание ННОД

Область (вид деятель-ности)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат (целевые ориентиры)

Основная часть

- Посмотрите, куда мы пришли, что вы здесь видите? (Ёлочку).
- А что вокруг ёлочки, под ёлочкой? (Снег).
- А как про снег можно сказать, какой он?
Выслушиваются ответы.
Речевое развитие
(коммуникативная)

Ситуативный разговор
Слово
Развитие связной, грамматически правильной речи.


Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.


- А давайте проверим, возьмите немного снега, потрогайте его, подержите в ладошках (дети берут в руки снег).
- Вы правы, про снег можно сказать, что он пушистый, белый, холодный, блестящий, скрипучий
- Ребята, как можно играть со снегом? (лепить снежки, строить крепости и горки, строить снеговика и т.д.).
- А мы можем сейчас слепить из снега снежки?
- Давайте слепим с вами (дети и воспитатель лепят снежки).





Познаватель-ное развитие
(познаватель-но – исследовательская)

Практические действия. Рассматривание

Обследователь-ские действия

Формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.



Ребенок проявляет любознательность.
Обладает элементарными представлениями из области живой природы; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Структура
Содержание ННОД

Область (вид деятельности)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат (целевые ориентиры)

Основная часть
- Какие снежки у нас получились? (маленькие и большие, твердые, крепкие)
- Попробуйте свои снежки покатать, подбросить и поймать, покатать в ладонях.
- Что происходит со снегом в ваших руках? (снег тает и становится водой)
- Почему снег в руках становится водой? (снег в тепле тает, а руки человека – теплые).
Познаватель-ное развитие
(познавательно – исследовательская)

Практические действия. Рассматривание

Обследовательские действия

Формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.




Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями из области живой природы;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.


- Складывайте снежки под елочку, вытирайте ручки (дети складывают снежки и вытирают руки салфетками).


Физическое развитие
(трудовая)

Самообслуживание

Трудовое
поручение


Формирование полезных привычек (навыки самообслуживания).

Может соблюдать правила личной гигиены.





Раз, два, три, четыре (дети и воспитатель хлопают в ладоши и проговаривают слова)
Физическое развитие
(двигательная, коммуникативная)
Физкультминутка с элементами
логоритмики
Слово
Двигательные действия
Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.





Структура
Содержание ННОД

Область (вид деятельности)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат
(целевые ориентиры)

Основная часть
Мы с тобой снежок слепили (ритмично сжимают пальцы)
Круглый, хрупкий (пальцами «обхватывают» воображаемый снежок)
Очень гладкий (вращающие движения ладонями)
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальцем)
Раз – подбросим («подкидывают» воображаемый снежок)
Два – поймаем (хлопают в ладоши)
Три – уроним и сломаем
(наклоны вниз).
Физичес-кое развитие
(двигательная, коммуникативная)
Физкультминутка с элементами
логоритмики
Слово
Двигательные действия
Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений


У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.



- Ну что ж, пора отправляться дальше.
- Впереди еще одна тропинка (на полу «тропинка», выложенная из снежинок), давайте по ней пройдем и скажем, какой снег бывает зимой.





Речевое развитие
(коммуникативная)
Словесная игра
Слово
Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.


Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Структура
Содержание ННОД

Область (вид деятельности)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат
(целевые ориентиры)

Основная часть
Только не будем повторять ответы друг друга (воспитатель первым проходит по тропинке и говорит свой вариант: «Зимой снег хрустящий», затем каждый ребенок проходит по тропинке, называет, какой бывает снег, не повторяя варианты других детей).
Речевое развитие
(коммуникативная)
Словесная игра
Слово
Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.

Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания


- Вот мы и оказались на другой полянке.
- Что вы здесь видите?
(под серебристой елочкой спрятаны под сугробами 2 сундучка). Дети находят сначала первый сундучок.
- Интересно, что же в этом сундучке? (предположения детей).
- Давайте, посмотрим, что в нем. Откроем этот сундучок,

Воспитатель открывает первый сундучок и достает из него льдинки.

Познавате-льное развитие
(коммуникативная






Наблюдение
Рассматривание
Практические действия




Слово
Обследовательские действия






Развитие интересов детей, любознатель-ности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Ребёнок проявляет любознательность.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и
выполнять его инструкции


Структура
Содержание ННОД
Область
(вид деятельности)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат
(целевые ориентиры)

Основная часть
- Ребята, что это? (льдинки, лёд)
- А что такое лед?
(лед – это замерзшая вода)
- Как можно сказать про лёд, какой он?
- Давайте возьмём льдинки в руки. Что вы чувствуете, какой лед на ощупь? (лед холодный, твердый, гладкий, скользкий).
- Ребята, что происходит с льдинками в ваших руках? (льдинки тают)
- Почему? (лед от тепла тает и становится водой).
Познавате-льное развитие
(коммуникативная






