Урок по теме:РТС по теме: ,,Взаимосвязь кровеносной, дыхательной, опорно-двигательной и пищеварительной систем человека.”

РТС по теме: ,,Взаимосвязь кровеносной, дыхательной, опорно-двигательной и пищеварительной систем человека.”

Образовательные задачи:
Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении и функции органов пищеварительной, дыхательной, опорной, кровеносной систем, выявить качество усвоения учебного материала.
Развивающие задачи:
Применяя индивидуальные, фронтальные, проблемно-поисковые методы, способствовать развитию у школьников умения познавать мир и самого себя, способности использовать знания в реальной потребности в творческой самореализации.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство эстетического наслаждения фактом своего существования. Продолжать формирование гигиенических понятий( о гигиене дыхания, вреде и лечение инфекционных болезней, о вреде пыли, курения, о значении физкультуры и физического труда для всего организма.
Настоящий ученик учится открывать неизвестное
с помощью известного и тем самым приближается к учителю
Гёте
I. 1.Разминка "математическая".
1. Масса лёгких в среднем (1200 гр).
2. Объём крови в теле человека в среднем около ( 5 л).
3. Нормальное содержание лейкоцитов в 1 мм3 (5-8 тыс).
4. Эритроциты живут (120-130 суток) .
5. Лейкоциты живут (3-5 суток).
6. Человек может потерять сознание при превышении концентрации С02 в воздухе до (5,7%).
7. В пищеварении участвуют слюнные железы ( три пары).
8. Наиболее благоприятным режимом питания является: питание (4 раза в день.)
9. В организме человека (210 костей).
10. У человека (12 ребер).
Вопросы зачитываются, цифры учащиеся записывают в тетради, ответы (которые выделены) сверяют с доски.
2. Разминка биологическая. Биологический диктант.
1. Красные кровяные клетки - ... (Эритроциты.)
2. Оксигемоглобин - ... (Соединение гемоглобина с углекислым газом.)
3. Особые белки крови - ... (Антитела)
4. Фибрин -.... (Нерастворимый белок.)
5. Фибриноген - ... (Растворимый белок.)
6. Плазма крови -.... (Межклеточное вещество.)
7. Реципиент - ... (Больной.)
Учащиеся по цепочке быстро отвечают.
3. Разминка общая для всех тем.
Выбери правильные суждения.
1. Эритроциты позвоночных, кроме млекопитающих, имеют ядро. (+)
2. Трахея - это трубка, состоящая из сплошных хрящевых колец. (-)
3. В клетках происходит клеточное дыхание и освобождается энергия. (+)
4. У человека 600 мышц. (+)
5. Эритроциты выполняют транспортную функцию. (+)
6. Суставные поверхности костей тесно соприкасаются друг с другом. (-)
7. Ферменты - это биологические катализаторы. (+)
8. Пищеварение в желудке может проходить только при температуре 35 -37°С и в присутствии соляной кислоты. (+ )
9. Миофибриллы - единицы строения мышечного волокна. (+)
10. Некоторые бактерии толстого кишечника синтезируют витамины(+)
II. Развитие психических механизмов, как память, внимание, воображение, наблюдательность. Развитие зрительной памяти.
Рассмотреть опорно-двигательную систему:

Ключица, лопатка, крестец, позвоночник, копчик, сустав.


Слайд №3
На экране выводятся написанные слова .Учащиеся внимательно читают 3 раза. Записи убираются. Учащимся предлагают ответить по памяти на вопросы?
1. Сколько слов на букву "К"?
2. Верен ли порядок расположения слов?
3. Какое из слов означает подвижное соединение костей ?
4. К какой системе органов относятся все слова?
5. Какое слово самое длинное?
6. Сколько слов заканчивается на букву «К»?
III. Развитие слуховой памяти (текст зачитывается два раза).
Учащимся предлагают найти ошибки и обосновать свои ответы.
В желудке начинается переваривание белков. Основные процессы переваривания пищи происходят в двенадцатиперстной кишке. Самая крупная железа нашего тела это – поджелудочная (печень) Под действием желчи распадаются углеводы (жиры) на простые вещества: глицерин и жирные кислоты. Всасывание питательных веществ происходит в толстой кишке (тонкой).
Ответы говорить устно по желанию, на полях записывать количество найденных ошибок. Все ошибки выделены.
IV. Частично-поисковые задачи (кровеносная система).
а) Привести в соответствие функции клеток:




Эритроцит образование тромба
Тромбоциты защита
Лейкоциты
перенос кислорода
слайд №6

·
б) Какое слово в предложенной ниже системе органов является лишним? (пищеварительная система)
Глотка - гортань - пищевод - желудок - кишечник. Ответ: гортань.
в) Какое слово отсутствует в перечне отделов пищеварительной системы,
найдите ему место в предложенной ниже цепочке слов:
Ротовая полость - пищевод - желудок - кишечник - анальное отверстие
Ответ: в этой цепочке отсутствует второе слово - глотка.
2. Что общего между парами понятий: фибриноген - гемоглобин.
Ответ: белки крови.
3. Распределите названные органы или структуры по системам органов:
а) вена; б) печень; в) поджелудочная железа; г) ключица; д) трахея; е) бронхи.
1) Опорно-двигательная (г).
2) Кровеносная (а).
3) Дыхательная (д, е).
4) Пищеварительная (б,в).
4. Установите соответствие болезни и причины.
а)Болезнь печени –
б)Недостаточное движение –
в)Капельная инфекция –
г)Уплощение стопы –
д)Снижение гемоглобина –
е)Искривление позвоночника –
ж)Заболевание легких –
(Цирроз, грипп, плоскостопие, малокровие, гиподинамия, сколиоз, туберкулез).

V. Творческие задачи.
1. Учитель по своему усмотрению оставляет пустыми некоторые клетки и ученикам дает задание их заполнить.

Система
органов
Главный
орган системы
Функции
Количество

Кровеносная
система
сердце
перекачивает кровь
одно

Дыхательная
система
лёгкие
газообмен
два

Опорно-двигательная система
скелет
опора для мышц
200-210 костей

Пищеварительная система
желудок
переваривание
один


Таблица, после общей работы учащихся появляется на экране.
2.Учащимся предлагают решить следующую задачу. Работа групповая.
После длительной болезни человек пришел в поликлинику. Жалуется на слабость, головокружение, низкую работоспособность. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:
Компоненты крови
Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )
3,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)
5,5 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч
1,5 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )
7 тыс

Концентрация глюкозы (%)
0,10 %

(Анализ крови больного на экране.)
Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни – меры профилактики. Работают все, высказывают предположение.
Ответ: Диагноз: малокровие – анемия Слайд №5
Профилактика и лечение:
полноценное питание. Витамин В12 улучшает кроветворную функцию костного мозга (овощи, фрукты, мясо)
препараты, содержащие железо
прогулки на свежем воздухе (в лесу)
3. «Значение дыхательной системы для организма человека».
Вопрос-ответ. Слайд №8
Возможные варианты ответов на вопрос: «Значение дыхательной системы для организма человека». В работу включается весь класс.

Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды несколько суток, без воздуха – всего несколько минут. Значение дыхательной системы для организма человека велико:
Обеспечение организма О2 и использование его в окислительно-восстановительных процессах;
Образование и удаление из организма избытка двуокиси углерода СО2;
Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды (Н2О),аммиака (NH3), сероводорода (H2S) и других газов и т п
Слайд № 9 Рекомендации по сохранению здоровья
отказаться от вредных привычек (алкоголь, никотин, наркотики, психотропные вещества);
заниматься спортом посильным для себя (в здоровом теле – здоровый дух);
больше двигаться (делать двигательные движения);
больше находиться на свежем воздухе;
следить за своей одеждой в различное время года;
следить за дыхательными движениями;
не создавать стрессовых ситуаций и стараться “обходить” их.
Выйти из непродолжительного стресса помогут несколько экспресс - методов:
Слайд № 10
Контроль за дыханием. Так как в спокойном состоянии человек дышит медленно и глубоко, этот метод вернет вам внутреннее спокойствие: на счет 1 – 4 – вдох, на счет 5 – 8 – выдох, на счет 9 – 12 – задержка дыхания. Повторите несколько раз.
Снятие напряжения с челюстных мышц. Постучите кончиком языка по бугоркам верхнего небо.
Упражнение для мышц тела. Поочередно напрягайте и расслабляйте группы мышц.
Отвлекающий маневр. Посмотрите на окружающие вас предметы и назовите про себя поочередно их название, цвет, форму и назначение.
Звукотерапия. Послушайте любимую музыку.
Вкусное лекарство. Съешьте несколько кусочков темного шоколада, который является хорошим антидепрессантом.
Домашнее задание.
Подготовить сообщение по теме ,, Моё здоровье в моих руках”.


Заголовок 315