Мастер-класс Использование инновационных технологий заместителем директора по ВР в работе с кл.руководителями

Мастер-класс
Использование инновационных технологий заместителем директора по ВР в работе с классными руководителями
1.Организационный момент
Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!»
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (мизинец)
Здравствуй ( всей ладонью)
2.Мотивация деятельности
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Инновационные технологии становятся ведущими в образовании и воспитании.
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...» 
М.Поташник
3.Сообщение целей и задач
Целью сегодняшнего методического объединения классных руководителей является расширение знаний об инновационных технологиях, апробация интерактивных методов, приемов, техник на практике в кругу коллег.
Задачи методического объединения:
познакомиться с интерактивными методами, приемами, техниками, используемыми в воспитательной работе;
апробировать данные технологии в кругу коллег;
поделиться опытом использования инновационных технологий в воспитательной работе класса;
сделать вывод о результативности данных технологий.

4.Основная часть
Процесс воспитания это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения.
Понятие «инновация» определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:  1.Инновация рассматривается как результат творческого процесса. 
2.Инновация представляется как процесс внедрения новшеств. 
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Цели использования инновационных технологий:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих
способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на уровень продуктивного творчества;
формирование ключевых компетентностей учащихся.
Задачи:
Развивать навыки исследовательской деятельности, творчество учащихся.
Усилить мотивацию деятельности.
Развивать коммуникативные способности, умения работать с информацией.
Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Обеспечивает высокую степень дифференциации деятельности.
Качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.
Притча
Мудрец Джалалиддин Руми является одним из столпов суфизма. Многие люди приходили к нему за советом и мудрым словом. Однажды к нему пришла соседская женщина с мальчиком и сказала: Я уже испробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он Вас очень уважает. Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: Приходите через три недели. Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Непонятно Люди приходили из далеких стран, и Руми помогал им решать большие проблемы сразу Но она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребенка и сказал: Приходите еще через три недели. Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чем дело. Но Руми лишь повторил сказанное. Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику: Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья. Раз Вы мне советуете, я больше не буду этого делать, ответил мальчик. После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто? Джалалиддин признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся Один из признаков настоящего Мастера таков: он никогда не станет учить тому, чего не прошел сам. Мастер честен, и в первую очередь с собой. Его слова слиты с реализацией. Слова Мастера проистекают из его личного опыта, его мудрость живет в нем самом.
Поэтому, чтобы плодотворно и качественно внедрять инновационные технологии в детский коллектив, педагог сначала должен сам стать участником таких форм работы и проанализировать их результативность. В своей работе мы используем ИКТ-технологии, проектные технологии. На сегодняшнем методическом объединении классных руководителей я предлагаю вам познакомиться с новыми интересными интерактивными технологиями, которые вы сможете использовать в воспитательной работе со своим классным коллективом. (классные руководители объединяются в группы)
1. «Презентация мира»
Цель
Предполагаемые действия

Эта форма групповой деятельности является лишь одним из элементов общей системы духовного становления личности. Избирается любой предмет из окружающей действительности, ставится вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к предмету. Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры.
Педагог предлагает взглянуть на этот предмет по-новому, как говорится, свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, подойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Участники группы поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Мысль о предмете обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, "почтовый конверт" служит "любви", "помощи", "поддержке другому человеку", а "кувшин" становится средством "добра", "общения", "заботы".

2. «Сократовская беседа»
Цель
Предполагаемые действия

Одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений. Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучающего учеников путём постановки системы вопросов.
К предложенному суждению или вопросу педагог и члены группы ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске, но на них не ищут правильного ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Под тихую музыку в течение нескольких минут члены группы пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.


3'°. Философский стол
Цель
Предполагаемые действия

Быть философом – значит отдавать себе отчет в собственной жизни. Содержание "философского стола" самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии умений всматриваться в текущую действительность, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.
Предположим, группа собирается обсудить категорию совести. Вопросы, предварительно выдвигаемые, могли быть такими: что такое совесть? Приведи пример жизненных явлений, связанных с совестью человека. Как узнать о наличии или отсутствии совести? Можно ли развивать совесть у себя и у других? Что делать, когда нет совести? Что ты понимаешь под "муками совести?" Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до "философского стола". Педагог рекомендует посмотреть книги, словари, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы, театральные спектакли, стихи, живописные полотна, песни. "Философский стол" оснащается портретами философов, их афористическими изречениями, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора по кругу – имитируя "круглый стол", где все – равные участники беседы, только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления.

