Сборник проверочных и контрольных работ по химии. 8 класс


Сборник проверочных и контрольных работ по химии. 8 класс
Предисловие.
В настоящее время в нашем обществе изменился взгляд на традиционный процесс обучения, идёт поиск новых форм и методов обучения и воспитания, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать воспитательные задачи, стоящие перед учителями-педагогами.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. В современной школе все большее значение приобретают различные формы тестов в связи с тем, что основной формой сдачи экзаменов является тестирование. Реальность требует формировать у учащихся навык работы с тестовыми заданиями в течение года. Во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. Тестирование ставит всех учащихся в равные условия, практически, исключая субъективизм преподавателя. Одним из основных достоинств тестирования является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля.
Контроль результатов обучения - важная часть процесса обучения.
Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Так как контроль носит в средней школе обучающий характер, его методы рассматриваются в тесной связи с другими методами обучения.
Контроль в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Особенно важен он для учащихся. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико.
Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов.
Контроль воспитывает целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, умение преодолевать трудности, т.е. способствует формированию нравственных качеств личности.
Систематический контроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля. Главное требование к контролю - его систематичность.
Контроль результатов обучения важен и для учителя, так как позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей.
Контроль помогает учителю управлять учебным процессом.
В процессе обучения должна контролироваться реализация всех трех функций процесса обучения, что и является содержанием проверки.
Предложенный учебно-методический комплекс, представляет собой сборник контрольных и проверочных работ по химии. Пособие предназначено учителям для проведения на уроках тематического и итогового контроля по основным темам курса.
Основная функция сборника – выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. Основные принципы, предъявляемые к заданиям: научность, проблемность, вариативность.
Пособие состоит из текстов контрольных работ в тестовой форме в параметрах ЕНТ, соответствующих программе химии 8 класс учебника Н.Нурахметова и К.Сармановой «Химия-8». Этот учебник используется в нашей стране.
Контрольные работы содержат разноуровневые задания и приведены в нескольких вариантах; даны рекомендации для оценивания их выполнения учащимися. Регулярное выполнение самостоятельных и контрольных работ поможет школьникам освоить программный материал и получать своевременную информацию о полноте его усвоения.
Я надеюсь, что настоящий сборник контрольных и проверочных работ поможет учителям лучше проверить уровень усвоения знаний по курсу химии 8-го класса средней школы. Тестовые задания можно использовать как в виде промежуточного, так и в виде итогового контроля по основным темам школьного курса химии 8 класса.
Основной целью создания сборника контрольных работ по химии для 8 класса является оказание методической помощи молодому учителю в организации учебного процесса, обеспечивающего благоприятные условия для:
  1) достижения всеми восьмиклассниками базового уровня подготовки по химии, соответствующего государственному стандарту общего образования;
    2) усвоения курса химии 8 класса на более высоком уровне учащимися, проявляющими интерес и способности к предмету;
    3) реализации основных принципов уровневого обучения.
При разработке сборника отводится главная роль элементам тестового закрепления знаний. В практике обучения химии все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование.
Тест – система лаконично и точно сформулированных и стандартизированных заданий, на которые необходимо дать в течение ограниченного времени краткие и точные ответы, оцениваемые по системе баллов.
Тесты как инструмент оценивания имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты – значительно более качественный и объективный способ оценивания и, во-вторых, показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков.
В учебно-методическом комплексе представлены тестовые задания разного уровня сложности по следующим темам:
Первоначальные химические понятия
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химическая связь.
Воздух. Кислород. Горение.
Водород. Окислительно – восстановительные реакции.
Вода. Растворы.
Основные классы неорганических веществ
Данное пособие может использоваться учителями, работающими как по традиционной технологии обучения, так и по технологии деятельностного метода.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий Сборник проверочных и контрольных работ по химии предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательной средней школы.
Пособие состоит из текстов контрольных работ в тестовой форме в параметрах ЕНТ (с ответами), соответствующих программе химии 8 класс учебника Н. Нурахметова и К. Сармановой «Химия-8».
В сборнике выделены восемь содержательных линий учебной дисциплины «Химия»:
Первоначальные химические понятия; строение атома; периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; химическая связь; воздух, кислород, горение; водород, окислительно – восстановительные реакции; вода, растворы; основные классы неорганических веществ.
Контрольные работы содержат разноуровневые задания и приведены в нескольких вариантах; даны рекомендации для оценивания их выполнения учащимися. Регулярное выполнение самостоятельных и контрольных работ поможет школьникам освоить программный материал и получать своевременную информацию о полноте его усвоения.
Материалы данного сборника предназначены для проведения текущих и итоговых проверочных работ в ходе изучения соответствующих тем курса химии.
Учебные материалы сборника могут быть использованы преподавателями на занятиях. Применение тестовых материалов в учебном процессе способствует
более активной и регулярной работе учащихся и приводит к лучшему
усвоению учебной информации.
Содержание:
Первоначальные химические понятия………………………………………………………5
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева………………………………………………………………………………….9
Химическая связь……………………………………………………………………………16
Воздух. Кислород. Горение………………………………………………………………...18
Водород. Окислительно – восстановительные реакции…………………………………22
Вода. Растворы……………………………………………………………………………...27
Основные классы неорганических веществ……………………………………………….31
Итоговый контроль знаний…………………………………………………………………36
I раздел. Первоначальные химические понятия
Самостоятельная работа №1. Химические формулы
Формула 4H2 3CH4 3FeCl3 2H2SO4 3Na2O 2Ca3N2
Коэффициент Индекс Общее число каждого атома Формула 2O2 CaO 2Fe2O3 3SO3 2SnCl2 CrO3
Коэффициент Индекс Общее число каждого атома Формула 3H2O BaCl2 2P2O5 5CuO 2ZnF2 PbO
Индекс Общее число каждого атома Формула 2Li2O MgO 3Al2O3 4SO2 P2O3 2FeO
Коэффициент Индекс Общее число каждого атома Карточки для проверки уровня усвоения материала учащимися по теме: «Уравнения химических реакций. Типы химических реакций»
Карточка № 1.
Расставьте коэффициенты в следующих химических уравнениях и определите тип каждой реакции:
Al + Cl2 → AlCl3
KClO3 → KCl + O2
Al + Fe2O3 → Al2O3 + Fe
NO + O2 → NO2
CH4 + O2 → CO2 + H2O
Na + Cl2 → NaCl
Карточка № 2.
Расставьте коэффициенты в следующих химических уравнениях:
Al + O2 → Al2O3
P + O2 → P2O5
Zn + Cl2 → ZnCl2
N2 + H2 → NH3
Na + S → Na2S
Карточка № 3.
Расставьте коэффициенты в следующих химических уравнениях и определите тип каждой реакции:
Cu + O2 → CuO
H2O → H2 + O2
Fe + Cl2 → FeCl3
AgBr → Ag + Br2
Al + S → Al2S3
Карточка № 4.
Расставьте коэффициенты в следующих химических уравнениях и определите тип каждой реакции:
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
AgBr → Ag + Br2
CaO + CO2 → CaCO3
Cu + HgCl2 → CuCl2 + Hg
CH4 → C + H2
Карточка № 5.
Расставьте коэффициенты в следующих химических уравнениях и определите тип каждой реакции:
CaCO3 → CaO + CO2
N2 + H2 → NH3
Na + Cl2 → NaCl
CuO + H2 → Cu + H2O
KClO3 → KCl + O2
Карточка № 6.
Расставьте коэффициенты в следующих химических уравнениях и определите тип каждой реакции:
Mg + O2 → MgO
CuO + C → CO2 + Cu
NH4Cl → NH3 + HCl
AgI→ Ag + I2
CH4 + O2 → CO2 + H2O
Карточка № 7.
Расставьте коэффициенты в следующих химических уравнениях и определите тип каждой реакции:
KClO3 → KCl + O2
CH4 + O2 → CO2 + H2O
N2 + H2 → NH3
Na + S → Na2S
NH4Cl → NH3 + HCl
Карточка № 8.
Расставьте коэффициенты в следующих химических уравнениях и определите тип каждой реакции:
Mg + O2 → MgO
H2O → H2 + O2
CuO + H2 → Cu + H2O
CH4 → C + H2
Al + Cl2 → AlCl3
Карточки для проверки уровня усвоения материала учащимися по теме: «Уравнения химических реакций. Вычисление относительной молекулярной массы вещества».
Карточка №1
Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций:
Al + HCl → AlCl3 + H2
CH4 + O2→ CO2 + H2O
CaO + P2O5 → Ca3(PO4)2
KOH + Cl2 → KClO + KCl + H2O
Вычислите относительную молекулярную массу вещества Cu(NO3)2.
Карточка №2
Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций:
Fe2O3 + HCl → FeCl3 + H2O
ZnS + O2 → ZnO + SO2
ZnO + NaOH → Na2ZnO2 + H2O
FeCl2 + Cl2 → FeCl3
Вычислите относительную молекулярную массу вещества Na2SO4.
