Методические рекомендации по оцениванию контрольных и проверочных работ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ
объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся
при проверке письменных контрольных и
самостоятельных работ учащихся
первой ступени образования.

Для составления рекомендаций использованы:
письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998 г.
информация из газеты «Начальная школа» № 4 1997 г.
журнал «Завуч школы» 5/2003
письмо МО РФ № 14-51- 140/13 от 21.05 2004.

Согласно письма МО РФ № 14-51- 140/13 от 21.05 2004 в начальной школе «Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы рекомендуется проводить четыре раза в год: за 1ю, 2ю, 3ю учебные четверти и в конце года. Исходя из вышеперечисленного, администрация школы, педагогический совет и методическое объединение учителей совместно решают вопросы о количестве и сроках проведения контрольных работ в данном образовательном учреждении».

Виды контроля результатов обучения.
Текущий контроль - оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения.
Основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Специфика этого вида контроля:
1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доздать материал, исправить полученную ранее отметку;
2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени четверть, полугодие, год.
Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким (в пользу учащегося).

Методы и формы организации контроля
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связанного повествования о конкретном объекте окружающего мира (беседа, рассказ, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте).
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.
Цель: проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. На начальном этапе становления умения и навыка самостоятельная работа не оценивается отметкой. На стадии закрепления, автоматизации - оцениваться отметкой.
Динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников (индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы).
Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле. Целью - проверка знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Контрольная работа оценивается отметкой.
Графические работы (рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.). Цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Не допускать формального "накопления" отметок, ориентируясь на "среднюю" отметку, выведанную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.
Например, школьник получил за диктант по русскому языку "2", так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая "2" недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.
Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом класс". Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники узнают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится "5", в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка "1").

Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
не более одного недочета;
логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса;
самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения;
наличие 2-3 ошибок или 46 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
незначительные нарушения логики изложения материала;
использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
не более 46 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;
нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, «эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). В журнал вторая оценка не вносится.
Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка - это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Она позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

ОБЪЁМ И ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Контрольные работы (диктанты, списывания, изложения).

1 класс
всего
2 класс
всего
3 класс
всего
4 класс
всего

к/диктант
0,0,0,1
1
2,2,3,2
9
2,3,2,2
или
2,2,3,2
9
2,2,4,2
10

к/списывание
0,0,0,2
2
1,1,1,1
4
1,1,1,0
3
1,0,0,1
2

к/изложение
нет
0
0,0,0,1
1
0,0,0,1
1
0,1,1,0
2


Объем диктанта:
Объём диктанта в 1 классе – в течение года 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов; в конце года 15 слов для диктанта или текст из 15 слов для списывания.


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

2 класс
20-25 слов
25-30 слов
30-35 слов
35-40 слов

3 класс
40-45 слов
45-50 слов
50-55 слов
55-60 слов

4 класс
60-65 слов
65-70 слов
70-75 слов
75-80 слов


На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводится 35-40 минут во 2-4 классах, 25-30минут в 1 классе.

1.2.Классификация ошибок и недочётов.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Ошибкой считается:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие "красной" строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание:
2 исправления считаются за 1 ошибку;
при оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения;
при оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык;
при оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок;
ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы;

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. Неудовлетворительная оценка выставляется только за контрольное изложение, так как данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер.
Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку (диктант и грамматическое задание, контрольное изложение и списывание) соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

1.2.1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3 до 5 ошибок в следующих вариантах:
3 орфографические и 2-3 пунктуационные;
4 орфографические и 2 пунктуационные;
5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
1.2.2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
Отметка "2" - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, учитываются при выставлении оценки за диктант.
1.2.3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь проверяется умение списывать с печатного текста, также обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
3 орфографические и 2-3 пунктуационные;
4 орфографические и 2 пунктуационные;
5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.


1.3. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" - 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка "3" – 2-3 ошибки и 1 исправление.
Отметка "2" – 4 и более ошибок.

2-й класс - 8-10 слов.


3-й класс - 10-12 слов.


4-й класс - 12-15 слов.



1класс
-

2класс
9

3класс
9

4класс
9


1.4. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (развитие речи).
На данный вид работ рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера зависит от требований УМК (приблизительно 1 раз в две недели, не менее 17 работ за учебный год).

Контрольные изложения
2 класс - 1 в конце года;
3 класс - 1 в конце года;
4 класс - 2 (1полугодие и 2 полугодие по одному).
Объём изложения на 15 -20 слов больше, чем объём текстов для диктанта.
Объём сочинений в 3 классе от 0,5 до 1 страницы (примерно 9 предложений или 50-60 слов), в 4 классе – 11-12 предложений или 70-80 слов.

При проверке творческих работ любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

1.4.1. Критерии оценки творческих работ.
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта.
При оценке содержания и речевого оформления следует учитывать следующие наиболее типичные недочёты:
несоответствие теме, искажение содержания исходного текста (изложения);
внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слов в несвойственном ему значении.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
Наличие ошибок на изученные правила по орфографии (включая грубые пропуски, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах).
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса.
Отсутствие изученных знаков препинания в тексте.
Существенные отступления от авторского теста при написании изложения, искажающие смысл произведения.
Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте.
Употребление слов в несоответствующем им значении.
Недочёты:
Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы.
Незначительные нарушения в логике событий авторского текста при написании изложения.
Отсутствие красной строки.

