Образовательный материал


"Теоретическая жизнь ума образует ум; но только практическая жизнь сердца и воли образует характер."
К.Д. Ушинский
Такую простую и очевидную истину часто забывают родители, преподаватели и наставники, считающие, что наставлениями можно образовать сердце или волю подростка. Эти поучения, конечно, вносят некоторую долю образования в развитие ума; но могут быть усвоены таким образом, что не только не окажут ни малейшего влияния на сердце и волю человека, но и приведут к чудовищному формализму.
Я в полной мере соглашусь с теми психологами, которые считают, что сами по себе слова - это самое бессмысленное из всего, что может быть в воспитании. Но для того, чтобы слова возымели силу, нужны действия, практика, наши примеры, значимых для молодых людей и взрослых.
В большинстве учебных заведений очень грамотно осуществляют подход к формированию знаний по предметам, а воспитательные моменты уходят далеко на второй план. В основном все уроки - зарядка ума. Но личность — это не только ум, но и характер. Ведь бывает, что у очень образованного человека может быть весьма ничтожный характер, и у человека необразованного — характер сильный. Следовательно, понимание характера слагается, главным образом, из наблюдений над особенностями деятельности чувства и воли, независимо от умственного богатства или умственной бедности человека.
Характер – захватывающая тема для размышлений наблюдений, познаний себя и других. От характера зависит практически все в жизни человека. Поведение, поступки, и даже эмоции человека в большей мере зависят от характера. В понятие «характер» входит и жизненная философия, и моральные принципы, стремления, то есть именно тот материал, который еще не вполне сформирован у моих учащихся.
А это значит, что я имею уникальную возможность стать немного художником, помогая создавать им картину жизни, немного скульптором в ваянии их личностных качеств или может быть, тем сказочником, который поставит их перед распутьем «трех дорог» и тем философом, который заставит задуматься и сделать выбор, в каком направлении им двигаться.
На мой взгляд, главное предложить подростку альтернативную группу общения и организовать неформальное времяпрепровождение, создать условия, которые позволили бы детям раскрыться сначала через пассивное общение, а затем через активное участие в жизни группы, колледжа. Это даст им возможность научиться прислушиваться к чужому мнению, что немаловажно для формирования личности, характера.
Я думаю, если мы хотим обеспечить молодых людей обильным и высоконравственным материалом для формирования характера, нам следует обеспечить их такими моментами, которые спровоцируют их чувственность и стремление к благородному
У подростков есть удивительная черта характера – любопытство, стремление познать и испытать как можно больше. Моя задача - дать детям новый опыт, но в данный момент мы говорим не о новых знаниях, а об опыте чувствования.
Чувствовать и желать сердцем, действовать волей, именно это является средоточием психической жизни, и в их формировании должен видеть педагог-психолог свою главную цель.
Чем более набирается в душе следов чувствований и желаний, тем более набирается в ней материала для выработки характера.
Что может заставить подростка впечатлиться, что может тронуть его сердце, что даст практический материал для развития личности? В чем секрет?
Может быть, прочитанный вместе с педагогом рассказ или тщательно подобранная музыка, а, может, совместный поход в драматический театр и долгие аплодисменты в конце представления, поездка на встречу с ветеранами, знакомство с военным альбомом и со слезами воспоминаний этих людей, прошедших войну, волонтерская работа и встречи с инвалидами, или поход в гончарную мастерскую, где тепло глины через руки проникает в сердце и остается там навсегда – всё это, вместе взятое, не просто впечатления, а это опыт, который поможет юной человеку стать неравнодушным, научит сопереживать, разбудит сердце.
Секретов много, и все они должны, просто обязаны работать на ребенка, помогать ему закалять волю, формировать характер, с которым он и пойдет по трудной дороге жизни, а психолог обязан помочь ему в этом.
Недаром В.А Ананьев (доктор психологических наук) как-то сказал: «В условиях любви любая технология работает хорошо».
Я свято верю, что все опыты, перемешиваясь между собою, оставляют свои следы в душе человека, а из всех этих следов появляется чрезвычайно сложная сеть чувственных сочетаний, которая и образует характер.