Конспект урока окружающего мира в 3 «Б» классе на тему: «Иван 4 Грозный-первый русский царь»


Конспект урока окружающего мира в 3 «Б» классена тему: «Иван 4 Грозный-первый русский царь»
Цель: Знакомство с образом Ивана 4 Грозного
Задачи:
-способствовать формированию представлений о роли первого русского царя Ивана 4 Грозного.
- показать значение деятельности первого русского царя Ивана 4 Грозного
- формировать умение делать выводы и правильно строить высказывания;
- развивать чёткую и грамотную речь учащихся;
-способствовать формированию чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: называет первого русского царя Ивана 4;
Метапредметные:
познавательные –строит речевые высказывания в устной и письменной форме;
регулятивные –оценивает правильность выполнения задания;
коммуникативные - делает выводы; строит речевые высказывания; планирует учебное сотрудничество;
Личностные: высказывает предположения; обсуждает проблемные вопросы.
План урока
Орг. момент – 1 минута
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии – 4 минуты
Открытие новых знаний – 25 минут
Первичное закрепление – 10 минут
Инструктаж о выполнении домашнего задания – 1 минута
Рефлексия – 5 минут
Ход урока
Этап Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы, методы и средства Формируемые УУД
Орг. момент Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность- Здравствуйте, ребята!
-Прозвенел звонок.
Начался урок.
Встали ровно, тихо сели.
- Здравствуйте, хорошо! Фронтальная беседа.
Слайд 1. Регулятивные: волевая саморегуляцияЛичностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии Организация подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.  Сегодня мы отправляемся в путешествие во времени. В1530 год.
Давайте посмотрим на доску и подумаем о ком же сегодня будет идти речь? Ребят посмотрите на изображения, что вы можете о них сказать?
Да правильно, а что вы о них знаете?
А на 3 портрете Иван 4, что вы знаете о нём?
Наш урок мы посветим Ивану 4. - Ярослав Мудрый
-Владимир Красное Солнышко
-Ребята отвечают
-Ребята думают и отвечают Беседа, рассказ, презентация.
Слайд 2. Познавательные:
структурирование знаний; высказывания в устной форме;
Регулятивные:
составление плана и последовательности действии;
оценка; коррекция; саморегуляция.
Коммуникативные:
постановка вопросов; умение выражать свои мысли.
Открытие новых знаний Иван Родился в 1530 году, он был долгожданным ребенком у родителей. Когда ребёнок родился он ударил ножкой сильно бабку-повитуху, которая взяла его на руки и она сказала: «У ребёнка два сердца – одно доброе, другое злое…» Когда Ивану было 3 года умер его отец, через 5 лет умерла и матушка его. Один старший друг был у него митрополит Макарий, который помог получить Ивану 4 блестящее образование, привил в нем любовь к чтению и искусству.
Мальчик рос в обстановке борьбы за власть, между его помощниками-боярами, вражды, обмана и убийств. Поэтому он стал очень подозрительным и злым. Он уже в детстве мучил кошек и собак, а позже стал безжалостно расправлялся с людьми, которые окружали его.. И прозвал народ Ивана IV
ГРОЗНЫМ.
-В 16 лет Иван 4 венчался на царство и первым из русских князей принял титул «царя всея Руси»
Иван Грозный создает первую постоянную на Руси армию «Опричников». До этого армия была наемной. Опричники исполняют, зачастую роль палачей. Помогают Ивану Грозному жестоко истреблять непокорных. Опричники объезжали Русь и собирали налоги, убивали людей, грабили. Их можно было увидеть издалека: Внешний вид опричников нагонял страх на людей. Черная одежда, черные кони с одной стороны висела голова собаки, символ преданности царю, а с другой стороны метла – символ того, что эти люди очищают государство от ненужных и неверных Ивану Грозному людей.
Было создано также войско стрельцов. С новым войском Иван Грозный совершил много славных походов.
За время царствования народ жил в проголодь, по его приказу ослепили архитокторов, к смертной казни были приговорены 5 тысяч человек,
При Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов.
В годы правления Ивана Грозного были установлены торговые отношения с Англией.
В одном из припадков гнева Иван 4 убил своего родного сына.
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, давайте немного отдохнём.
Встаём все. Встаньте так, чтобы друг другу не мешать.
Повторяйте за мной.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, подтянуться, три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На 4- руки шире,
5,6 –тихо сесть.
7,8- лень отбросим.
- Теперь давайте продолжим.
Но так же Иван IV вошёл в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью. Он любил ездить по монастырям, построил очень много Храмов, интересовался описанием жизни великих царей прошлого.
Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству собора Василия Блаженного на Красной площади. Собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
Народ по разному относился к правлению Ивана Грозного и придумал поговорки об этом времени.
1. Бог на небе, царь на земле.2. Без бога свет не стоит, без царя земля не правится.3. Светится одно солнце на небе, а царь русский на земле.4. Грозно, страшно, а без царя нельзя.5. Народ – тело, царь – голова.6. Родится Тит широкий ум Не даром народ говорил про Ивана 4 «широкий ум». Блестяще образованный, любящий и понимающий толк в искусстве. Иван 4 открыл в Москве первую в России типографию, напечатал первую русскую книгу.
С середины XVI (16) века Русь стали называть Московским царством. А Москву считать главным городом русского государства.
Первым русским царём был
ИВАН IV ГРОЗНЫЙ.
- Ребята слушают
Дети слушают
-Слушают
Выполняют
Ребята слушают
Беседа, рассказ, презентация, работа с учебной книгой.
Слайд 3
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14 Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации из общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
смысловое чтение как осмысление вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; свободная ориентация и восприятие текста научного стиля; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.
Регулятивные:
саморегуляция; коррекция; оценка.
Коммуникативные:
постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные: смыслообразование.
Закрепление изученного материала Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. - Теперь давайте посмотрим небольшой видеоролик.
- Ребят пользуясь своими карточками расскажите кто же такой Иван 4 Грозный?
-Рассказывают
Беседа, презентация.
Слайд 15 Познавательные:
структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ объектов с целью выделения признаков; Регулятивные:
прогнозирование; оценка.
Инструктаж о выполнении домашнего задания Объявление детям домашнего задания, объяснение его выполнения - Найдите интересные факт о Иване 4 Грозном. Записывают домашнее задание. Инструктаж.
Рефлексия Организация рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. -А теперь закончите предложения:
сегодня я узнал...
было интересно узнать, о …
было трудно…
-Всем спасибо, урок окончен Отвечают на вопросы Фронтальная беседа.
Слайд 16. КУУД (строит речевые высказывания, выражать свои мысли, делает выводы)ЛУУД (уважает и слушает друг друга)