Изложение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
3 орфографические и 2-3 пунктуационные;
4 орфографические и 2 пунктуационные;
5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" - логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 -2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов в главной части, не раскрыта основная мысль и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" - за работу, в которой нет ошибок, письмо соответствует каллиграфии. Допускается одно исправление.
Отметка "4" - за работу, в которой допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки.
Отметка "3" - за работу, в которой допущено от 3до5 ошибок в следующих вариантах:
3 орфографические и 2-3 пунктуационные;
4 орфографические и 2 пунктуационные;
5 орфографических и 1 пунктуационная.
Отметка "2" - за работу, в которой допущено 6 и более ошибок.

1.4. ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.




























ОБЪЁМ И ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ.
2.1. Контрольные работы

Контрольные работы

Классы
Четверти
Всего


1
2
3
4


1класс
-
-
-
1
1

2класс
-
1
3
2
6

3класс
2(3)
3(2)
4(4)
3(3)
12

4класс
2(3)
3(2)
4(4)
3(3)
12


Математические диктанты

Минимальный объём 12 действий.
1класс
-
Отметка "5" - без ошибок.
Отметка "4" – 1/5 часть действий выполнена с ошибками.
Отметка "3" – 1/4 выполнена не верно.
Отметка "2" – 1/2 выполнена не верно.

2класс
9


3класс
9


4класс
9



2.1.1. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
2.1.1.1 Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
наличие записи действий;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
2.1.1.2. Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.

2.1.2. Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме.
Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.)
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

2.1.3. Виды контрольных работ, их цели и оценивание.

1 полугодие 2 класса - до 20 минут
2 полугодие 2 класса - до 35 минут
1 и 2 полугодие 3 и 4 класс - до 40 минут

Работа, состоящая из примеров
Цель: проверка вычислительных навыков учащихся.
Не более 12 вычислительных действий
Работа, состоящая из задач
Цель: проверка умения решать задачи
2 - 3 задачи
Комбинированная работа
Цель: проверка знаний, умений и навыков по всему материалу темы, четверти, полугодия года. Содержит задачи, примеры и задания другого вида (задания на нумерацию чисел, на сравнение чисел, на порядок действий).
Работа, состоящая из 1 задачи, примеров и заданий других видов (не более 12 вычислительных действий)
Работа, состоящая из 2 задач и примеров (не более 12 вычислительных действий)

Оценивание контрольных работ
«5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
не более одного недочета.
«4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
наличие 2-3 ошибок или 46 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
использование нерациональных приемов решения учебной задачи.
«3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
не более 46 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.
Обязательна дополнительная часть повышенной трудности (не менее 2 заданий), за которую выставляется дополнительная оценка («4» - если выполнено только одно из заданий, «5» - за выполнение двух заданий).

Самостоятельная работа
Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.
Самостоятельная работа:
а)  должна присутствовать на каждом уроке (10-20 минут);
б) предусматривает помощь учителя;
в) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель работы:
1) закрепление знаний;
2) углубление знаний;
3) проверка домашнего задания;
Начиная работу, сообщите детям:
1) время, отпущенное на задания;
2) цель задания;
3 )в какой форме оно должно быть выполнено;
4) как оформить результат;
5 какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание).



3. КОНТРОЛЬ И ЕГО ОСОСБЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Цель проверки:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
умения выразительно читать и пересказывать текст;
учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется:
правильности передачи основного содержания текста;
последовательности и полноте развития сюжета;
выразительности при характеристике образов.
Учитель контролирует собственно читательскую деятельность школьника:
умение ориентироваться в книге
знание литературных произведений, их жанров и особенностей
знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80 - 85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированность навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными за дачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, таки не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки при чтении
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при пере дачи характера персонажа.
Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

3.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПО ЧТЕНИЮ
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получат каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Схема учёта навыка чтения в 1- 4 классе
Фамилия ученика
Количество ошибок
Способ чтения
Темп чтения
Выразительность
Осознанность чтения



входная
1 полугодие
год
входная
1 полугодие
год
входная
1 полугодие
год
входная
1 полугодие
год

1














2














3















входная
1 полугодие
2 полугодие

Темп чтения: выше нормы




в норме




ниже нормы




Превысили темп собственного чтения (личностный рост)




Грамотность




Способ чтения:
слоговое




слог+слово




словами




буквами




Предложения:





3.2.ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
3.2.1. Нормы техники чтения (вслух).

 
1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс

I четверть
5-10 сл/м
25-30 сл/м
50-54 сл/м
70-75 сл/м

II четверть
11-15сл/м
31 -40 сл/м
55-60 сл/м
75-80 сл/м

III четверть
16-24 сл/м
41-45 сл/м
6 0-65 сл/м
80-85 сл/м

IV четверть
25-30 сл/м
45-50 сл/м
65-70 сл/м
85 -90 сл/м


















































4. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (естествознание и обществознание).
Цель контроля:
проверка знания фактов учебного материала;
умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников;
применять комплексные знания.

4.1. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.

4.2. Особенности организации контроля по "Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа - полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные свези, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
4.3. Нормы оценок за все виды проверочных работ
«5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:
отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
не более одного недочета.
«4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
использование нерациональных приемов решения учебной задачи.
«3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе:
не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля.
Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
15