Карточка №3
Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций:
ZnS + HCl → ZnCl2 + H2S
C2H2 + O2 → CO2 + H2O
CrCl3 + Cr → CrCl2
NH3 + O2 → NO + H2O
Вычислите относительную молекулярную массу вещества CuCl2.
Карточка №4
Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций:
KClO3 → KCl + KClO4
K2O + N2O5 → KNO3
Al(OH)3 → Al2O3 + H2O
BaCO3 → BaO + CO2
Вычислите относительную молекулярную массу вещества KСlO.
Карточка №5
Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций:
H2S + O2 → S + H2O
CuCl2 + NaOH → Cu(OH)2 + NaCl
Na + H2O → NaOHAg + HCl → AgCl + H2
Вычислите относительную молекулярную массу вещества BaCO3.
Контрольная работа по теме: «Первоначальные химические понятия»
1 вариант
Определите валентность химических элементов по формулам их соединений:
NH3
FeCl3
Cr2O3
Напишите формулы соединений, используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева для определения валентности элементов:
Азота (V) с кислородом
Кальция с хлором
Калия с серой
Фосфора (III) с водородом
Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций, назовите тип каждой реакции:
Cu + O2 → CuO
Mg + HCl → MgCl2 + H2
Al(OH)3 → Al2O3 + H2O
Na + S → Na2S
Напишите уравнение реакции, протекающее между серой (II) и алюминием.
Задача. Дан оксид серы (IV) SO2 массой 6,4 г. Вычислите количество вещества.
2 вариант
Определите валентность химических элементов по формулам их соединений:
SO3
CH4
P2O5
Напишите формулы соединений, используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева для определения валентности элементов:
Алюминия с кислородом
Азота (III) с водородом
Магния с кислородом
Натрия с серой (II)
Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций, назовите тип каждой реакции:
Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O
Na + Cl2 → NaCl
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
H2 + Cl2 → HCl
Напишите уравнение реакции, протекающее между углеродом (IV) и серой (II).
Задача. Дан оксид азота (II) NO массой 2,5 г. Вычислите количество вещества.
3 вариант
Определите валентность химических элементов по формулам их соединений:
As2O5
CrO3
Mn2O7
Напишите формулы соединений, используя периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева для определения валентности элементов:
Фосфора (V) с кислородом
Хлора (VII) с кислородом
Серы (VI) с фтором (I)
Кальция с азотом (V)
Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций, назовите тип каждой реакции:
Ca + O2 → CaO
Fe2O3 + Mg → MgO + Fe
Al + HCl → AlCl3 + H2↑
Ag2O → Ag + O2
Напишите уравнение реакции, протекающее между калием и серой (II).
Задача. Дан оксид углерода (IV) CO2 массой 8,8 г. Вычислите количество вещества.
II раздел. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Карточки «Строение атома»
Карточка №1.
Напишите элементы с зарядами ядер, равными:
+4
+10
+15
+20
Определите число электронов, протонов и нейтронов в атомах этих элементов.
Карточка №2
Определите следующие элементы, которые расположены:
Во 2-ом периоде, на внешнем уровне – шесть электронов
В3-м периоде, на внешнем уровне – три электрона
В 4-ом ряду, на внешнем уровне – два электрона.
Карточка №3
Каков состав ядер следующих изотопов:
14N и 15N
15O и 17O?
Карточка №4
Определите элемент, в ядре атома которого содержится 30 нейтронов, а на энергетических уровнях 25 электронов.
Карточка №5
Назовите элементы III группы, на предпоследних энергетических уровнях которых содержатся:
2 электрона
8 электронов
18 электронов
Карточка №6
Назовите элементы IV группы, на предпоследних энергетических уровнях которых содержатся:
2 электрона
8 электронов
18 электронов
Карточка №7
Назовите элементы, атомы которых имеют электронную конфигурацию:
1s22s22p63s2
1s22s22p63s23p5
Укажите, в каких периодах периодической системы они находятся.
Зачет по теме «Строение атома»
Вариант 1.
1.Порядковый номер атома натрия равен:
а) 7 б) 11 в) 14 г) 23
2. Заряд ядра равен +15 в атоме:
а) кислорода б) азота в) фосфора г) серы
3. Самый легкий элемент:
а) He б) Hg в) N г) H
4. В побочной подгруппе находится:
а) Ро б) Со в) АL г) В
5. 20 электронов, 20 протонов, 20 нейтронов содержит атом:
а) Zn б) N в) Ca г) P
6.Семь электронов находится на внешнем электронном уровне атома:
а) Сs б) N в) Li г) Br
7. Три энергетических уровня в атоме:
а) К б) Bа в) Ga г) Si
8. Высшая валентность хлора равна:
а) 1 б) 7 в) 5 г) 3
9. Распределение электронов по слоям в атоме кремния соответствует:
а) 2,8,4 б) 4,8,2
в) 2,8,18,4 г) 2,8,8,8,4
10. Электронная формула 1s 2s2p соответствует атому:
а) О б) С в) Gе г) Sс
11. Неметаллом является:
а) Rn б) W в) Pt г) Zn
12. Неметаллические свойства растут в ряду:
а) K – Na – Li б) Li – Be – B
в) Se – S – O г) Ca – Sr – Ba
13. Наименьшим радиусом обладает атом:
а) F б) O в) Be г) C

Дополнительная часть.
14. Изотоп водорода – дейтерий имеет заряд:
а) - 1 б) + 1
в) - 2 г) + 2
15. Водородное соединение RH2 и оксид RO соответствует атому:
а) S б) Ba в) O г) Pb16. Имеет полностью завершенный внешний электронный уровень атом:
а) H б) Na в) Xe г) Br
17. На какой орбитали – 1s или 1s – электрон прочнее связан с ядром? Объясните.
18. Постройте энергетическую диаграмму атома водорода.
Вариант 2
1.Порядковый номер атома титана равен:
а) 18 б) 4 в) 48 г) 22
2. Заряд ядра хлора равен:
а) +7 б) +3 в) +17 г) +36
3. Масса атома элемента в 7 раз больше атомной массы атома водорода:
а) Li б) C в) O г) He
4. В побочной подгруппе находится:
а) Р б) С в) АL г) Мn
5. 15 электронов, 15 протонов, 15 нейтронов содержит атом:
а) Zn б) N в) Ca г) P
6.Пять электронов находится на внешнем электронном уровне атома:
а) В б) N в) Аg г) Ва7. Семь энергетических уровней в атоме:
а) Li б) Br в) Fe г) N
8. Высшая валентность серы равна:
а) 1 б) 6 в) 2 г) 3
9. Распределение электронов по слоям – 2,8,8,1 – соответствует атому:
а) Nа б) Fe
в) F г) К
10. Электронная формула 1s 2s2p 3s соответствует атому:
а) Р б) Са в) Ga г) Sr 11. Неметаллом является:
а) Рb б) Kr в) In г) Sn 12. Неметаллические свойства растут в ряду:
а) Li – Na – K б) B – Bе - Li
в) Sе – S - О г) Ca – Sr – Ba
13. Наименьшим радиусом обладает атом:
а) Li б) Cs в) Na г) К
Дополнительная часть.
14. Изотопы хлора отличаются:
а) зарядом ядра б) числом электронов
в) числом протонов г) числом нейтронов
15. Водородное соединение RH4 и оксид RO2 соответствует атому:
а) Si б) B в) K г) Se
16. Имеет полностью завершенный внешний электронный уровень атом:
а) Ar б) Ne в) Na г) He
17. На какой орбитали – 2s или 2р – электрон имеет больший запас энергии? Объясните.
18. Постройте энергетическую диаграмму атома кислорода.
Вариант 3.
1.Порядковый номер равен пяти для атома:
а) N б) Rb в) B г) He
2. Заряд ядра атома алюминия равен:
а) +27 б) +3 в) +14 г) +13
3. В два раза больше атомной массы кислорода масса атома элемента:
а) Ti б) C в) S г) Mg
4. В побочной подгруппе находится:
а) Mg б) Сr в) K г) Te
5. Число электронов и нейтронов атом алюминия содержит:
а) 13 и 14 б) 27 и 13 в) 13 и 27 г) 13 и 13
6.Число электронов находится на внешнем электронном уровне атома аргона:
а) 40 б) 18 в) 8 г) 3
7. Число энергетических уровней в атоме скандия:
а) 3 б) 4 в) 21 г) 2
8. Высшая валентность фосфора равна:
а) 5 б) 6 в) 2 г) 3
9. Распределение электронов по слоям – 2,8,18,8 – соответствует атому:
а) Ar б) He
в) Ne г) Кr10. Электронная формула соответствующая атому кремния:
а) 1s2s2p3s б) 1s2s2p3s3p
в) 1s2s2p3s3p г) 1s2s2p
11. Неметаллом является:
а) Se б) Kr в) V г) Cu
12. Неметаллические свойства растут в ряду:
а) Na – K - Pb б) C – B – Be
в) Se – Te - Po г) Br – Cl – F
13. Наименьшим радиусом обладает атом:
а) Mg б) Ar в) Na г) P
Дополнительная часть.
