Пусть память будет светлой, будет вечной


«Пусть память будет светлой, будет вечной...»
Фонограмма Ж.Массне «Размышление»
В1 - Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.
В2 - Более 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
В1 - Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы
планировали захватить наши земли, частично истребить наш город, а остальных превратить в своих рабов.
В2 - Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Ленинграда" от 22 сентября 1941 года. Фюрер решил стереть город Ленинград с лица земли: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».
Песня «Непрошенная война» (Е.Шашин, В.Аришин)
В1 - Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(все встают). Фонограмма (метроном)
Фонограмма (Д. Уильямс музыка из к/ф «Список Шиндлера»)
В2 - После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени.
В1 - Дети в осажденном городе… О них особый разговор. Смотреть на голодающих детей – нет ничего ужаснее для матери. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, на хлебные карточки. Скудные размеры получаемых продуктов распределяли по дням, а в течение дня – по часам. Чтец 1 - «Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо.
Прохожие. Плачет ребенок.
И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась от ноши.
И вязнет в сугробах и ямах.
- Не плачь, потерпи, мой хороший,
- И что-то бормочет о граммах.» (Н. Крандиевская-Толстая "Иду в темноте…") В2 - У детей блокадного Ленинграда был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Но дети, что бы, ни делали, чем бы, ни занимались, всегда думали о хлебе. Сохранились рисунки детей блокады. Трехлетний мальчик Шурик Игнатьев покрыл свой листок беспорядочными каракулями с небольшим овалом в центре: "Это война, вот и все, а посередине булка".
В1 - Война… Как она изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты.
В2 - А мы не стали памяти перечить, И, вспомнив дни далекие, когда Упала нам на маленькие плечи Огромная недетская беда. В1 - Была земля и жёсткой, и метельной, Была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, А были вместе – детство и война. (Р.Рождественский)
Танец «Дети на войне»
Валя Шадрина (7А класс) играет на скрипке (Г. Гарваренц мелодия из к/ф «Тегеран 43»)
Чтец 2 - Фотокарточки довоенные…Папа, мама, братишка и я.Вот я плачу, а тут с мороженым …Вот мы с Зойкой держим кота.Я в матроске, с косою до пояса,На качелях у Коки в саду.Здесь мы все на веранде обедаем …В довоенном ушедшем раю …Вот в снегу я, катаюсь с горки …Вот на даче …цветы …река …Это – бабушки, это – дедушки,Только все зачеркнула война …Это мама поет под гитару,Здесь вот с братиком на руках …Я в блокадной холодной комнатеНад альбомом сижу в слезах …Как недавно все это было …Только все разорила война.Довоенные фотокарточки,Слабый отсвет былого тепла … (Мила Анина «Семейный альбом»)
Чтец 1 :Если хочешь узнать о войне, И о майской победной весне, Попроси солдатскую мать Письма сына ее почитать.
Чтец 3 - Здравствуй Мама!Я скучаю по тебе!
Хочется прижаться и смеяться.Хочется поесть... домашних щей,погонять по крышам голубей!...как там, в госпитале папа?Завтра я в разведку, в тыл врага.Ты не бойся. Мне совсем не страшно.Мама! Я люблю твои глаза...Мама! Помнишь тёплый свитер... голубой?Ты его, пожалуйста, заштопай...Мама! Я вернусь,и мы с тобой
вновь пойдём гулять по Ленинграду. Мама... Голос за кадром: Ему было 19. Он не вернулся...
Песня «Фронтовые письма»
В2 - Дмитрий Лихачев в своей книге «Правда о ленинградской блокаде» писал: «Я думаю, подлинная жизнь – это голод, все остальное – мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие – мерзавцы, злодеи, убийцы. Середины не было. Все было настоящее».
В1 - И все-таки большинство ленинградцев проявили себя как те, которых называют героями. Те, кто смог остаться человеком в нечеловеческих условиях, те, кто из последних сил подавал руку помощи ближнему.
Танец вальс «Ленинградки» (В.Плешак, М.Дахие, Нина Ургант)
Фонограмма Ж. Массне «Размышление»
В1 - А. Фадеев писал: "навеки сохранился в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя". Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову - было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком".
В2 - Однажды на завод "Полиграфмаш" где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады". Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени - отчеству.
В1 - Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: "Для фронта Василий Васильевич".
В2 - Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город - герой».
Фонограмма «Военный вальс Победы»
В1 - Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.
В2 - Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".
В1 - Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15 249 юных защитников города удостоены уникальной награды!
В2 - 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
В1 - За залпом залп.Гремит салют.Ракеты в воздухе горячемЦветами пёстрыми цветут.А ленинградцыТихо плачут.В2 - Ни успокаивать пока,Ни утешать людей не надо.Их радостьСлишком велика -Гремит салют над Ленинградом!В1 - Их радость велика,Но больЗаговорила и прорвалась:На праздничный салютС тобойПол-Ленинграда не поднялось...В2 - Рыдают люди, и поют,И лиц заплаканных не прячут.Сегодня в городе -Салют!Сегодня ленинградцыПлачут... «Салют над Ленинградом» Ю.Воронов
Песня «Дети войны» О.Юдахина, И.Резник