Урок по математике 2 класс Структура задачи. Запись её решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: математика
Урок № 1
Тема урока: Структура задачи. Запись её решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели:
Сформировать у учащихся представление о структуре задачи, о взаимосвязи условия и вопроса задачи. Познакомить с записью её решения.
Задачи урока:
Предметные УУД
• формирование общего умения решать текстовые задачи.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
♦ научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, овладеют общими приёмами решения задач.
Регулятивные УУД:
♦ принимать и сохранять учебную задачу;
♦ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Коммуникативные УУД:
♦ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
♦ формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные УУД:
♦ формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
♦ способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся
 1. Организационный момент (1-2 минуты)
 
Устный счет (Слайд 1-10)  Психологический настрой на работу.
Прозвенел для нас звонок,
Начинать пора урок.
Мы немного повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
Развернёмся и к гостям,
Поприветствуем их там.
А теперь не отвлекайтесь,
За работу принимайтесь!
 Проверяют готовность к уроку.
  2. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
 
 
Разгадайте ребус:

Прочитайте название темы, которую мы начинаем изучать. Слайд 11
Какие учебные задачи попробуете поставить?
Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача»?
Где это нам может пригодиться?
Формирование темы урока
4.      3. «Открытие нового знания»
(7-8 минут)
  Прочитайте текст, У. с 70: «Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой».
№229 №1.
-Какой текст можно назвать задачей, а какой нет?
• Маша нашла 7 лисичек, а Миша – 5. Сколько всего лисичек нашли Миша и Маша?
• Маша нашла 7 лисичек, а Миша - на 3 больше.
Выберите: какой из вопросов подходит ко второй задаче? Слайд 12
1) Сколько всего учеников в классе?
2) Сколько лисичек нашёл Миша?
3) Сколько белых грибов нашла Маша?

Почему вопросы №1, №3 не подходят?
Прочитайте тексты в пункте 2. Можно решить хотя бы одну из них?
• В классе 12 девочек и столько же мальчиков. Сколько всего учеников в классе?
• На сколько больше марок у Пети, чем у Иры?

А теперь выберите условие к вопросу: Слайд 13
1. У Пети 8 марок, а у Иры – 3 марки:
2. У Иры и Пети всего 7 марок;
3. У Иры 7 марок, а у Пети 4
Сравнивают тексты с целью выявления, какой из них является задачей, а какой нет.
Анализируют задачу, устанавливают взаимосвязь между условием и вопросом задачи.

Выбираем условие под номером 1), потому что в задаче спрашивается:
- На сколько больше марок у Пети?
Динамическая пауза 5.     4. Первичное закрепление
(4-5 минут)
  Прочитайте тексты в пункте 3. Верно ли утверждение, что одну из этих задач нельзя решить? Почему? Слайд 14.
• На одной тарелке 3 огурца, а на другой – 4. Сколько помидоров на двух тарелках?
• На одной тарелке 3 огурца, а на другой – 4. Сколько огурцов на двух тарелках?
- вторую задачу можно решить, так как в условии и в вопросе есть связь.
Сделайте вывод: что же такое условие?
Что такое вопрос?
Кто понял, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос)
Да. Это главные части задачи, они отличают ее от простого текста. Слайд15 .

Нельзя решить первую задачу, так как в условии идет речь об огурцах, а в вопросе спрашивается «Сколько всего помидоров?».
О чем говорится, что уже известно.
Что спрашивается, что неизвестно, что нужно узнать.
Из условия и вопроса.
6.     Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
   Прочитайте тексты в пункте 4. Сравните: чем они похожи? Чем отличаются? Можем ли мы решить их?
• В одной корзине 9 грибов, а в другой – на 3 гриба меньше. Сколько грибов в двух корзинах?
• В одной корзине 9 грибов. Сколько грибов в двух корзинах? Слайд 16 .
Действительно, во второй задаче не хватает данных для решения. Такой текс называют задачей с недостающими данными. Чтобы ответить на её вопрос, условие нужно дополнить.

Динамическая пауза
№230 (текст задач на интерактивной доске)
1. В классе 10 девочек и 20 мальчиков. Сколько всего учеников в классе?
2.У Пети 12 марок, а у Иры 9. На сколько больше марок у Пети, чем у Иры?

Прочитайте условие первой задачи.
Прочитайте вопрос.
Какое решение выбираем?
Я буду писать на доске, а вы – в тетрадях.
10+20=30 (уч.)
Ответ: 30 учеников.
Обе задачи о грибах в двух корзинах. В них одинаковый вопрос.
Девочек в классе 10, а мальчиков 20.
Сколько всего учеников в классе?
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 минут)
№ 230 пункт 2 (Проверка: У. с. 71)
№ 229 пункт 4.1- резерв Рефлексия деятельности.
 
9.      (Итог урока 2-3 минуты)
 
  Сделайте вывод: что нового узнали?
«БЛАГОДАРЮ»
В конце урока  предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.
Домашнее задание. ТПО 1, № 90.
 
 
Самоанализ конспекта урока
Урок открытия новых знаний по теме «Структура задачи. Запись её решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи» способствует формированию и развитию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Место урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Задачи», всего – 8 часов.
Развивающий потенциал: урок способствует формированию представлений о структуре задачи (условие, вопрос), о взаимосвязи условия и вопроса задачи.
 Аргументация возможности урока в развитии УУД.
         1 этап урока. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Личностные УУД: cоздаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учитель проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, проводит параллель с ранее изученным материалом.
2 этап урока. Актуализация знаний.
Устный счет. Интерактивная раскраска.
3 этап урока. Целепологание.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем по определению темы урока.
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Регулятивные УУД: обучающиеся по вспомогательным словам составляют план действий урока (планирование действий).
4 этап урока. Открытие нового знания.
Учитель организует деятельность по исследованию проблемной ситуации.
- Прочитайте тексты и ответьте – какой текст можно назвать задачей, а какой нет?
Ученики, работая в парах, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение слушать и слышать других, выражать свое мнение; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации), находят информацию в учебнике, сравнивают, выявляют сходства, различия (познавательные  УУД – логические).
5 этап урока. Первичное формирование умений и знаний на основе самоконтроля.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, используя найденную информацию. Это способствует развитию познавательных общеучебных УУД (умение осознанно строить речевое высказывание, структурировать знания, рефлексия способов и условий действия).
6 этап урока. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Ученики выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Это способствует развитию регулятивных УУД ( контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
7 этап урока. Рефлексия деятельности.
Учитель организует рефлексию, акцентирует внимание на конечном результате деятельности обучающихся на уроке, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
III. Отбор содержания урока.
Учитель предлагает задания адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока, принципам обучения. Содержание урока опирается на задания учебника, рабочей тетради, жизненный опыт детей.