14. Имеет незавершенный внешний электронный уровень атом:
а) K б) Ne
в) He г) Xe15. Водородное соединение RH3 и оксид R2O5 соответствует атому:
а) S б) F в) AL г) P
16. Что такое орбиталь? Какие виды орбиталей вам известны? Чем они отличаются
17. На какой орбитали – 2s или 3s – электрон имеет больший запас энергии? Объясните.
18. Постройте энергетическую диаграмму атома кислорода.
Вариант 4.
1.Порядковый номер равен шести для атома:
а) La б) C в) S г) Li
2. Заряд ядра меди равен:
а) +29 б) +1 в) +4 г) +64
3. В четыре раза меньше атомной массы гелия масса атома элемента:
а) P б) H в) Be г) Ne
4. В главной подгруппе находится:
а) Sc б) Hf в) Аs г) Tc5. Число электронов и нейтронов в атоме бора соответственно:
а) 5 и 11 б) 6 и 5 в) 5 и 6 г) 11 и 5
6.Число электронов во внешнем электронном слое атома калия:
а) 4 б) 19 в) 39 г) 1
7. Число энергетических уровней в атоме меди:
а) 3 б) 4 в) 1 г) 2
8. Высшая валентность фосфора равна:
а) 5 б) 2 в) 4 г) 3
9. Распределение электронов по слоям в атоме фосфора:
а) 2,8,5 б) 5,8,2
в) 2,8,8,8,5 г) 5,8,8,8,2
10. Атому серы соответствует распределение электронов по слоям:
а) 1s2s2p б) 1s2s2p3s3p3s3p
в) 1s2s2p3s3p г) 1s2s2p
11. Металлом является:
а) S б) Kr в) F г) C
12. Металлические свойства растут в ряду:
а) Na – K - Pb б) C – Be – B
в) Po – Te – Se г) Br – Cl – F
13. Меньшим радиусом обладает атом:
а) Mg б) Sr в) Ca г) Ba
Дополнительная часть.
14. Изотопы кислорода с массами 16 и 17 отличаются:
а) зарядом ядра б) числом электронов
в) числом протонов г) числом нейтронов
15. Водородное соединение RH и оксид R2O7 соответствует атому:
а) CL б) Fe в) Na г) Mn16. Почему атомная масса имеет дробное значение?
17. На какой орбитали – 2p или 3s – электрон имеет больший запас энергии? Объясните.
18. Постройте энергетическую диаграмму атома хлора.
Тестовый контроль.
Тема: «Строение атома»
1 вариант
1.Сложное вещество — это:
А. Углекислый газ. Б. Медь. В. Водород.
2.Относительная молекулярная масса наибольшая у вещества с формулой:
A. H2S. Б. S02. В. K2S.
3.Элемент третьего периода главной подгруппы II группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева — это:
А. Алюминий. Б. Бериллий. В. Магний.
4.Обозначение атома - изотопа, в ядре которого содержится 8 протонов и 8 нейтронов:
A. 168O. Б.178О В. 188О
5.Атом химического элемента, электронная оболочка которого содержит 16 электронов:
А. Кислород. Б. Сера. В. Хлор.
6.Два электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:
А. Бора. Б. Калия. В. Магния.
7.Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 4 электрона:
А. Р и С. Б. Si и Ca. В. С и Si.
8.Наименее электроотрицательный элемент (из перечисленных):
А. Кремний. Б. Сера. В. Фосфор.
9.Информацию о числе электронов на внешнем энергетическом уровне атома элемента главной подгруппы дает:
A.Номер периода. Б. Номер группы. B. Порядковый номер.
10.Атом или ион, имеющий следующее распределение электронов по энергетическимуровням: 2ē; 8ē; 8ē
A.Ne. Б. Са2+. В. Mg2+.
вариант.
Сложное вещество — это: А. Вода. Б. Сера. В. Кислород.
2. Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:
А. С02. Б.СН4. В. CS2.
3. Элемент второго периода главной подгруппы III группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:
А. Бор. Б. Кальций. В. Литий
4.Обозначение атома-изотопа, в ядре которого содержится 26 протонов и 28 нейтронов:
A. 5426Fe B.5828Ni. B.5626Fe.5.Атом химического элемента, ядро которого содержит 14 протонов, — это:
А. Азот. Б. Калий. В. Кремний.
6.Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:
А. Бора. Б. Кальция. В. Серы.
7.Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 6 электронов:
A. O и Mg. Б. N и S. B.O и S.
8.Наиболее электроотрицательный элемент (из перечисленных):
А. Азот. Б. Водород. В. Хлор.
9.Информацию о числе энергетических (электронных) уровней атома элемента дает:
A.Номер периода.Б. Номер группы.
B.Порядковый номер.
10.Ионы калия и хлора имеют:
A.Одинаковый заряд ядра.Б. Одинаковую массу.
B.Одинаковое число электронов.
3 вариант.
1.Сложное вещество — это:
А. Азот. Б. Железо. В. Сульфид железа.
2.Относительная молекулярная масса наибольшая у вещества с формулой:
А. А1203. Б. Fe203. В. ВаО.
3. Элемент второго периода главной подгруппы V группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:
А. Азот. Б. Фосфор. В. Углерод.
4.Атом химического элемента, имеющего в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов, 5 электронов:
А. Бор. Б. Натрий. В. Углерод.
5.Атом химического элемента, содержащего в электронной оболочке 10 электронов:
А. Кальций. Б. Неон. В. Фтор.
6.Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:
А. Бария. Б. Аргона. В. Серебра.
7.Пара химических элементов, имеющих во внешнем электронном уровне по 5 электронов:
A.Фосфор и кремний. Б. Азот и углерод. B.Азот и фосфор.
8.Электроотрицательность атомов химических элементов в соединениях в пределах одного периода с увеличением порядкового номера элемента:
A.Возрастает. Б. Не изменяется. B.Уменьшается.
9. Номер группы, к которой принадлежит химический элемент (для элементов главных подгрупп), указывает:
A.Заряд ядра атома.
Б. Число энергетических уровней.
B.Число электронов на внешнем энергетическом уровне.
10. Ионы натрия и фтора имеют:
A.Одинаковый заряд. Б. Одинаковую массу. B.Одинаковое число электронов.
4 вариант.
1.Сложное вещество — это:
А. Хлорид натрия. Б. Углерод. В. Фосфор.
2.Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:
А.N2O5 Б. Р205. В. N0.
3.Элемент третьего периода главной подгруппы IV группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева:
А. Алюминий. Б. Кремний. В. Углерод.
4.Какому из обозначений атомов химического элемента хлора соответствует атом-изотоп, в ядре которого содержится 17 протонов и 20 нейтронов?
A.3517Cl. Б. 3617Cl B.3717Cl.5.Ядро химического элемента, содержащего 16 протонов:
А. Кислорода. Б. Серы. В. Фосфора.
6.Два энергетических уровня (электронных слоя) имеет атом:
А. Алюминия. Б. Железа. В. Фтора.
7.Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 3 электрона:
A.Алюминий и бор. Б. Алюминий и кальций. B.Бериллий и бор.
8.Электроотрицательность химических элементов в соединениях в пределах главных подгрупп с увеличением атомного радиуса:
A.Возрастает. Б. Не изменяется. B.Уменьшается.
9.Количество электронов в атоме равно:
A.Номеру группы.Б. Номеру периода.
B.Порядковому номеру.
10. Распределение электронов по энергетическим уровням 2ē;8ē соответствует частице (атому или иону):
A. Mg°. Б. Na+. В. Са2+.
Контрольная работа
На тему: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
1 вариант.
Назовите элементы со следующими порядковыми номерами:
11
18
24
30
Определите, к какому периоду, группе, подгруппе они относятся. Укажите состав атомного ядра.
На основании периодической системы дайте характеристику элементам, согласно плану:
Бор (B), алюминий (Al).
Составьте формулы следующих солей:
Сульфат железа (III)
Нитрат цинка
фосфат алюминия
хлорид серебра
сульфат бария
Задача. К раствору, имеющему в своем составе 5,3 г сульфата меди (II), добавили раствор гидроксида натрия. Найдите массу выпавшего осадка.
2 вариант.
Назовите элементы со следующими порядковыми номерами:
10
17
22
29
Определите, к какому периоду, группе, подгруппе они относятся. Укажите состав атомного ядра.
На основании периодической системы дайте характеристику элементам, согласно плану:
Бериллий (Be), магний (Mg)
Составьте формулы следующих солей:
Карбонат кальция
Сульфат меди (II)
Сульфид калия
Фторид ртути (II)
Хлорид железа (III)
Задача. Вычислите массу серной кислоты, необходимую для нейтрализации 5,6г гидроксида натрия.
