Тезисы научной статьи КУЛЬТУРА МЕДИА КОММУНИКАЦИИ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ОФИЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


Культура МЕДИА КоММУНИКАЦИИ: Точки соприкосновения и расхождения социальных СЕТЕЙ и официальных средств массовой информации
Олеся БлизнюкНа современном этапе развития общественных отношений реальность все в большей степени предстает перед нами в своей новой коммуникативной и информационной ипостаси. Актуальным становится вопрос взаимодействия привычных для многих официальных средств массовой информации и стремительно входящих в нашу жизнь социальных медиа. Этот процесс несет за собой возникновение феномена социальной журналистики, которая предполагает новую роль не только автора, но и читателя, его возможность косвенно влиять на содержание повестки дня и распространение новости по каналам межличностной коммуникации в социальных сетях. Возникает вопрос о том, правомерно ли рассматривать социальные сети, как новый тип официальных медиа, которые предоставляют равные возможности для публикации информации всем пользователям.
Очень популярна точка зрения, согласно которой социальные сети не могут считаться СМИ из-за целого ряда причин. Основными среди них называют низкое качество информации и недостаточный уровень культуры изложения. По мнению Вячеслава Варнавина, даже в тех случаях, когда социальные сети публикуют информацию более оперативно, чем официальные СМИ, это явление нельзя считать «настоящей» журналистикой: «Ей немножко не хватает достоверности, объективности, грамотности и точности подачи… Такая информация называется «слухами». [2, с. 159] Возникает проблема достоверности информации, которую зачастую трудно проверить, а за автором остается возможность удалить или откорректировать ее в любой момент. Да и частое нарушение норм литературного языка свидетельствует о недостаточном уровне развития этого явления. Тем более, что присутствует сравнительно свободный стиль общения, ввиду того, что пользователь социальной сети - виртуален, а его имя и личная информация зачастую формальны, что исключено в сфере официальных СМИ.
Однако, социальные сети сегодня отняли у традиционных СМИ монополию на сбор и предоставление информации обществу, что вызвало достаточно интересный вид взаимодействия медиа источников. Это дает нам возможность говорить об актуальности феномена в современном коммуникативном пространстве. Сегодня многие официальные информационные издания создают свой аналог в социальной сети, который может иметь тысячи подписчиков, что способствует их популяризации.
Интерактивность и диалоговость изначально заложена в саму технологию создания социальной сети, что предполагает отказ от однонаправленных способов коммуникации. Это дает уникальную возможность не только сообщать информацию безликим читателям, но и узнавать их реакцию, анализировать мнения, проводить опросы, оценивать популярность публикаций. Администратор может не только излагать материал, а и мгновенно обновлять его, поддерживая таким образом интерес к своей странице. Здесь мы имеем дело с привнесением в процесс коммуникации собственного личного образа читателя, содержащего его человеческую сущность. Происходит трансформация реальности, посредством личностной рефлексии. Кайл Бентли посвящает этой проблеме целую дискуссионную статью. Он полагает, что о журналистике нельзя говорить без рассмотрения влияния на нее социальных сетей. Исследователь пишет: «Несмотря на то, что социальная сеть – это в первую очередь место для встреч с друзьями, их значение в качестве средств массовой информации стремительно возрастает…» [2, с. 161]. Важно отметить, что и новые мобильные устройства меняют модель потребления информации, которая требует от СМИ изменения способов ее предоставления. В этом плане особые ставки следует делать на представителей современной молодежи, которые являются активными пользователями многих социальных сетей и с гораздо большим интересом обращаются за необходимой информацией именно к ним, имея для этого необходимые технические средства.
Таким образом, несмотря на многие негативные аспект вхождения социальных сетей в медиа-пространство, вопрос признания их новым типом СМИ в целом решается положительно. Можно даже говорить о социальных сетях как о поле для развития средств массовой информации на современном этапе. Необходимо, однако, принимать во внимание, что рассмотрение социальных медиа как нового шага в развитии СМИ не предполагает признание каждой личной странички пользователя в ее рамках полноценным источником.
Литература
Акопов А.И. «Веб 2.0» как явление и как проблема / А.И. Акопов // Акценты. – 2007. - № 1-2. – С. 8-13.
Браславец Л.А., Актуальные проблемы функционирования сети Интернет / Л.А. Браславец // Вестник ВГУ: Филологическая журналистика. – 2008. - №2. – С. 158-162
Калмыкова А.А., Интернет-журналистика /А.А. Калмыкова. – М., 2005. – С.13-28.
Козлова О.А., Сетевые СМИ: вчера и сегодня / О.А. Козлова // Вестник ВолГУ. Серия 8. – 2013. - № 10. – С.151-156.
Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. – М., 2009. – 87 с.