Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Осенняя прогулка» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»









План-конспект
Совместной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
«Осенняя прогулка»

Средняя группа











Разработала: воспитатель
I кв. категории
Сухинина Н.В.











Лысьва, 2011




План образовательной деятельности.

Группа: средняя.
Область программы: «Познание» (Формирование целостной картины мира).
Тема: «Осенняя прогулка».
Этап обучения по данной теме: Закрепление, уточнение и систематизация накопленных знаний.
Цель: Упорядочить представления детей об осени.
Образовательные задачи:
- расширять и закреплять знания детей о признаках осени;
- формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи живой и неживой природы;
- продолжать учить детей словообразованию (лист клена – кленовый и т.д.);
- отрабатывать прием «вливания краски».
Развивающие задачи:
- развивать воображение, эстетическое восприятие, умение следовать инструкции взрослого и диффиринцировать осеннюю цветовую гамму;
- активизировать мышление и речь детей.
Воспитательная задача:
- воспитывать аккуратность, умение выслушивать ответы сверстников.
6. Дидактический материал: иллюстрации с изображением осеннего леса, иллюстрация с изображением зайца в серой «шубке»; игрушка лисичка; мягкая бумага для имитации шелеста листвы; Дидактическая игра «С какой ветки детки» (иллюстрации с изображением рябины, клена, дуба; листья рябины, клёна, дуба); сундучок. Клеёнки, гуашь желтого, красного, зеленого, оранжевого цвета; стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки; на каждого ребенка листы бумаги в форме листьев клена, дуба; силуэт дерева на формате А0; магниты. Арома лампа, эфирное масло сосны обыкновенной.
7.Интеграция областей:
* «Здоровье» - дыхательные упражнения способствуют снятию напряжения у детей.
* «Физическая культура» - закрепляют различные виды ходьбы. *«Познание» - устанавливают причинно-следственные связи.
* «Социализация» - учатся взаимодействовать со сверстниками.
* «Художественное творчество» - развитие детского творчества в изобразительной деятельности.










Ход занятия.

Мотивационно-ориентировочня часть.

Дети входят в оформленный зал.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, куда мы попали, в какое время года?
Предполагаемые ответы детей.
А как вы догадались? Почему так думаете?
Действительно, осень в гости к нам пришла, нас в дорогу позвала!
Я предлагаю прогуляться в осенний лес. Идите за мной, делайте вместе со мной!

В лес отправимся гулять, дети маршируют
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем ходьба «змейкой»
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали бег на носках
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем, ходьба с высоким подниманием
На кочки мы не наступаем. колена
И снова по дорожке дети маршируют
Мы весело шагаем!

Основная часть.

Воспитатель: Вот и пришли! Как легко дышится в лесу!
Дети выполняют 3-4 дыхательных упражнения
Чувствуете, какой замечательный воздух? А как много разных запахов
Чем же это пахнет?
Ответы детей
Давайте присядем, отдохнем и послушаем лес. Закрывайте глазки и навострите ушки. Что же вы слышите?
Воспитатель с помощью бумаги имитирует шум ветра и шелест осенней листвы.
Ответы детей
Ребята, а почему не слышно птичьих голосов? Ответы детей
Почему они улетели? Ответы детей
А все ли птицы улетели? Ответы детей
И вправду, с нами остались зимующие птицы – голуби и воробьи, а перелетные птицы – гуси, утки и журавли улетели на юг.
Тсс слышите? Кто это там, в кустах? Прыг-скок, прыг-скок,
Длинноушка – серый бок.
Ответы детей
Да, это зайчик! (воспитатель показывает иллюстрацию с изображением серого зайца)
А почему он серый? Ответы детей
Ребята, все зайцы осенью линяют, то есть меняют серую шубку на белую, для того, чтобы зимой прятаться от хищников.

Если бы вы были зайцами, дети выполняют
то как бы вы прыгали? Элементы психогимнастики
А как прыгают шаловливые зайцы? по показу воспитателя

Зайцы разыгрались и не сразу заметили
за деревьями лису, испугались,
задрожали и спрятались под кочку!

Хорошо зайки спрятались, лисичка их не заметила и пробежала мимо.
Но мы ведь с вами не зайцы, а дети! И мы отправляемся дальше на прогулку по осеннему лесу.