III раздел. Химическая связь
Тест «Химическая связь»
1 вариант
Каждый период Периодической системы Д.И. Менделеева заканчивается …
а) металлом б) галогеном в) инертным газом
Предельное число электронов на внешнем уровне для каждого элемента, кроме водорода и гелия…
а) 6 б) 8 в) 10
Тенденцию к отдаче электронов с внешнего уровня имеют атомы …
а) металлов б) неметаллов в) инертных газов
Атомам металлов легче отдать …
а) один электрон б) два электрона в) три электрона
С увеличением радиуса атомов металлов их способность отдавать электроны …
а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется
Тенденцию к принятию недостающих до завершения внешнего энергетического уровня электронов имеют атомы …
а) металлов б) неметаллов в) инертных газов
Атомам неметаллов легче принять …
а) один электрон б) два электрона в) три электрона
С увеличением радиуса атомов неметаллов способность присоединять электроны …
а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется
Атомы, отдавая или присоединяя электроны, превращаются в …
а) молекулы б) другие атомы в) ионы
Химическая связь между ионами называется …
а) ковалентной б) ионной в) металлической
Между атомами неметаллов образуется химическая связь …
а) ковалентная б) ионная в) металлическая
В результате ковалентной связи образуются …
а) ионы б) общие электронные пары в) другие атомы
Между атомами водорода в молекуле водорода образуется связь …
а) одинарная б) двойная в) тройная
Между атомами азота в молекуле азота образуется связь …
а) одинарная б) двойная в) тройная
При взаимодействии двух атомов одного и того же неметалла возникает ковалентная связь …
а) полярная б) неполярная в) донорно-акцепторная
При взаимодействии двух атомов разных неметаллов возникает ковалентная связь …
а) полярная б) неполярная в) донорно-акцепторная
Способность атомов одного химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары называется …
а) ионизацией б) электроотрицательностью в) нейтрализацией
Самый электроотрицательный элемент в таблице Д.И. Менделеева …
а) бром б) хлор в) фтор
Связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных электронов называется …
а) ковалентной б) металлической в) ионной
Тест «Химическая связь»
2 вариант
Каждый период Периодической системы Д.И. Менделеева заканчивается …
а) металлом б) галогеном в) инертным газом
Предельное число электронов на внешнем уровне для каждого элемента, кроме водорода и гелия…
а) 6 б) 8 в) 10
Тенденцию к отдаче электронов с внешнего уровня имеют атомы …
а) металлов б) неметаллов в) инертных газов
Атомам металлов легче отдать …
а) один электрон б) два электрона в) три электрона
С увеличением радиуса атомов металлов их способность отдавать электроны …
а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется
Тенденцию к принятию недостающих до завершения внешнего энергетического уровня электронов имеют атомы …
а) металлов б) неметаллов в) инертных газов
Атомам неметаллов легче принять …
а) один электрон б) два электрона в) три электрона
С увеличением радиуса атомов неметаллов способность присоединять электроны …
а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется
Атомы, отдавая или присоединяя электроны, превращаются в …
а) молекулы б) другие атомы в) ионы
Химическая связь между ионами называется …
а) ковалентной б) ионной в) металлической
Между атомами неметаллов образуется химическая связь …
а) ковалентная б) ионная в) металлическая
В результате ковалентной связи образуются …
а) ионы б) общие электронные пары в) другие атомы
Между атомами водорода в молекуле водорода образуется связь …
а) одинарная б) двойная в) тройная
Между атомами азота в молекуле азота образуется связь …
а) одинарная б) двойная в) тройная
При взаимодействии двух атомов одного и того же неметалла возникает ковалентная связь …
а) полярная б) неполярная в) донорно-акцепторная
При взаимодействии двух атомов разных неметаллов возникает ковалентная связь …
а) полярная б) неполярная в) донорно-акцепторная
Способность атомов одного химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары называется …
а) ионизацией б) электроотрицательностью в) нейтрализацией
Самый электроотрицательный элемент в таблице Д.И. Менделеева …
а) бром б) хлор в) фтор
Связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных электронов называется …
а) ковалентной б) металлической в) ионной
IV раздел. Воздух. Кислород. Горение.
Тестовые задания на тему «Воздух. Кислород. Горение».
1 вариант.
Кислород энергично реагирует со многими веществами с выделением теплоты и света. Такие реакции называют:
Реакциями горения
Реакциями восстановления
Обратимыми
Реакциями медленного окисления
Эндотермическими
Сумма индексов в формулах аллотропных модификаций кислорода:
3
4
6
5
2
Укажите реакцию разложения:
CaCO3=CaO+CO2
C+O2=CO2
ZnO+CO=Zn+CO2
CO2+C=2CO
2CO+O2=2CO2
Кислород – простое вещество в выражении:
Кислород входит в состав известняка
Кислород входит в состав оксидов
Кислород входит в состав молекулы воды
В соединениях человеческого организма содержится приблизительно 65% кислорода
Кислородом, растворенным в воде, дышат рыбы
Кислород образуется при разложении:
Cr(OH)3
(CuOH)2CO2
CaCO3
HgOH2SO4
Валентность элемента минимальна в оксиде:
CuO
BaOCu2O
SO3
CO2
Сумма коэффициентов в уравнении, схема которого P2O5+C=P+CO:
10
23
13
6
18
Химически неделимые частица вещества – это:
Молекула
Атомы
Химический символ
Сложное вещество
Простое вещество
Какие из перечисленных элементов имеют постоянную валентность:
Cu
Fe
N
BaS
Укажите реакцию замещения
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
CaCO3=CO+CO2
2NO+O2=2NO2
2HNO3+CaO=Ca(NO3)2+H2O
2H2+O2=2H2O
Относятся ли к физическим явлениям:
Образование облаков
Фильтрование
Кристаллизация
Испарение
Нет верного ответа
Химический элемент это:
Определенный вид атомов
Химически неделимая частица вещества
Химически делимая частица вещества
Сложное вещество
Простое вещество
Ar – это:
Химическая формула
Относительная молекулярная масса
Относительная атомная масса
Массовая доля элемента в веществе
Количество вещества
К физическим свойствам озона относятся:
Бесцветный газ
Газ без вкуса
Температура кипения -183°СГаз голубого цвета
Малорастворим в воде
Mr – это:
Химическая формула
Относительная молекулярная масса
Относительная атомная масса
Массовая доля элемента в веществе
Количество вещества
2 вариант.
Укажите реакцию обмена
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
CaCO3=CO+CO2
Mg+CuCl2=MgCl2+Cu
2HNO3+CaO=Ca(NO3)2+H2O
2H2+O2=2H2O
Не относится к физическим свойствам кислорода:
Бесцветный газ
Газ без вкуса
Температура кипения -183°СГаз голубого цвета
Малорастворим в воде
К физическим свойствам озона относятся:
Бесцветный газ
Газ без вкуса
Температура кипения -183°СГаз голубого цвета
Малорастворим в воде
Вещества, изменяющие скорость химических реакций, но не расходующиеся при этом, называются:
Оксиды
Катализаторы
Аллотропные видоизменения кислорода
Соли
Кислоты
Укажите валентность кислорода:
I
II
III
V
VII
Укажите относительную молекулярную массу О2:
16
32
34
14
18
К простым веществам относятся:
CaO, CO2
N2, Cl2
Fe2O3, H2O
CuO, O2
Br2, Na2O
Mr – это:
Химическая формула
Относительная молекулярная масса
Относительная атомная масса
Массовая доля элемента в веществе
Количество вещества
Укажите единицу измерения молекулярной массы вещества:
Моль
Грамм
г⁄мольл⁄мольне имеет единицы измерения
NA - это обозначение:
Количества вещества
Относительной атомной массы
Постоянной Авогадро
Молярного объема газа
Нет верного ответа
Укажите валентность железа в соединении Fe2O3:
I
II
III
IV
VI
Какие из перечисленных элементов имеют постоянную валентность:
Cu
Fe
N
BaS
Укажите реакцию замещения
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
CaCO3=CO+CO2
2NO+O2=2NO2
2HNO3+CaO=Ca(NO3)2+H2O
2H2+O2=2H2O
Относятся ли к физическим явлениям:
Образование облаков
Фильтрование
Кристаллизация
Испарение
Нет верного ответа
Кислород – простое вещество в выражении:
Кислород входит в состав известняка
Кислород входит в состав оксидов
Кислород входит в состав молекулы воды
В соединениях человеческого организма содержится приблизительно 65% кислорода
Кислородом, растворенным в воде, дышат рыбы
Контрольная работа по теме «Воздух. Кислород. Горение»
1 вариант.
Выберите из нижеприведенных соединений оксиды. Назовите их по международной номенклатуре:
HNO3, Na2O, KOH, PH3, SO3, CH4, CaCO3, MgO, CuO, NaOH.
Закончите приведенные ниже уравнения реакций и расставьте коэффициенты:
… + O2 → CuO
Al + … → Al2O3
Fe(OH)3 → Fe2O3 + …
Экзотермические реакции – это …
Какой объем займет при н.у. оксид углерода (IV) массой 4,4 г?Сколько граммов кислорода выделится при разложении 5 г хлората калия KClO3?
2 вариант.
