В настоящее время развитие основ образования школьников в области физической культуры имеет явно выраженную ориентацию на укрепление и сохранение здоровья учащихся, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни, привитие навыков самостоятельной орг


Педагогическое эссе
Якутские прыжки для младших школьников в условиях введения ФГОС
«Неграмотный будущего  - это не тот, кто не умеет читать. 
Ими  станут те, кто не умеет учиться».
Олвин Тоффлер
В настоящее время развитие основ образования школьников в области физической культуры имеет явно выраженную ориентацию на укрепление и сохранение здоровья учащихся, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни, привитие навыков самостоятельной организации и проведения занятий физической культурой. Но как это сделать на практике, чтобы и ученикам моим было интересно и чтобы идти в ногу со временем, тем более обучение учащихся с 1 по 4 класс проходит по Федеральным государственным стандартам нового поколения.
Отечественная педагогическая наука, роль которой всегда возрастала на переломных этапах развитиях общества, предложила целый ряд методологически обоснованных положений и концептуальных решений по реформированию школьного образования. В своей основе все они отражают единую потребность общества в формировании разносторонней личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
В соответствии с общей целевой установкой развития отечественной системы образования целью образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации собственной трудовой деятельности, организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга. Из данной цели становится очевидным, что результативность образования в области физической культуры в первую очередь не преследует достижения заданных требований физической подготовки, как это было в прежней системе физического воспитания, а ориентируется на формирование личностно значимых компетенций, которые необходимы человеку для преобразования и совершенствования его собственной физической природы. Последнее осуществляется человеком в рамках собственных интересов и потребностей, и физическая подготовка в данном процессе выступает лишь средством удовлетворения этих интересов.
По определению академика Российской академии образования профессора А.Г. Хрипковой, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития двигательной функции человека и, как следствие, может рассматриваться в качестве начального этапа целенаправленного преобразования физической природы ребенка. Отсюда следует заключить, что именно в этом возрасте, в первую очередь с учетом возрастных особенностей физического, психического и социального развития, физическое воспитание должно активно воздействовать на целостное развитие школьников, формировать их интерес к физической культуре, создавать условия активного вовлечения в разнообразные формы занятий физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
При планировании учебного материала учебной программы по физической культуре я опиралась не только на ФГОС начального общего образования, содержание учебников по физической культуре, особенности подготовленности учащихся, но и на особенности климатогеографических и экологических условий региона, его национально-этнические и культурно-исторические традиции в области физической культуры и спорта. И это не случайно. Район крайнего севера. Большая часть года – зима. Не смотря на большое количество спортивных кружков и секций в городе, как и везде в России, дети ведут сидячий образ жизни. Телевизор, компьютер… Приходя ко мне на урок, учащиеся должны как можно больше двигаться. Тематические комплексы упражнений фронтально, по группам или индивидуально. Образовательные и двигательные компоненты, разминки, уроки с образовательно-тренировочной направленностью. Все это необходимо для развития физических качеств.
Но именно в этом регионе есть своеобразные особенности. От старшеклассников я услышала словосочетание «Якутские прыжки», заинтересовалась, стала изучать, посмотрела фильмы про них и захотела показать их моим ученикам. История возникновения и развитие народных физических упражнений якутов уходит корнями в далекое прошлое. Отсутствие письменности не позволяет сегодня до конца раскрыть историю возникновения, развития и системы применения физических упражнений. Только с началом организованного изучения Северо-Востока Сибири появились письменные описания, статьи и работы о национальных физических упражнениях коренных народов. Интересные сведения о физических упражнениях, состязаниях и играх, их применении в воспитании и физической подготовке воина, мужчины дошли до нас через устные народные предания, олонхо, легенды, мифы и сказки. В процессе своего исторического развития, коренные народы Республики Саха создали собственную самобытную систему физического воспитания и оздоровления, которые формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий. Созданные талантом народа, они передавались из поколения в поколение и удовлетворяли потребность людей в физических упражнениях, тренированки организма, приобретении жизненных навыков и умений. В 1923 году, с образованием Якутского Совета физической культуры борьба «Хапсагай», борьба на кушаках, национальные прыжки «Кылыы», «Ыстанга», «Куобах», перетягивание палки и веревки были утверждены как национальные виды спорта.
На сегодняшний день вопросы совершенствования тренировочного процесса в Республике Саха (Якутия) по данной дисциплине национальных видов спорта являются актуальными, однако рассмотрены недостаточно. Современная, всё более возрастающая конкуренция в Республике Саха (Якутия) в каждом из видов спорта, в том числе и по якутским национальным прыжкам, приводит тренеров и специалистов, занимающихся подготовкой спортсменов, к поиску новых методов и средств планирования, а также новых путей контроля тренировочного процесса.
Якутские национальные прыжки для школьников 1-4-х классов вводятся в виде подвижных игр, в их число входят прыжки через скакалку, через набивные мячи, несколько безостановочных прыжков на одной, на двух ногах, с ноги на ногу, игра “прыжки с кочки на кочку”, эстафеты с применением различных прыжков, “лошадиный галоп”, танцевальные прыжки и т.п. Для учащихся среднего школьного возраста во время урока физкультуры проводится обучение технике якутских национальных прыжков, которые применяются также как средство для развития скоростно-силовых качеств.
Якутские прыжки являются отличным средством общефизической и специальной подготовки для других, классических видов спорта, а также средством для формирования здорового образа жизни.