Дети, когда вы шли, вы внимательно под ноги смотрели?
Что заметили? Листья
А почему они на земле, а не на деревьях? Ответы детей
Посмотрите, какие они разные – яркие, резные!
Вот эти с клена – они кленовые!
А эти с дуба - . Ответы детей
Эти с рябинки - Ответы детей
А с березы? - Ответы детей
Молодцы! Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
«С какой ветки детки?»
Возьмите каждый по листочку, внимательно посмотрите на те листочки, которые выбрали, а теперь посмотрите на деревья, с которых они отпали.
По моему сигналу нужно быстро найти своё дерево и положить к нему листочек.
Падают, падают с ветки,
Листья, как золотые монетки.
1-2-3 своё дерево найди!
Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель: (обращает внимание детей на изображение дерева без листьев)
Ой! Посмотрите, а это дерево почему-то унылое. Отчего оно грустит, как вы думаете?
Ответы детей
Если бы мы с вами были волшебниками, то смогли бы оживить это дерево. Как же нам ему помочь?
Ответы детей
Да, мы могли бы нарисовать ему листочки, но к сожалению красок у нас нет. Ничего не поделаешь.
Воспитатель: Среди кленов и осин
Сундучок стоит один,
Разукрашен листьями
И рябины кистями.
Не велик он и не мал
Кто же нам его прислал?
Ответы детей
Интересно, что же в нем лежит?
Дети высказывают предположения
Надо нам его открыть! ( Воспитатель делает попытку открыть сундучок, но он не открывается)
Ничего не получается, сундучок не открывается!
Давайте его попросим, но не просто попросим, а вежливо.
Дети обращаются к сундучку, он не открывается.
Попробуйте попросить его ласково.
Не открывается
Что же это получается, опять не открывается!
Попросите сердито
Не открывается
Что же нам делать? Интересно же, что в нем лежит.
Раз уж мы гуляли в осеннем лесу, давайте попробуем назвать цвета осени.
Дети перечисляют цвета,
Воспитатель открывает сундучок и достает тюбики с краской.
Ребята, посмотрите, это же краски, они и помогут нам раскрасить листочки для этого грустного дерева. Давайте же скорее примемся за дело.
Дети проходят за столы
Воспитатель: листочки мы будем раскрашивать приемом «вливания краски», вспомните, мы этим же приемом закрашивали яблочки.
Нужно очень быстро нанести светлую краску, желтую или оранжевую, и пока она не высохла «влить» в нее красную и зеленую, так чтобы границы перехода из цвета в цвет были размыты.
Пока дети рисуют, воспитатель читает стихотворение
Осень на опушке краски разводила,
по листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осины, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето,
Посмотрите, роща золотом одета!»

Воспитатель: Ребята, пока наши листочки подсыхают, давайте вспомним где мы были, что видели, что вам понравилось больше всего, а что особенно запомнилось.
Дети высказываются о прошедшей прогулке.
А вы помните, для чего мы раскрашивали листочки?
Ответы детей
Так давайте же доведем начатое дело до конца. Несите скорей свои листочки и при помощи магнитов прикрепляйте их на дерево.

Воспитатель: Какое замечательное дерево у нас получилось, волшебное! Ведь ни на одном дереве не растут сразу кленовые, дубовые и рябиновые листья.
Мы обязательно возьмем его в группу на память о сегодняшней прогулке.
Дети рассматривают и обсуждают результаты своей работы,
Воспитатель: Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Желтый галстук тополям,
Фрукты осень дарит нам!
Воспитатель достает из сундучка яблоки и угощает детей.



































Отзыв:

Занятие подготовлено грамотно, содержательно; материал подобран заранее; проведена предварительная работа. Цели занятия, его план были открыты детьми.  Содержание занятия оптимально, познавательно, доступно, со сменой видов деятельности. Атмосфера творчества создана полностью; высокий уровень организации занятия; педагог умеет заинтересовать и удерживать внимание детей. Речь педагога грамотная, спокойная; педагог творческий, учитывает особенности каждого ребенка в зависимости от  психолого-физиологических и  индивидуальных особенностей детей.  Замысел занятия реализован, задачи выполнены.




29.09.2011г.
Ст. воспитатель
Р.Р.Тупия
15