Выберите из нижеприведенных соединений оксиды. Назовите их по международной номенклатуре:
H2SO4, Cu2O, FeS, NO, H2SO3, Cr2O3, KI, FeCl3, MnO3, KOH.Закончите приведенные ниже уравнения реакций и расставьте коэффициенты:
Mg + … → MgOP + O2 …→
SiH4 + … → SiO2 + …
Эндотермические реакции – это …
Какой объем займет при н.у. азот N2 массой 70 г?Сколько граммов кислорода выделится при разложении перманганата калия KMnO4 массой 10 г?
V раздел. Водород. Окислительно – восстановительные реакции.
Карточки
Самостоятельная работа. Окислительно-восстановительные реакции.
1 вариант.
В ниже следующих уравнениях определите, какое из веществ является окислителем, а какое – восстановителем, составьте электронный баланс и расставьте коэффициенты:
Mg + O2 → MgO
Fe + S → FeSFeO + C → Fe + CO2
CoO + H2 → Co + H2O
Самостоятельная работа. Окислительно-восстановительные реакции.
2 вариант.
В ниже следующих уравнениях определите, какое из веществ является окислителем, а какое – восстановителем, составьте электронный баланс и расставьте коэффициенты:
SO2 + O2 → SO3
H2 + Cl2 → HCl
SO2 + Mg → MgO + S
Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu
Самостоятельные работы
Самостоятельная работа «Водород».
1 вариант
Перечислите области применения водорода. На каких физических или химических свойствах основано это применение?
Допишите уравнения химических реакций, укажите, какими из них можно воспользоваться для получения водорода. Назовите тип каждой реакции.
CuO + H2 → Cu + …
Al + HCl → AlCl3 + …
Zn + … → ZnSO4 + …
Допишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода:
H2 + O2 →
H2 + CuO →
Укажите окислителем или восстановителем является водород в этих реакциях.
Самостоятельная работа «Водород».
2 вариант
В одном столбике приведенной ниже таблицы перечислены (под номерами 1-5) важнейшие области применения кислорода. Во втором столбике таблицы буквами А – Е обозначены свойства кислорода, лежащие в основе его применения. Приведите в соответствие записи таблицы.
Применение кислорода Свойства кислорода
1. В технике для резки и сварки металлов.
2. В медицине для облегчения дыхания больных.
3. В металлургии (кислородное дутье).
4. В химической промышленности для получения новых веществ.
5. В химических лабораториях для проведения реакций. А. Поддерживает дыхание.
Б. Реагирует со многими простыми и сложными веществами, образуя оксиды.
В. В реакциях с кислородом создаются высокие температуры. Реакции экзотермичны.
Г. Ускоряет процесс горения и окисления веществ.
Д. Бесцветный газ, тяжелее воздуха.
Е. Газ, плохо растворимый в воде, сжижается под давлением.
Допишите уравнения химических реакций:
… + O2 → CuO
Fe + O2 → …
S + …→ SO2
CuS + …→ SO2 + …
Назовите полученные вещества.
Допишите уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства водорода:
… + … → H2O
WO3 + … → W + …
Укажите окислителем или восстановителем является водород в этих реакциях.
Самостоятельная работа «Водород».
3 вариант
Перечислите области применения кислорода. На каких физических или химических свойствах основано это применение?
Допишите уравнения химических реакций, назовите полученные основания.
Na2O + H2O→
Ca + H2O →
Zn + H2SO4 →
Допишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода:
H2 + S →
H2 + FeO →
Укажите окислителем или восстановителем является водород в этих реакциях.
Самостоятельная работа «Водород».
4 вариант
В одном столбике приведенной ниже таблицы перечислены (под номерами 1-5) важнейшие области применения водорода. Во втором столбике таблицы буквами А – Е обозначены свойства водорода, лежащие в основе его применения. Приведите в соответствие записи таблицы.
Свойства водорода Применение водорода
1.Самый легкий газ.
2. Горит в кислороде. Температура пламени 25000С.
3. Горит в хлоре: H2 + Cl2 → 2HCl
4. Восстанавливает оксиды из металлов
5. Соединяется с азотом при высокой температуре и давлении. А.Сварка и резка металлов.
Б. Получение тугоплавких металлов.
В. Получение соляной (хлороводородной кислоты).
Г. Получение аммиака и азотных удобрений.
Д. Наполнение шаров – зондов.
Е. Экологически чистое топливо.
Допишите уравнения химических реакций:
Na2O + … → NaOHAl + … → Al2O3
Ba + H2O→
PbS + …→ SO2 + …
Назовите полученные вещества.
Допишите уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства водорода:
N2 + … → NH3
V2O5 + H2 →
Укажите окислителем или восстановителем является водород в данных реакциях.
Тестовый контроль
Тематическое тестирование по химии на тему: «Водород»
1 вариант.
Молярная масса K2SO4 равна:
100
174
160
98
88
Реакция  CaCO3→CaO+CO2↑, относится к реакциям:
Замещения
Обмена
Разложения
Соединения
Нейтрализации
С разбавленной серной кислотой может взаимодействовать:
Ag
Fe
Cu
Pt
Hg
Гремучий газ – это:
Смесь водорода и кислорода в соотношении 2:1
Смесь водорода и азота в соотношении 2:1
Смесь водорода и аргона в соотношении 2:1
Смесь кислорода и азота в соотношении 2:1
Нет верного ответа
Какое свойство не относится к свойствам водорода?
Бесцветный газ
Не имеет запаха
Хорошо растворим в воде
Легче воздуха
Тяжелее воздуха
Какое уравнение реакции соответствует схеме:
Оксид металла + кислота → соль + вода
CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2
Cu(NO3)2 + Zn → Zn(NO3)2 + Cu
NaCl + AgNO3 → NaNO3 + AgClНет верного ответа
Какой ученый дал характеристику свойств водорода?
Кавендиш
Лавуазье
Авогадро
Аррениус
БертлоМасса 0,2 моль карбоната кальция равна:
0,2 г
500 г
20 г
200 г
2 г
Назовите это соединение – NaH:
Оксид натрия
Гидрид натрия
Сульфид натрия
Хлорид натрия
Бромид натрия
С соляной кислотой не взаимодействует:
Ni
Fe
Zn
Hg
Al
Тематическое тестирование по химии на тему: «Водород»
2 вариант.
В раствор хлорида Cu (II) опустили железный гвоздь. Это реакция:
Нейтрализации
Обмена
Окислительно-восстановительные
Разложения
Замещения
Молярная масса фосфата натрия равна:
98
160
144
164
118
Какое из приведенных ниже схем относится к реакциям замещения:
Fe + O2
Fe + НCl→
Fe + Cl 2→
FeCl 2 + AgNO3→
Na2SO4 + BaCl2→
Масса 0,2 моль карбоната кальция равна:
0,2 г
500 г
20 г
200 г
2 г
Какое уравнение реакции соответствует схеме:
активный металл + вода → гидроксид металла + водород
Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2
Cu + H2O → Cu(OH)2 + H2
Ca + H2O → Ca(OH)2 + H2
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Все ответы верны
Назовите это соединение – NaH:
Оксид натрия
Гидрид натрия
Сульфид натрия
Хлорид натрия
Бромид натрия
Какой русский ученый опытным путем вывел ряд активности металлов?
Зинин
Бекетов
Менделеев
Морковников
Нет верного ответа
Выберите из нижеперечисленных ряд активных металлов:
Li Na Fe Cu PbCa Mg Zn Al Ag
Mg Al Zn Fe Ni
Ni Sn Pb Cu Hg
Ni Al Hg Sn Al
Молярная масса K2SO4 равна:
100
174
160
98
88
Какое свойство не относится к свойствам водорода?
Бесцветный газ
Не имеет запаха
Хорошо растворим в воде
Легче воздуха
Тяжелее воздуха
VI раздел. Вода. Растворы.
Самостоятельная работа. «Массовая доля. Растворы»
1 вариант 2 вариант
1. Рассчитайте массовую долю меди в гидроксиде меди (2).
2. Рассчитайте массы воды и хлорида натрия, необходимых для приготовления 150 г 6% раствора
3. Рассчитайте массовую долю железа в оксиде железа (3). 1. Рассчитайте массовую долю алюминия в гидроксиде алюминия.
2. Рассчитайте массы воды и нитрата натрия, необходимых для приготовления 250 г 10% раствора.
3. В 350 г воды растворили 50 г нитрата магния. Определите массовую долю соли.
3 вариант 4 вариант
1. Рассчитайте массовую долю цинка в нитрате цинка.
2. В 180 г воды растворили 20 г соли. Определите массовую долю соли.
3. Рассчитайте массовую долю меди в сульфате меди (2). 1. Рассчитайте массовую долю бария в хлориде бария.
2. В 200 г воды растворили 20 г иодида калия. Определите массовую долю иодида.
2. Рассчитайте массы воды и соли, необходимых для приготовления 300 г 5% раствора.
Зачет «Вода. Растворы»
Вариант I. Вопросы, помеченные * могут иметь несколько ответов.
1. Основной запас воды на земле находится в:
а) морях и океанах; в) атмосфере
б) подземных источниках г) ледниках, озерах, реках
2*. Какие вещества взаимодействуют с водой:
а) Са б) Na2О в) СO2
г) Нg д) CuО е) Р3. При приготовлении раствора его объем равен объему:
а) смешиваемых компонентов; в) растворяемого вещества;
б) растворителя; г) не равен объему смешиваемых компонентов
4*. Является раствором:
а) лимонная кислота; в) кровь;
б) дистиллированная вода; г) глицерин.