4. Защита проекта
Цель
Предполагаемые действия

В этой групповой деятельности каждый участник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Тематику проектов диктует сама действительность.
Первоначально можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, финансиста. Обсуждение проекта, таким образом, запрограммированно в его церемониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым, позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых проектов, обращаясь к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, чтобы каждому школьнику захотелось создать свой проект-мечту. Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: "За самый смелый проект", "За самый изящный проект", "За самый обоснованный проект", "За красивый проект".


5. Пять минут с искусством
Цель
Предполагаемые действия

Это гибкая, легкая форма приобщения к искусству, в ней реализуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": первоначально организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным в целях предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.
Участники групп получают сильное впечатление, положительные эмоции обусловливают желание повторных минут эстетического наслаждения. Назначение "Пяти минут с искусством" не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры, а самое главное – преобразуется в сознании школьника образ достойного человека и его достойной жизни.
Участники в течение коротких, но насыщенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление, даже если речь идет о всемирно известном художнике, композиторе, скульпторе. Методически такой миг общения основательно продумывается. Наилучшим методическим решением является двойной художественный ряд (аудио-визуальный), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатлений. Например, картина Боттичелли "Весна" – музыка Вивальди, портрет Струйской кисти художника Рокотова – ноктюрн Шопена.

6. Проблемы и аргументы
Цель
Предполагаемые действия

Это командная состязательная форма духовной деятельности. Назначение этой формы – в развитии способности оценивать реальную действительность во всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам жизни. Момент осмысления выступает одним из факторов, побуждающих к саморегулированию своего поведения.
Организуются две команды. Поочередно выступая то в роли "аналитиков", то в роли "прагматистов", команды рассматривают один из жизненных вопросов с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения. Представители команд выбирают из "корзины проблем" карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня. Команда "аналитиков" выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы, тем самым показывая объективность явления, команда "прагматиков" должна предложить ряд практических решений проблемного вопроса. Как во всяком состязании, время для обдумывания строго ограничено. "Проблемы и аргументы" – очень гибкая форма, в нее можно влить любое проблемное содержание. Если вдруг педагогов стало волновать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непривычному, то они могут воспользоваться игрой "Проблемы и аргументы", развернув перед детьми палитру самых различных проявлений "странного" человека, тогда игра получает особое название, скажем "а не странен кто?". В карточках обучающимся предложено осмыслить с позиции аргументов и решений, как относиться к "странному" человеку, самые неожиданные проявления "странных" людей, предположим, такие: "Старуха идет в детской панаме", "Директор школы встречает учащихся в цыганском наряде", "Муж истратил всю зарплату на подарок жене", "Мальчик идет по улице и поет", "Человек, не будучи дворником, метет улицу". Содержанием обсуждения могут стать и проблемы школьной жизни, в ходе такой игры рождаются нередко интересные решения.


5.Обмен опытом
А сейчас я предлагаю вам поделиться собственным опытом использования инновационных технологий в воспитательной работе своего классного коллектива. В этом мне поможет прием «Открытая кафедра».

6.Рефлексия
Давайте подведем итоги нашей сегодняшней работы.
Метод «Ресторан» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого - Больше всего мне понравилось - Я почти переварил - Я переел - Пожалуйста, добавьте
Многогранность образовательного и воспитательного процессов в современной школе дает широкие возможности для применения инновационных технологий и безграничный простор для модернизации классической методики. Я желаю вам творческих успехов, вдохновения. Не бойтесь применять в работе нетрадиционные техники и приемы.

Использованная литература:
1.Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики.
2.Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности /Г.А.Русских  //Методист.– 2002. –  № 1. С. 38–40.
3.Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012



уђ Заголовок 215