Наблюдение
Рассматривание
Практические действия




Слово
Обследовательские действия






Развитие интересов детей, любознатель-ности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Ребёнок проявляет любознательность.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и
выполнять его инструкции


- Давайте положим льдинки под елочку, вытрем руки и посмотрим, что для нас приготовила Зимушка – Зима в другом сундучке (дети складывают льдинки, вытирают салфетками руки и вместе с воспитателем открывают второй сундучок).
Физическое развитие
(трудовая)





Самообслуживание






Трудовое
поручение




Формирование полезных привычек (навыки самообслуживания)





Может соблюдать правила личной гигиены.


Структура
Содержание ННОД
Область
(вид деятельности)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат
(целевые ориентиры)

Основная часть
Воспитатель достает из второго сундучка льдинки с замороженными внутри игрушками, показывает детям и спрашивает:
- Ребята, что это? (тоже льдинки)
- а что в них необычного? (внутри льдинки что – то есть)
- в этих льдинках для вас спрятала подарки Зимушка – Зима.
- Как нам освободить подарки ото льда? Выслушиваются ответы детей (можно подержать в руках и лед растает, можно лед опустить в воду, можно лед положить на батарею, можно лед разбить).
Познавате-льное развитие
(коммуникативная)
Проблемная ситуация
Ситуативный разговор

Слово

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями из области живой природы.


- Давайте скорей возвращаться в детский сад и освобождать подарки ото льда.
- Дружно скажем волшебные слова: 1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши).


Физическое развитие
(коммуникативная,
двигательная)
Логоритмическое упражнение

Игровые двигательные действия
Слово
Приобретение опыта двигательной деятельности
Ребенок подвижен, владеет основными движениями

Структура
Содержание ННОД
Область
(вид деятельности)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат
(целевые ориентиры)

Основная часть
В лес ходили мы гулять (ходьба на месте).
Влево, вправо наклонись
(наклон влево, вправо)
Вокруг себя обернись (покружиться).
В детском садике окажись!
Физическое развитие
(коммуникативная,
двигательная)

Логоритмическое упражнение

Игровые двигательные действия
Слово
Приобретение опыта двигательной деятельности
Ребенок подвижен, владеет основными движениями


Сундучок ставится на стол, дети размещаются вокруг стола.
- Ребята, вы предлагали разные способы, как разморозить лед: лед можно подержать в руках и он растает; лед можно опустить в воду.
- Давайте и мы с вами попробуем разморозить лёд разными способами.
Воспитатель показывает табличку с условным обозначением первого способа разморозим «Капля воды»:
- Как вы думаете, какой способ означает эта картинка? (если лед опустить в воду, то он растает).

Познавательное развитие
(коммуникативная)
Рассматривание
Беседа
Слово
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы.



Структура
Содержание ННОД
Область
(вид деятельности)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат
(целевые ориентиры)

Основная часть
Воспитатель показывает табличку с условным обозначением второго способа разморозки льда «Рука»:
- Какой способ изображен на этой картинке? (лед можно
подержать в руках и он растает).

Познавательное развитие
(коммуникативная)
Рассматривание
Беседа
Слово
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы.




- Предлагаю разделиться на группы: кто, какую картинку выберет, тот такой способ и будет использовать (воспитатель предлагает по количеству детей картинки с условным обозначением способа разморозки льда, дети выбирают картинки и распределяются по двум группам, у каждой группы – свой стол с соответствующим условным обозначением и оборудованием).

Познавательное развитие (познавательно – исследовательская)

Практические действия
Ситуативный
Разговор

Опыты
Слово
Развитие познавательно – исследовательской деятельности
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы.


Структура
Содержание ННОД
Область
(вид деятельности)
Формы работы
Средство
Цели и задачи
Результат
(целевые ориентиры)

Основная часть
- Пока звучит музыка, размораживайте свой лед выбранным способом, как только музыка закончится, мы все соберемся в круг, и посмотрим, кто какой подарок получил от зимушки – зимы (звучит музыка, дети
проводят опыты, используя выбранный способ разморозки льда, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
По окончании музыки дети и воспитатель собираются на ковре, встают в круг, рассматривают и называют найденные игрушки.
Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Экспериментирование
Слово
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Заключительная часть
- Ребята, сегодня мы с вами были на прогулке в лесу.
- А кто нас с вами туда пригласил?
- Что мы видели в зимнем лесу?
- Что интересного было для вас сегодня, что особенно понравилось и запомнилось?

Речевое развитие(коммуникативная)

Ситуативный
разговор
Слово
Развитие связной, грамматически правильной речи.

Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания














15