5. Какова (в%) концентрация раствора, если в 200г раствора содержится 20г соли? а) 5 б) 10
в) 20 г) 30
6. Взаимодействуют с водой:
а) Cu, CuO, SO2 в) Na, BaO, SO2
б) Pb, FeO, SO3 г) Na, BaO, SiO2
7. Взаимодействует с водой с образованием гидрооксида металла:
а) Fe б) Сu в) Nа г) Zn
8. Кислотный оксид:
а) N2О5 б) Na2О
в) ВаО г) Fe2O3
9. Оксид взаимодействует с водой:
а) СuО б) SO3
в) FeO г) SiO2
10. Дополните уравнение:
Fe + Н2О = Н2 + …
а) Fe б) Fe(ОН)2
в) Fe(ОН)3 г) FeО11. Гидрооксид магния – это …
а) Мg б) МgCL2
в) Мg(ОН)2 г) Мg SO4
Дополнительная часть.
12. Смешали 400г 40% -го раствора и 200г 10%-го раствора соли. Определите (в%) концентрацию нового раствора.
13. Какова молярная концентрация раствора, если в 3 л содержится 6 моль растворенного вещества?
Вариант II. Вопросы, помеченные * могут иметь несколько ответов.
Вода в земных условиях существует в природе в следующих агрегатных состояниях:
а) твердое б) жидкое
в) газообразное г) твердое, жидкое, газообразное
2. Плотность воды равна (в г\мл):
а) 1; б) 0,1 в) 0,92 г) 0,5
3*. Какие вещества взаимодействуют с водой:
а) СаО б) Na в) Р2O5
г) Аg д) SiO2 е) С
4. Является раствором:
а) бензол б) дистиллированная вода
в) молоко г) спирт
5. Масса растворенного вещества (в г), содержащегося в 700 г 20%-го раствора:
а) 140 б) 14
в) 20 г) 7
6. Взаимодействуют с водой:
а) К, К2O, СO2 в) Sn , ZnO, Р2O5
б) Нg, Нg O, Р2O5 г) АL, Fe2O3 , SO3
7. Взаимодействует с водой с образованием оксида металла:
а) Fe б) К
в) Нg г) Аu
8. Кислотный оксид:
а) SО2 б) СаО в) СrО г) K2O
9. Оксид взаимодействует с водой:
а) СrО б) AL2O3
в) HgO г) Na2O
10. Дополните уравнение:
2Na + 2Н2О = Н2 + …
а) Na б) Na2О
в) 2NaОН г) NaОН
11. Гидрооксид магния – это …
а) Fe2O3 б) Fe(OH)3
в) Fe(ОН)2 г) Fe SO4
Дополнительная часть
12. Смешали 200г 50% -го раствора и 500г 20%-го раствора соли. Определите (в%) концентрацию нового раствора.
13. Какова молярная концентрация раствора, если в 6 л содержится 3 моль растворенного вещества?
Вариант III. Вопросы, помеченные * могут иметь несколько ответов.
1. Основной запас воды на земле находится в:
а) морях и океанах; в) атмосфере
б) подземных источниках г) ледниках, озерах, реках
2. Температура плавления льда равна (в С):
а) 100 б) 1 в) 0 г) – 5
3*. Какие вещества взаимодействуют с водой:
а) СО2 б) Li в) Li2O
г) Hg д) SiO2 е) СO4. Не является раствором:
а) чай б) морская вода
в) пресная вода г) дистиллированная вода
5. Масса растворенного вещества (в г), содержащегося в 300 г 10%-го раствора:
а) 10 б) 30
в) 40 г) 60
6. Взаимодействуют с водой:
а) Ва, ВаO, SiO2 в) Li , Li 2O, SO3
б) S, SO2, SO3 г) Рt, СаO , Р2O5
7. Взаимодействует с водой с образованием гидрооксида металла:
а) Ва б) Мn в) Сr г) Рt
8. Основной оксид:
а) SiО2 б) СО2 в) Li 2O г) Р2O5
9. Оксид взаимодействует с водой с образованием кислоты:
а) СuО б) Р2O5
в) ВаO г) Na2O
10. Дополните уравнение:
СаО + Н2О = …
а) СаО + Н2 б) Са(ОН)2
в) Сa(ОН)2 + Н2 г) Са + Н2
11. Гидрооксид хрома (II) – это …
а) Сr2O3 б) Cr(OH)3
в) Cr(ОН)2 г) CrCL3
Дополнительная часть
14. Из 600г 50% -го раствора выпарили 200 г воды. Определите (в%) концентрацию нового раствора.
15. Какова молярная концентрация раствора, если в 10 л содержится 10 моль растворенного вещества?
Вариант IV. Вопросы, помеченные * могут иметь несколько ответов.
1. Нормальное содержание воды в организме человека (в %):
а) 10 б) 20 в) 65 г) 90
2*. Какие вещества взаимодействуют с водой:
а) Na б) BaO в) Zn
г) Fe2O3 д) SO3 е) N2
3. Состав раствора:
а) постоянный б) переменный
в) нельзя выяснить г) выражается химической формулой
4. Не является раствором:
а) газированная вода б) минеральная вода
в) кислота г) вода озера.
5. Сколько грамм 20%-ного раствора можно получить из 5г вещества?:
а) 10 б) 25
в) 100 г) 50
6. Взаимодействуют с водой:
а) К, АL2О3, SiO2 в) Ni , СuO, SO3
б) Аg, РbO, SO3 г) Na, K2O , N2O5
7. Не взаимодействует с водой с образованием гидрооксида металла:
а) Ва б) Sn в) Сr г) Au
8. Основной оксид:
а) SiО2 б) СО2 в) Li 2O г) Р2O5
9. Оксид взаимодействует с водой с образованием гидрооксида:
а) CuО б) N2O5
в) WO3 г) K2O
10. Дополните уравнение:
SО3 + Н2О = … а) SО2 б) Sе(ОН)2
в) Н2SО4 г) Н2SО3
11. Гидрооксид меди (I) – это …
а) Сu2O б) Cu(OH)2
в) CuОН г) CuO
Дополнительная часть
14. K 800г 50% -го раствора добавили 200 г воды. Определите (в%) концентрацию нового раствора.
15. Какова молярная концентрация раствора, если в 1 л содержится 2 моль растворенного вещества?

VII раздел. Основные классы неорганических веществ
Карточки.
№1. Установите соответствие между формулой оксида и соответствующего ему гидроксида.
ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА ГИДРОКСИДА
А. Cu2O 1. H2SO4
Б. CO2 2. Al(OH)3
В. Al2O3 3. Cu(OH)2
Г. SO3 4. H2CO3
5. CuOH
6. H2SO3
№2. Установите соответствие между формулой гидроксида и соответствующего ему оксида.
ФОРМУЛА ГИДРОКСИДА ФОРМУЛА ОКСИДА
А. H3PO4 1. SO2
Б. Fe(OH)3 2. FeO В. H2SO4 3. Fe2O3
Г. Ba(OH)2 4. BaO 5. P2O5
6. SO3
№3. Установите соответствие между формулой оксида и соответствующего ему гидроксида.
ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА ГИДРОКСИДА
А. Fe2O3 1. Н2СО3
Б. CO2 2. Fe(OН)3
В. CaO 3. Fe(OH)2
Г. P2O5 4. Ca(OH)2
5. H3 PO4
6. H PO2
№4. Установите соответствие между формулой гидроксида и соответствующего ему оксида.
ФОРМУЛА ГИДРОКСИДА ФОРМУЛА ОКСИДА
А. KOH 1. CuO
Б. Cu(OH)2 2. CrO3
В. Cr(OH)3 3. Cr2O3
Г. H2CrO4 4. CuO
5. K2O
6. Cu2O
Контроль знаний. «Классы неорганической химии»
1 вариант 2 вариант
Назвать данные вещества:
CaO, KOH, FeCl2, H2SO4, N2O5, Cu(OH)2, Fe2O3, HCl, MgSO4, H2S, LiOH, SO2, Zn(OH)2, Sn(OH)4.
Вещества из №1 расположить в таблицу:
Основные
оксиды Кислотные
оксиды Щёлочи Нерастворимые
основания
Бескислородные кислоты Кислородосодержащие
кислоты Соли Указать степень окисления для веществ:
Cu(OH)2 , H2CO3 , Li2SO4. Для кислоты и основания записать формулы соответствующих оксидов. Для соли __ основания и кислоты, основного и кислотного оксидов, металла и неметалла.
4. Для 3х1023 молекул газа кислорода найти количество вещества, объём, массу. Назвать данные вещества:
BaO, Zn(NO3)2, Li2SO4, HBr, KOH, CO2, H3PO4, Cu(OH)2, HI, P2O3, Al2O3, Al(OH)3, NaOH, H2CO3.
