Статья Формы и методы формирования потребности в здоровом образе жизни у младших школьников


М.И. Обухова,
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, факультет педагогики и методики начального образования, 4 курс, научный руководитель – старший преподаватель Кобялковская Т.Н.
Формы и методы формирования потребности в здоровом образе жизни у младших школьников.
Особую актуальность в современной начальной школе приобретает проблема охраны и укрепления детского здоровья.
Об этом свидетельствуют результаты научных исследований. По данным Федерального агентства по образованию Российской Федерации было установлено, что у большинства детей имеется нарушение зрения, осанки, наличие хронических заболеваний. Незначительный процент составляют относительно здоровые дети. Исходя из этого, становится ясно, что необходимо искать новые подходы решения проблемы сохранения и укрепления детского здоровья.
Решение этой проблемы тем более необходимо, что оптимизация педагогического процесса, увеличение объема учебного материала к приводит к нервному и физическому истощению учащихся и влияет в конечном итоге, на состояние общего здоровья.Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России становится не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, которая требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Известно, что основы здоровья закладываются в детском возрасте. Начальной школе отводится значительная роль профилактике различных заболеваний, так как именно через обучение в начальной школе проходят все дети. А ведь здоровые дети – это здоровая нация, более продуктивное развитие страны.
Целью нашей работы является: изучение опыта работы учителей современной начальной школы по проблеме формирования потребности в здоровом образе жизни.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: формы и методы воспитания потребности в здоровом образе жизни младших школьников.
Здоровье человека зависит от многих факторов: наследственность, экология, система и доступность здравоохранения, политическая и экономическая ситуация в стране. Однако особое место среди них занимает образ жизни человека.
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Такие знания  преподносятся в ходе уроков безопасности жизнедеятельности, природоведения, окружающей среды, в процессе разнообразной внеурочной деятельности.
Важным моментом является форма преподнесения этого материала. Очевидно, что обычные лекции не заинтересуют малышей и тем более не привьют им любовь к спорту, скорей, наоборот, у них сложиться впечатление, что это неинтересное навязанное и скучное. А вот «уроки здоровья», практические занятия, беседы, рисование на определенную тематику, наблюдение за природой, игры, проектная деятельность детей - те методы, которые, несомненно, вызовут интерес учащихся.Известно, что самый эффективный метод деятельности младшего школьника - это игра. Она позволяет удерживать внимание ребенка максимально долго. В играх дети примеряют различные роли и формы отношений, таких как: сотрудничество, соподчинение, взаимопомощь и др. Это также развивает и социальные качества детей, что является основой духовно – нравственного здоровья.
Подвижные игры создают условия для развития движений, мелкой моторики, укрепляют костно-мышечную систему. В играх, где используется соревновательные элементы, воспитывается творческое отношение детей к двигательной активности. Формируются такие качества как целенаправленность, активность, ловкость, быстрота, умение преодолевать препятствия, развивается фантазия и смекалка, исчезают страхи. В работе направленной на формирование потребности в здоровом образе жизни могут быть использованы и такие методы как: занимательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение детских книг, инсценирование ситуаций, просмотр видеоматериалов.
В формировании потребности в здоровом образе жизни имеют значение и формы работы, которые может использовать учитель. К ним можно отнести: занятия на природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины, уроки-семинары, дебаты, дискуссии. Очень важно чтобы эти формы повышали активность детей и способствовали формированию потребности в здоровом образе жизни.
На наш взгляд, также было бы полезно говорить не только о важности здорового образа жизни, но и о негативных последствиях «неправильного» образа жизни.
Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия применяемых форм и методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при их выборе. Важным условием, повышающем эффективность данной работы является личный пример педагога и родителей.
В процессе работы над исследованием нами были просмотрены статьи из журналов, посвященные опыту работы учителей начальной школы по формированию потребности в здоровом образе жизни.
С нашей точки зрения наиболее интересен опыт учителей Лаврентьевой С.Е., Новолодской Е.Г., Чичковой Г.М.
Они используют такие формы как: здоровьесберегающий урок, спортивно-оздоровительные мероприятия (утренняя зарядка, игровые перемены, дни здоровья). Наиболее интересен подход Новолодской Е.Г., она используют театральную педагогику в контексте здоровотворческого подхода в образовании.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни. Задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.
Решение данной задачи возможно при условии систематической и целенаправленной работы по охране и укреплению здоровья младших школьников, способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей, сохранению и укреплению их психического состояния и физического здоровья.
Литература.
Боброва И.В. «Формирование здорового образа жизни младших школьников» [Электронный ресурс], 2013.
Лаврентьева С.Е, «Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий» [Электронный ресурс], 2012.
Новолодская Е.Г. «Театральная педагогика в проектировании здоровьесберегающей деятельности младших школьников»// Начальная школа плюс до и после.- № 8, 2013.
Чичкова Г.М. «Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников»// Начальная школа плюс до и после.- № 1, 2013.