2. Вещества из №1 расположить в таблицу:
Основные
оксиды Кислотные
оксиды Щёлочи Нерастворимые
основания
Бескислородные кислоты Кислородосодержащие
кислоты Соли 3. Указать степень окисления для веществ:
Ba(OH)2, HNO2, CuSO4. Для кислоты и основания записать формулы соответствующих оксидов. Для соли __ основания и кислоты, основного и кислотного оксидов, металла и неметалла.
4. Для оксида серы (IV) количеством вещества 0,1 моль найти число молекул, массу, объём
3 вариант 4 вариант
Назвать данные вещества:
K2O, H2S, Ba(OH)2, N2O, NaI, Pb(OH)2, HNO3, Ba3(PO4)2, NiO, HBr, RbOH, SiO2, CuOH, H2SO4.
Вещества из №1 расположить в таблицу:
Основные оксиды Кислотные оксиды Щёлочи Нерастворимые основания
Бескислородные кислоты Кислородосодержащие кислоты Соли 3. Указать степень окисления для веществ:
Au(OH)3, H3PO4, LiNO2. Для кислоты и основания записать формулы соответствующих оксидов. Для соли __ основания и кислоты, основного и кислотного оксидов, металла и неметалла.
4. Для сероводородной кислоты массой 6,8 г найти количество вещества, объём, число молекул. Назвать данные вещества:
Al2(CO3)3, HNO2, Ni(OH)2, KF, As2O3, Hg(OH)2, H2SO3, HF, ZnO, HBr, KOH, CsOH, N2O3, Na2O.
Вещества из №1 расположить в таблицу:
Основные
оксиды Кислотные
оксиды Щёлочи Нерастворимые
основания
Бескислородные кислоты Кислородосодержащие
кислоты Соли 3. Указать степень окисления для веществ:
MgSO4, AgOH, H2SO3. Для кислоты и основания записать формулы соответствующих оксидов. Для соли __ основания и кислоты, основного и кислотного оксидов, металла и неметалла.
4. Для 4.48 л газа водорода вычислить количество вещества, число молекул, массу
Классы неорганических соединений. Тест
Группа формул веществ, включающая формулы основания, кислоты, соли и основного оксида
1 BaO, AlCl3, H3PO4, Pb(NO3)2 3) FeSO4 , SO2 , H2CO3, Fe(OH)2
2) CuO, H2SO3, KNO3, Ba(OH)2 4) Ca(OH)2 , NaCl, Na2S, Na2O
Формула хлорида хрома (III)
1) CrClO3 3) CrCl3
2) CrOHCl2 4) CrCl2
Изменение свойств оксидов от основных к кислотным происходит в ряду веществ с формулами:
1) SO3 — MgO —Al2O3 3) P2O5 — Li2O — SiO2
2) MgO — Al2O3 — SiO2 4) Li2O — P2O5 — CаO
Пара формул веществ, реагирующих с оксидом кальция:
1) Ca (OH)2, H2O 3) HCl, NaOH2) NaCl, K 2O 4) CO2, HCl
Металл, реагирующий с водным раствором сульфата меди (II):
1) Цинк 2) Платина 3) Ртуть 4) Серебро
Группа формул веществ, включающая формулы основания, кислоты, соли и основного оксида
1). HCl , SO3 , NaNO3, Ca(OH)2 3). CuCl2, К2О, NaNO3, Ca(OH)2
2). CuCl2, H3PO4, KOH, CO2 4). HNO3, FeS, Cu(OH)2, FeOФормула хлорида железа (III)
1). FeCl2 3). FeCl3
2). FeSO4 4). FeOHCl
Изменение свойств оксидов от кислотных к основным происходит в ряду веществ с формулами:
1) P2O5 — Al2O3 — MgO 3) Al2O3— SiO2 — MgO
2) CaO — CO2 — Al2 O3 4) P2O5 — MgO — SiO2
Пара формул веществ, реагирующих с оксидом углерода (IV):
1) H2O, P2O5 3) К2 О, О2
2) NaOH, H2O 4) Ca(OH)2, H2SO4
Металл, реагирующий с водным раствором нитрата железа (II):
1) Алюминий 2) Золото 3) Медь 4) Платина
представителей четырех классов неорганических соединений;
1) HNO3, CaO, Na2S, KOH 3) MgO, HCl, Cu(OH)2, CO2
2) Al2O3, H2SO4, LiOH, HBr 4) HCl , CaSO3 , NaNO3, Ca(OH)2
Формула хлорида меди (II):
1) CuCl2 3) CuCl
2) CuS 4) CuI2
Изменение свойств оксидов от основных к кислотным происходит в ряду веществ с формулами:
1) SiO2 —MgO — P2O5 3) MgO — SiO2 —P2O5
2) P2 O5 — MgO — Li2 O 4) CaO — CO2 — Al2 O3
Пара формул веществ, реагирующих с оксидом лития:
1) H2O, CaO 3) NaOH, HCl
2) NaOH, H2O 4) CO2, H2SO4
Металл, реагирующий с водным раствором хлорида железа (II):
А. Платина Б. Серебро В. Цинк Г. Медь
Контрольная работа по химии на тему «Важнейшие классы неорганической химии»
1 вариант.
Приведите по два примера реакций получения водорода:
Путем реакции разложения
Путем реакции замещения.
Напишите уравнения реакций и подпишите названия веществ.
Закончите уравнения лишь тех реакций, которые практически возможны:
H2 + Ag2O →
Fe2O3 + HCl →
Mg + H2SO4 →
CaO + HCl →
Подпишите названия веществ и укажите тип каждой реакции.
Напишите формулы солей, образованных:
Кальцием и соляной кислотой;
Натрием и фосфорной кислотой;
Алюминием и азотной кислотой.
Дайте названия этим солям.
В стакан, где было 20 г сухой соли, налили 200 мл воды. Какова массовая доля (%) соли в полученном растворе?
2 вариант.
Составьте уравнения реакций водорода со следующими веществами:
Кислородом;
Оксидом меди (II).
Подпишите названия веществ.
Закончите уравнения лишь тех реакций, которые практически возможны:
Zn + H2SO4 →
Fe + O2 →
Ag + HCl →
MgO + HNO3 →
Подпишите названия веществ и укажите тип каждой реакции.
Напишите формулы солей, образованных:
Магния с серной кислотой;
Алюминия с соляной кислотой;
Цинка с азотной кислотой.
Дайте названия этим солям.
Сколько граммов сахара и воды необходимо для приготовления 300г 15%-го раствора сахара?
3 вариант.
Составьте уравнения реакций получения водорода при взаимодействии с соляной кислотой:
Кальция;
Бария.
Подпишите названия веществ.
Закончите уравнения лишь тех реакций, которые практически возможны:
Al + O2 →
CuO + HCl →
Ca + H2SO4 →
H2 + HgO →
Подпишите названия веществ и укажите тип каждой реакции.
Напишите формулы солей, образованных:
Натрия и соляной кислотой;
Кальция и фосфорной кислотой;
Алюминием и азотной кислотой.
Дайте названия этих солей.
Задача. В 250 г воды растворили 50 г соли. Какова массовая доля (%) соли в полученном растворе?
4 вариант.
Составьте уравнения реакций получения кислорода:
Из оксида ртути;
Из воды.
Подпишите названия веществ.
Закончите уравнения лишь тех реакций, которые практически возможны:
ZnO + HCl →
CaCO3 →
CaH2 + H2O →
Au + H2SO4 →
Напишите формулы солей, полученных при реакции серной кислоты с металлами:
Магнием;
Калием;
Алюминием.
Дайте названия этих солей.
Задача. Определите массу соли и растворителя в 300 г 10%-го раствора?
5 вариант.
Выпишите отдельно: а) оксиды; б) кислоты; в) основания; г) соли:
Н2SO3, N2O5, Ba(OH)2, Mg(NO3)2, HCl, CuSO4, Fe(OH)3, SO2.
Назовите эти вещества. Среди оснований найдите растворимые и нерастворимые.
Напишите формулы следующих веществ:
Серной кислоты;
Нитрата кальция;
Оксида азота (II)
Сульфат калия;
Фосфат кальция;
Хлорид меди (II);
Азотной кислоты.
Перепишите приведенные ниже схемы уравнений реакции, вместо знаков вопроса напишите формулы соответствующих веществ и поясните, к какому типу реакций относится каждая из них. Расставьте коэффициенты, дайте названия всем веществам:
HCl + Mg → ? + H2
HCl + Al2O3 → ? + ?
H2O → ? + ?
Задача. В 80 г воды растворили 20 г сахара. Вычислите массовую долю (%) сахара в полученном растворе.
6 вариант.
Выпишите отдельно: а) оксиды; б) кислоты; в) основания; г) соли:
KOH, HBr, CaO, HNO3, Ba(OH)2, HCl, CuSO4, Cu(OH)2, SO3.
Назовите эти вещества. Среди оснований найдите растворимые и нерастворимые.
Напишите формулы следующих веществ:
Оксид марганца (IV);
Сульфат железа (III);
Угольной кислоты;
Оксида углерода (II);
Соляной кислоты;
Гидроксида меди (II);
Оксида серы (VI).
Перепишите приведенные ниже схемы уравнений реакции, вместо знаков вопроса напишите формулы соответствующих веществ и поясните, к какому типу реакций относится каждая из них. Расставьте коэффициенты, дайте названия всем веществам:
H2SO4 + Al → ?H2 + Fe2O3 → ?HCl + ? → ? + H2O
Задача. В 50 г воды растворили 10 г соды. Вычислите массовую долю (в %) соды в растворе.
VIII раздел. Итоговый контроль знаний
Тестовый контроль. 1 полугодие
1 вариант
1.Порядковый номер атома натрия равен:
7
11
14
23
2. Заряд ядра равен +15 в атоме:
кислорода
азота
фосфора
серы
3. Самый легкий элемент:
He
Hg
N
H
4. В побочной подгруппе находится:
РоСо
АLВ
5. 20 электронов, 20 протонов, 20 нейтронов содержит атом:
Zn
N
Ca
P
6.Семь электронов находится на внешнем электронном уровне атома:
СsN
Li
Br
7. Три энергетических уровня в атоме:
К

GaSi
8. Высшая валентность хлора равна:
1
7
5
3
9. Распределение электронов по слоям в атоме кремния соответствует:
2,8,4
4,8,2
2,8,18,4
2,8,8,8,4
10. Электронная формула 1s 2s2p соответствует атому:
О
С


11. Неметаллом является:
RnW
Pt
Zn
12. Неметаллические свойства растут в ряду:
а) K – Na – Li
б) Li – Be – B
в) Se – S – O
г) Ca – Sr – Ba13. Наименьшим радиусом обладает атом:
а) F
б) O
в) Be
г) C
14. Укажите реакцию замещения
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
CaCO3=CO+CO2
2NO+O2=2NO2
2HNO3+CaO=Ca(NO3)2+H2O
2H2+O2=2H2O
15. Химический элемент это:
Определенный вид атомов
Химически неделимая частица вещества
Химически делимая частица вещества
Сложное вещество
Простое вещество
16. Ar – это:
Химическая формула
Относительная молекулярная масса
Относительная атомная масса
Массовая доля элемента в веществе
Количество вещества
17. Валентность элемента минимальна в оксиде:
CuO
BaOCu2O
SO3
CO2
18. Укажите реакцию обмена
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
CaCO3=CO+CO2
Mg+CuCl2=MgCl2+Cu
2HNO3+CaO=Ca(NO3)2+H2O
2H2+O2=2H2O
19. Укажите валентность железа в соединении Fe2O3:
I
II
III
IV
VI
20. Укажите валентность кислорода:
I
II
III
V
VII
2 вариант
1.Порядковый номер атома титана равен:
18
4
48
22
2. Заряд ядра хлора равен:
+7
+3
+17
+36
3. Масса атома элемента в 7 раз больше атомной массы атома водорода:
Li
C
O
He
4. В побочной подгруппе находится:
РС
АLМn5. 15 электронов, 15 протонов, 15 нейтронов содержит атом:
Zn
N
Ca
P
6.Пять электронов находится на внешнем электронном уровне атома:
В
N
АgВа7. Семь энергетических уровней в атоме:
Li
Br
Fe
N
8. Высшая валентность серы равна:
1
6
2
3
9. Распределение электронов по слоям – 2,8,8,1 – соответствует атому:

Fe
F
К
10. Электронная формула 1s 2s2p 3s соответствует атому:
РСаGaSr11. Неметаллом является:
РbKr
In
Sn12. Неметаллические свойства растут в ряду:
Li – Na – K
B – Bе - Li
Sе – S - О
Ca – Sr – Ba13. Наименьшим радиусом обладает атом:
Li
Cs
Na
К
14. Укажите относительную молекулярную массу О2:
16
32
34
14
18
15. К простым веществам относятся:
CaO, CO2
N2, Cl2
Fe2O3, H2O
CuO, O2
Br2, Na2O
16. Укажите реакцию замещения
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
CaCO3=CO+CO2
2NO+O2=2NO2
2HNO3+CaO=Ca(NO3)2+H2O
2H2+O2=2H2O
17. Укажите единицу измерения молекулярной массы вещества:
Моль
Грамм
г⁄мольл⁄мольне имеет единицы измерения
18. NA - это обозначение:
Количества вещества
Относительной атомной массы
Постоянной Авогадро
Молярного объема газа
Нет верного ответа
Разделить смесь речного песка и воды можно:
c помощью магнита;
нагревая смесь;
профильтровав раствор;
механически разделяя частицы.
Запись 7F2 обозначает:
7 атомов фтора;
14 атомов фтора;
7 молекул фтора;
7 молекул.
3 вариант
1.Порядковый номер равен пяти для атома:
N
Rb B
He
2. Заряд ядра атома алюминия равен:
+27
+3
+14
+13
3. В два раза больше атомной массы кислорода масса атома элемента:
Ti
C
S
Mg
4. В побочной подгруппе находится:
Mg
Сr K
Te
5. Число электронов и нейтронов атом алюминия содержит:
13 и 14
27 и 13
13 и 27
13 и 13
6.Число электронов находится на внешнем электронном уровне атома аргона:
40
18
8
3
7. Число энергетических уровней в атоме скандия:
3
4
21
2
8. Высшая валентность фосфора равна:
5
6
2
3
9. Распределение электронов по слоям – 2,8,18,8 – соответствует атому:
Ar He
Ne
Кr10. Электронная формула соответствующая атому кремния:
1s2s2p3s
1s2s2p3s3p
1s2s2p3s3p
1s2s2p
11. Неметаллом является:
Se
Kr
V
Cu
12. Неметаллические свойства растут в ряду:
Na – K - Pb C – B – Be
Se – Te - Po
Br – Cl – F
13. Наименьшим радиусом обладает атом:
Mg
Ar Na
P
14. Укажите реакцию разложения:
CaCO3=CaO+CO2
C+O2=CO2
ZnO+CO=Zn+CO2
CO2+C=2CO
2CO+O2=2CO2
15. Относятся ли к физическим явлениям:
Образование облаков
Фильтрование
Кристаллизация
Испарение
Нет верного ответа
16. Mr – это:
Химическая формула
Относительная молекулярная масса
Относительная атомная масса
Массовая доля элемента в веществе
Количество вещества
17. Химически неделимые частица вещества – это:
Молекула
Атомы
Химический символ
Сложное вещество
Простое вещество
18. Какой из перечисленных элементов имеет постоянную валентность:
Cu
Fe
N
BaS
Валентность хрома в соединении Cr2O3 равна:
2;
3;
4;
6.
20. Разделить смесь алюминиевых и железных опилок можно:
добавив воду и профильтровав раствор;
нагревая смесь;
с помощью магнита;
механически разделяя частицы
Итоговая контрольная работа
1 вариант.
Составьте формулы следующих соединений:
Оксид цинка
Гидроксид меди (II)
Фосфорная кислота
Бромид натрия
Оксид серы (VI)
Гидроксид алюминия
Хлороводородная кислота
Нитрат серебра
Допишите уравнения тех реакций, которые практически возможны. Расставьте коэффициенты и определите тип каждой реакции:
Fe(OH)3 →
Zn + HCl →
Au + H2SO4 →
KOH + H2SO3 →
P2O5 + H2O →
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → FeOДайте полную характеристику кальцию на основе строения атома и положения в периодической системе Д.И. Менделеева.
Задача. Рассчитайте массу и количество соляной кислоты, необходимой для растворения алюминия массой 10,8 г.
2 вариант.
Составьте формулы следующих соединений:
Оксид азота (IV)
Кремниевая кислота
Гидроксид калия
Сульфид натрия
Оксид алюминия
Азотная кислота
Гидроксид магния
Фосфат кальция
Допишите уравнения тех реакций, которые практически возможны. Расставьте коэффициенты и определите тип каждой реакции:
H2SO4 + NaOH→
Ag + H2O→
K2O + H2O →
Zn(OH)2 →
CuSO4 + Fe →
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Ca → CaCl2 → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2
Дайте полную характеристику кремнию на основе строения атома и положения в периодической системе Д.И. Менделеева.
Задача. Медная проволока сгорела в кислороде. Рассчитайте массу и количество образовавшегося оксида, если масса медной проволоки составляла 28,8 г.
3 вариант.
Составьте формулы следующих соединений:
Оксид серы (VI)
Сернистая кислота
Гидроксид кальция
Нитрат бария
Оксид железа (III)
Сероводородная кислота
Гидроксид бария
Сульфат магния
Допишите уравнения тех реакций, которые практически возможны. Расставьте коэффициенты и определите тип каждой реакции:
SO3 + H2O →
Ba(OH)2 + H2SO4 →
NaOH + H2O →
Cu(OH)2 →
Fe2O3 + Al →
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
C → CO2 → CaCO3 → CaO
Дайте полную характеристику серы на основе строения атома и положения в периодической системе Д.И. Менделеева.
Задача. Вычислите массу и количество оксида кальция, который будет получен при прокаливании карбоната кальция (CaCO3) массой 50г.